МЕДИАЦИЯ - это процесс разрешения проблем между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника; это метод, при котором стороны управляют и владеют как самим процессом, так и его результатом - соглашением, ничего не решается без согласия сторон.
Медиацией могут разрешаться любые споры, в которых стороны действительно хотят уладить свои разногласия, поскольку медиация представляет минимальный риск. В худшем случае - это лишь потеря времени. Если в ходе медиации не достигнуто соглашение, стороны могут обратиться или вернуться к судебной или другой процедуре. И даже в тех ситуациях, когда проблема не разрешается медиацией, стороны обычно глубже осмысливают конфликт и свои интересы. Впоследствии они более эффективно взаимодействуют с судом. Кроме того, стороны получают полезные советы о стиле поведения, что может помочь им в предотвращении будущих конфликтов.
В настоящее время, основной интерес в сетевых возможностях медиации или посредничества.
Посредничество не может не быть подвергнуто новым ИТ технологиям, потому что взаимодействие является центральным в посредничестве, чтобы уменьшить конфликт и достигнуть соглашения. Процесс посредничества - процесс, в котором у медиатора будет много решений и вариантов, чтобы эффективно взаимодействовать онлайн со сторонами. Медиаторы чрезвычайно быстро реагируют на взаимодействие; большая часть усилий медиаторов постоянно находится в их контроле за процессом взаимодействия. Кроме того, посредничество как процесс того, как взаимодействие структурировано между сторонами, между сторонами и медиатором, часто является основанием для соглашений, достигнутых сторонами.
Необходимо определить точно, каково сетевое посредничество, так как этот процесс так изменчиво представлен в Интернете. С неясными целями, разработка значимых испытаний и типовых стандартов в посредничестве является трудно предполагаемой.
Электронный процесс посредничества обычно начинается, когда истец регистрируется у провайдера либо поставщика услуг OADR, который предлагает электронный процесс посредничества. В некоторых случаях, ссылка OADR может быть находиться на вебсайте электронного бизнеса, сообщая пользователям, что, нажимая на эту ссылку, они могут заполнить бланк жалобы. Затем, если стороны не могут прийти к соглашению между собой, провайдер OADR назначает медиатора. Медиатор использует информацию, предоставленную истцом, чтобы войти в контакт с ответчиком и пригласить его или ее участвовать в продолжениях OADR.
В настоящее время нет никакой применяемой правовой нормы, обязывающей решить спор в процессе посредничества. Тем более посредством онлайн-взаимодействия и технологий. Это - процесс, которым управляет полностью договор сторон и полностью полагается на честные намерения обеих сторон, взаимную цель разрешить возникший конфликт для его успеха.
Если стороны намерены решать спор в процедуре посредничества, они должны сначала согласовать регламент (сроки; условия), которым они должны следовать. Стороны согласовывают процедуру, и они всегда контролируют расписание, принятие соглашения (решения), и в конечный результат соглашения.
Затем, медиатор проверяет документы, представленные участниками, и идентифицирует специфические вопросы (проблемы), которые будут рассмотрены. Обмен предложениями, документами происходит между сторонами с вмешательством медиатора, и стороны пытаются урегулировать спор. Участников просят предложить решения по определенным проблемам и их требования. Предложенные решения объединяются и синтезируются медиатором, и используются, чтобы разработать более конкретные предложения. Участников просят ответить на идентифицированные предложения. В конце процесса посредничества медиатор заполняет форму разрешения спора, разъясняя результат и любые достигнутые соглашения.
Медиатор может закончить посредничество, если этого требует одна или обе стороны. В принципе, обе стороны могут прекратить процедуру на любой стадии, не приводя причины и, очевидно, это приведет фазу примирения к концу. Другими словами, никакая сторона не обязана достигать соглашения через процесс посредничества. Кроме того, посредник в любое время может прекратить посредничество, если, по его мнению, процедура посредничества, вероятно, нанесет ущерб одной или обеим сторонам, или если сторона использует процесс неуместно, задерживая процесс в ущерб другому, или не поступает добросовестно.
У посредника нет никакой власти вынести решение или обязать стороны исполнить решение. Другими словами, власть принятия решения лежит на сторонах и по процессу и собственно по существу проблем. Как видно, посредничеству не хватает законной силы, потому что решение посредника не связывает стороны, - это главный недостаток. Это может препятствовать сторонам попытаться обратиться к посредничеству в страхе, что время будет потрачено впустую, использовать другие механизмы урегулирования споров. Следовательно, возможность неучастия в посредничестве может быть высокой.
Некоторые утверждают, что концепция посредничества как добровольного и неофициального процесса представляет самую большую опасность злоупотребления неподходящей или недобросовестной практикой. Это особенно верно в Интернете в контексте урегулирования споров. Хотя есть различие между ADR и онлайн ADR в механизме решения, который является использованием Интернета как среды, чтобы провести слушания.
Онлайн ADR по существу заключается в изменении места встречи, а не в подходе. Онлайн процесс ADR не очень отличается от офлайнового процесса, за исключением того факта, что эта другая форма коммуникации, то есть через Интернет, который используется вместо прямых процедур (переговоры лицом к лицу).
Одинаково, различие между ADR и OADR не должно быть недооцененный, потому что интернет-технология позволяет расширить традиционные методы и механизмы ADR. Компьютерная организация сети не заменяет другой формы человеческой коммуникации. Вместо этого, увеличивает диапазон человеческой связанности и число путей, которыми люди способны вступить в контакт.
Необходимо использовать преимущества онлайн технологий, чтобы максимизировать власть технологии, где отсутствует столкновение лоб в лоб. Не удивительно, что растущее число традиционных поставщиков ADR начало предлагать онлайн услуги ADR в дополнение к существующим офлайновым механизмам ADR. Это разумно, так как грань между ADR, и онлайн ADR все более и более стирается.
2.3. Интернет-Особенности и Арбитраж
Арбитраж - частная судебная система, в который арбитр, или трибунал арбитров (состав арбитров), имеет власть вынести юридически обязательное решение, который может быть претворено в жизнь сторонами. Рассмотрение спора в арбитраже осуществляется за арбитражное вознаграждение.
Арбитражное вознаграждение предназначается, чтобы оплатить услуги арбитров через принудительное исполнение, в случае необходимости. Факт, что стороны согласитесь быть юридически связанными вознаграждением арбитра, отличает арбитраж от посредничества.
В международном контексте арбитраж имеет место в пределах международных правовых рамок и основан на установленных коммерческих методах.
Система международного коммерческого арбитража работает через взаимодействие трех слоев правового регулирования. Первый слой - частное право контракта сторон как указано в арбитражном соглашении. Это включает в себя: законы и процедуры, управляющие арбитражем, властью арбитра (ов), местоположение арбитража, и размер арбитражного вознаграждения. Фактически каждый аспект арбитража определим в арбитражном соглашение. Арбитражное соглашение также может предусмотреть состав арбитража – единоличное рассмотрение спора арбитром или составом арбитров, указать на правила представления свидетельских показаний арбитру, определить юридическую природу просьбы об арбитраже, указать на порядок проведения слушаний по делу, сроки рассмотрения и вынесения арбитражного решение, а также указать на наличие компетентности арбитра для рассмотрения спора, его назначение и отвод. Второй слой - национальное законодательство об арбитраже. Национальное законодательство об арбитраже определяет область допустимого арбитража в пределах страны, и отдает арбитражные соглашения в пределах этой действительной области. У большинства наций в национальном законодательстве закреплены положения об арбитраже, которые гарантируют гармонизацию его осуществления через юрисдикцию. Наконец, третий слой из правового регулирования - Международные соглашения. Безусловно, самый важный юридический документ, регулирующий международный арбитраж – Конвенция ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.), которую почти каждая нация ратифицировала.
Для обеспечения исполнения решений третейских судов, вынесенных против организаций других стран СНГ, бывшие республики СССР могли бы ратифицировать Нью-Йоркскую конвенцию от 10.06.58 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Россия, Украина и Республика Беларусь), а также Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.92 г. государств – участников СНГ, которое подписано 8 государствами.
Конвенция применяется в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические так и юридические лица (ст. 1 Конвенции).
Конвенция (ст. 3) предусмотрела, что «каждое договаривающиеся государство признает арбитражное решение как обязательное и приводит его в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений …». Это позволяет применять процессуальное законодательство тех государств, где имеется порядок приведения в исполнение решений третейских судов, либо исполнять решение в соответствии с самой Конвенцией.