Смекни!
smekni.com

Новое государство израиль – выживет? (стр. 3 из 28)

Продолжительность правления конкретного иерарха зависит от типа государственной власти (политического режима). По классификации, принятой еще во времена Сократа, следуют один за другим четыре повторяющихся типа власти: аристократия, олигархия, демократия и тирания. Отличие аристократии (монархического правления) и тирании лишь в порядке вхождения во власть: по наследству или путем насильственного захвата. По современной классификации выделяются три типа политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический.

Авторитарная власть монархического типа характеризуется концентрацией всей власти в руках монарха или правящей касты, запретом оппозиции, культивированием в массах раболепного отношения к власти, страхом и фанатизмом. Продолжительность существования монархического строя составляла тысячи лет, а средняя продолжительность властвования древнего монарха (фараона, царя, мандарина) – более 30 лет. В древнем Египте (номы и монархия IY – II тысячелетия до н.э.) монарх правил в среднем 33 года (свидетельство Геродота, Y в. до н.э.). В новую эру продолжительность властвования монарха уменьшилась. Например, в Англии – Великобритании, начиная с 827 года н.э. монарх правил в среднем 18.3 года. Хотя двое из них (король Георг Ш и королева Виктория) были у власти 59 лет и 63 года соответственно. После провозглашения конституционной монархии (1649 г.) до наших дней средняя продолжительность царствования (но не правления) монарха увеличилась до 20 лет.

Тоталитарные режимы представляют собой крайнюю степень диктата, который опирается на мощный аппарат бюрократии, полиции, тайных органов подавления, армию и идеологический аппарат. Эти режимы недолговечны, хотя и опираются на поддержку большинства населения[19]. Самая большая продолжительность существования тоталитарных режимов нашего времени: СССР – 69 лет (до начала перестройки), Китайская народная республика (эпоха Мао- Цзэдуна) – 27 лет, фашистская Германия – 12 лет. При этом сами тираны правили максимальное время (до смерти): Сталин –29 лет, Мао-Цзэдун – 27 лет, Гитлер – 12 лет.

Иное дело - демократический режим народовластия, характеризующийся свободным волеизъявлением народа, верховенством законов, провозглашением принципа социальной справедливости и равенства перед законом, который создает условия для длительного существования государства[20]. Так в Великобритании режим конституционной монархии, фактически обеспечивающий демократические права и свободы человека, существует после принятия «Билля о правах человека» уже более 330 лет. В США права и свободы человека провозглашены в Конституции почти 220 лет назад, при этом период пребывания президента у власти ограничен законом. Принцип своевременной сменяемости власти (впервые упомянут у Конфуция) служит для предотвращения диктатуры, в наше время называемой культом личности. Вслед за конституцией США этот принцип вошел в конституции всех демократических стран. В США продолжительность правления президента в качестве главы государства и исполнительной власти - не более двух раз по четыре года. Период удлиняется при объявлении чрезвычайного положения в стране. Реально за всю историю США с начала правления первого президента, Вашингтона (1789 г.), до 43-го президента, Буша (младшего), средняя продолжительность президентского правления составила 5 лет, а в ХХ веке – 6.3 года, т.е. почти 80 % отведенного конституцией времени. В Англии при парламентской системе правления средняя продолжительность пребывания правительства у власти с 1727 до наших дней составила 3.4 года, т.е. в полтора раза меньше, чем при президентском правлении в США. При сохранении примерно равных социальных условий жизни в обеих странах показатели их экономического роста несопоставимы даже в пересчете на душу населения. Это еще раз дает повод предположить, что успехи в развитии государства существенно зависят от эффективности функционирования его органа управления, его исполнительной части - правительства и его главы.

ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА ЕВРЕЕВ

Кто не способен помнить прошлое,

тот осужден его повторять.

Дж. Сантояна, американский философ (ХХ век)

Очерк истории

История еврейской государственности (как и всемирная история государственности) представляется как периоды объединения людей под властью иерарха (индивидума, обладающего «пассионарностью» - большой мощью жизненной инициативы, агрессивности). Объединение приводило к быстрому развитию орудий труда и оружия, усилению защиты от внешних и внутренних опасностей. Однако сохранялся страх перед необъяснимыми явлениями в природе, в жизни самого человека и общества. Отсутствие рационального объяснения причин, вызывающих страх, порождало веру в существование трансцендентного начала и стимулировало появление лиц, утверждавших свою связь с потусторонними силами. Пассионарность иерарха, его восприятие мира по-разному трансформировались в социумах.

У оседлых племен, живших компактно, иерарх диктата (назовем его «прагматический лидер») занимался практическими делами всей общины: определял направление жизни сообщества (цель), распределял роли, делил добычу и вел суд (прообраз светской власти). У этих сообществ «связь» с трансцендентным началом осуществляли контрдиктатные лидеры (будущая религиозная оппозиция). У кочевых племен жизненные проблемы решали сами главы семей, кланов. На случай войны семьи, кланы объединялись под управлением одного из глав, бравших на себя роль духовного лидера, который, «общаясь» с потусторонними силами, лучше знал, как защититься от врагов или рассудить спорящих. Это различие оседлых и кочевых народов определило два пути развития государственности. Первый: чтобы оградить государственные дела от вмешательства «представителей» сверхъестественных сил, иерарх диктата возводил самого себя в ранг трансцендентной силы (фараон – сам бог, IY – II тысячелетия до н.э.). Иногда он объявлял себя обладателем права общения с трансцендентной силой (китайские мандарины, датируется примерно с 1700 г. до н.э.)[21]. При втором пути, характерном для кочевых племен, роль объединителя семей и кланов исполнял духовный лидер: первосвященник, судья, и лишь потом появлялся прагматический лидер.

Описание второго пути мы встречаем в книге пророка Шмуэля (XI век до н.э.). Уступая требованиям старейшин избрать царя для еврейского народа, пророк Шмуэль – один из выдающихся иерархов эпохи Судей – вынужден был согласиться на провозглашение царя. Однако он убеждал, что провозглашение царя – «это зло» (Шмуэль

I 8, 12-13,20). Избрав царя, «мы будем похожи на другие народы». Самый ужасный, по его мнению, порок[22]. Пророк, по-видимому, был знаком с двухтысячелетним опытом монархических государств - Месопотамии и Египта - и понимал, что избрание царя ограничит его власть. Поэтому пророк передал первому царю не все властные полномочия, а только исполнительную власть, оставив себе законодательную и судебную. Первый царь Шауль (в русской и английской транскрипции – Саул), 1020 – 1000 г. до н.э.[23], после смерти пророка Шмуэля превратился в монарха, т.е. объединил в своих руках все ветви власти. При его правлении, как пишет известный английский историк М.Грант[24], двенадцать колен (племен) израилевых смогли окончательно сформировать единое политическое образование, охватывающее весь Израиль. Несмотря на сохранившуюся межплеменную неприязнь, стало существовать некое национальное единение. Для этого каждому из племен пришлось не только преодолеть местнические центробежные тенденции, но и вместо них принять чужеземный институт национальной монархии – «как у прочих народов». Царь Шауль для укрепления своего едва возникшего царства впервые в истории евреев принял ряд мер по его укреплению: создал иерархическую структуру диктата. Это был слой проводников диктата (сановников и чиновников) – новый класс, связанный с царским двором и служивший царю за щедрую плату. Царь Шауль начал создавать и другой иерархический слой - наемных орудий диктата: постоянную наемную армию, поставив над ней «начальника войска» (своего кузена Авнера). Несмотря на свою жестокость (карая амаликитян, истребил даже их скот, а подозревая жителей города Нова в содействии мятежу Давида, устроил резню среди священников города), Шауль мог бы, по мнению исследователей, стать основателем династии, если бы его сын Ионафан не погиб в сражении у горы Гильбоа.

Следующий царь – Давид (1000 – 965 г. до н.э.) - расширил территорию древнего Израиля. Время его правления рассматривается историками как период длительного мира и процветания – образ Золотого века. Чтобы согласовать древние идеалы с требованиями новообразованной империи и создать жизнеспособную систему управления, царь Давид еще более укрепил слой проводников диктата: он создал институт высших чиновников – рабов царя («эбдим а-мелех»), использовав финикийскую модель. Был учтен также опыт Египта, откуда он пригласил советников. Власть была структурирована: военачальники, госсекретарь («сэфэр»), царский герольд (нечто вроде пресс-секретаря) и царский сборщик податей, контролер трудовой повинности («ашер-аль-гимас»). В государстве была проведена перепись населения. Возник небольшой, но могущественный и богатый правящий городской класс.

Следующим монархом, продолжившим династию царя Давида, стал царь Соломон (965 – 927 г. до н.э)[25]. Его царствование, согласно «Третьей книге Царств», принесло народу мир и процветание. В период правления царя Соломона численность населения страны увеличилась до 800 тыс. человек, т.е. вдвое. Основой его успешной внутренней политики была прагматическая доктрина, направленная на сведение израильских, ханаанейских и других подданных, включая и иностранных жителей, в единую национально-религиозную общность. Привлечение чиновников, выбор которых не обусловливался происхождением, национальностью или состоянием, позволило использовать более совершенные иностранные модели управления. Для ослабления местничества царь Соломон разделил страну на 12 префектур, из которых лишь шесть носили названия израильских колен (племен). Широко использовался и принцип делегирования власти: муниципальное управление было передано в руки местных жителей. Поощрялись доверительные отношения с соседними странами путем интенсивной торговли, аренды территорий и личных матримониальных связей.