[158] Даже собрав 20 – 25 процентов членов всего Кнессета в правительстве «национального единства», расплатившись средствами из бюджета за создание ненужных постов министров и замминистров, остановив деятельность оппозиции, премьер-министры не смогли избавиться от парализующего давления не только разнопартийных членов возглавляемого ими правительства, но и партийных комрадов своих партий. Речь идет о правительствах «национального единства» во главе с Ш.Пересом, 21-е правительство; И.Шамиром –22-е, Э.Бараком - 28-е и А.Шароном - 29-е.
[159] Среди прочего идеология предопределяет форму и этику диктата лидеров в отношении центрального аппарата, рядовых членов и сторонников своей партии, а также общества в целом.
[160] В настоящей работе роль общественных движений не рассматривается отдельно от партий, поскольку многие из движений так или иначе связаны с деятельностью политических партий, а руководители движений не отказались от членства в партиях или не приостановили его. О контрдиктатных личностях национального масштаба автору ничего неизвестно.
[161] Alan R. Ball, B. Guy Peters. Modern Politics and Government, Sixth ed., Macmillan Press Ltd. 2000, р. 104.
[162] В американской политологии называют марксизмом, хотя экономические труды К.Маркса имеют очень высокий рейтинг в США.
[163] Предвыборная программа ведущей партии Национального лагеря перед выборами 13-го Кнессета гласила: «Закрепить еврейский характер государства, положить в его основу ценности еврейского наследия. Мы выступаем против отделения религии от государства. Существующий «статус-кво» следует сохранить. Укрепить государственно-религиозную школу».
[164] Идеологическая доктрина «Хад-нес» (Единственное знамя, ивр.) Зеэва Жаботинского.
[165] «Людям свойственно – и это почти закон человеческой природы – быстрее и легче сходиться на негативной программе, на ненависти к врагам, на зависти к тем, кому лучше живется, чем на какой-то положительной конструктивной задаче». Ф.Хаек (Нобелевский лауреат), «Дорога к рабству», Лондон, 1987, с.157.
[166] Например, исконные еврейские территории, которые по убеждению большинства политиков Национального лагеря, не могут оцениваться по нормам международного права. Между тем, послевоенное международное право (с 1945 года) эти исторические основания в качестве источника права не признает.
[167] Свидетельство - голосование в Кнессете депутатов этого лагеря в защиту демократии, в том числе эпизод с голосованием в 2002 году против создания нового судебного органа (под видом Конституционного суда), направленного на замену Высшего суда справедливости, который при отсутствии конституции пытается защищать демократические свободы.
[168] Общеизвестно, что традиции - это всего лишь исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиции восходят чаще всего к каким-либо практически полезным действиям. Некоторые традиции (различного рода запреты или обязательное исполнение, имевшие практический смысл) были канонизированы религией и стали обязательными для тех, кто ее исповедует. В этом был глубокий исторический смысл: большинство малообразованных людей приучалось беспрекословно исполнять полезные для них же запреты. Однако многие традиции безнадежно устарели, сегодня они лишены всякого практического смысла. В силу сказанного сегодня нет альтернативы в споре о сохранении еврейского характера демократического государства: только еврейское демократическое. Еврейский характер светского государства Израиль - такой же феномен, как французский характер Франции (моноэтнический) или как американский характер Соединенных Штатов Америки (мультиэтнический), см. конституции цивилизованных стран, например, Французской республики, Японии.
[169] Здесь мы вновь возвращаемся к понятию цели и ее роли в политических решениях с точки зрения системного анализа. В «старых» демократиях (Англия, США, и др.) партии типа В и С ориентированы на общую цель, закрепленную авторитетом конституционного монарха или конституции. В ходе политической борьбы они могут выбирать лишь разные средства. Тем же заняты там центристские партии, играя позитивную роль. В Израиле - молодой демократии, которая еще не определила цель государства, центристские партии, выбирая средства (как музыкант без партитуры), иногда косвенно могут поддержать враждебные демократии решения, направленные на ограничение прав светских граждан: например, поддержка законов об обязательном ортодоксальном гиюре, о запрете смешанных браков, о запрете на ввоз некошерного мяса и многие другие.
[170] Например, в американской практике 200-летней демократии на роли президентов выбираются, как правило, известные и авторитетные лица, занимавшие посты первых руководителей: губернатора штата, командующего военными силами государства, глав общественных движений.
[171] Д.Бен-Гурион осудил узкопартийный подход только в конце своей карьеры.
[172] Совпадение политических позиций «правых» и «левых» политических партий подтверждает мнение американских политологов (см. главу «Роль политических сил») об антидемократическом революционно-коллективистском характере этих двух сил при кажущемся внешнем противоречии между ними.
[173] Спокойствие на границе, Египет не участвовал в агрессии арабских стран против Израиля и даже сдерживал антиизраильские эмоции на межарабских форумах, а также стимулировал мир с Иорданией.
[174] По результатам социологических опросов, опубликованных в сентябре-декабре 2001 года.
[175] Примеры высшей электоральной активности дают тоталитарные коммунистические режимы: СССР, КНДР, КНР (свыше 99 % зарегистрированных избирателей).
[176] Даже будучи во власти, руководители этого направления не осознали пропагандистского заряда политического ярлыка «левый» и не попытались сбросить с себя проклятие «левизны». Политические противники с успехом использовали этот ярлык, внедряя в общественное сознание идею о том, что нынешние израильские демократы являются продолжателями идеологии коммунистических режимов (большевиками), которые тоже называли себя левыми. Западная политология относит государства «левых» коммунистов и «правых» фашистов к одной политической категории революционно-коллективистских режимов (см. схему на рис. 8).
[177] Общественные и политические организации этого направления, не имея признанного лидера, занимаются дискуссиями внутри узкого круга сторонников вместо организационной работы.
[178] Речь не идет о Судном дне и Дне 9-е Ава, ставшими традициями всего еврейского народа.
[179] Следуя принципу верховенства политического компромисса в политике за счет ущемления прав человека, власть использует три основных метода: вместо принятия закона передает решение нижестоящим уровням управления (так было, например, в вопросе о захоронении военнослужащих, погибших при защите государства – решение с законодательного уровня перенесено на уровень командования армией, что в ряде случаев создает непреодолимые препятствия), передает принятие решений в судебные инстанции или откладывает на неопределенное время.
[180]Нередко по политическим мотивам либералы делают то же самое. «Если по поводу законодательных изменений таковых найти не удастся, партия (Авода) станет сохранять «статус-кво» в религиозных делах», Политическая платформа партии Авода к выборам в Кнессет и премьер-министра Э.Барака в 1996 году.
[181] В последние годы численный прирост депутатов Кнессета ультрарелигиозных партий значительно пополнился за счет Ликуда, а политическая поддержка ультраортодоксов - этническими партиями, преимущественно «русскими».
[182] Мишель Малерб, Религии человечества, изд. «Рудомино»- «Университетская книга», Москва- С.Петербург, 1997, с. 60.
[183] Полученные результаты не могут рассматриваться как феномен еврейского государства. Лишь 1/5 всех ныне зарегистрированных ООН государств мира могут считаться излечившимися от тривиальных болезней недемократического управления. В этих государствах жизнь человека, его права и свободы закреплены и защищены конституционно. Этому в немалой степени способствовало политическое сознание, политическая культура и гуманистическая мораль народов, для пробуждения которых власть создавала соответствующие условия. Представленная методология анализа управления государством как организационной системой может помочь диагностировать болезни других государств, которым еще придется проходить этот путь, правда, уже при поддержке тех государств, которые движутся по пути к гражданскому обществу и способны всеми силами защищать идеи ценности и неповторимости жизни человека.