Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 10 из 75)

Размещение актеров в форме латинской «L» снятое камерами, образующими прямой угол, сохраняет эту форму в общих планах, как это показано на рис. 6.3 - каждому актеру здесь также отведена своя часть кадра.

70

71




Рис. 6.1 Актеры располо­жены на прямой линии и снимаются двумя внешни­ми контрпланами, все актеры сохраняют свое положение в кадре в каждом плане.

Рис. 6.2 Три актера стоят, образуя полукруг Снимаются двумя внешни­ми контрпланами. Сохра­няют положение в кадре в двух планах.

Рис. 6.3 Актеры сидят, образуя «L». Снимаем двумя внешними контр­планами. Актеры сохраняют положение в кадре в двух планах.

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

Когда актеры размещены по углом треугольника, то две линии интереса сходятся на доминирующем актере и одна линия интереса также доминирует. Центр зрительского внимания, ровно как и внимание актеров на экране, может перемещаться на любого актера. Он становится как бы арбитром внимания. Поворачивая голову и переводя взгляд с доминирующего актера на третьего, второй таким образом становится значимым персонажем сцены. Этот момент приемлем в двух случаях:

1. Центр внимания попеременно перемещается между двумя актерами. Роль третьего актера пассивна: он определяет движением головы какой из актеров доминирует.

2. Центр интереса ограничен треугольником, образованным актерами каждый из них последовательно становится центром внимания.

Существует три базовых правила съемок методом внешнего противостояния. Они предназначены для особых случаев, так как геометрическая диспозиция актеров не оставляет за каждым фиксированное место в кадре.

Согласно этим правилом камеры размещаются выборочно ни двух позициях из шести, указанных на рис. б.За. Чтобы снять каждого

73


актера на вершине треугольной схемы, делают два дубля камерами

внешнего противостояния.

Рис 6.30 Актеры расположены по треугольнику. Шесть возможных позиций камеры.

ПОЗИЦИЯ А

Доминирующий актер в Центре группы остается на своем месте в двух общих планах, в то время как актеры, находящиеся в кадре по бокам, в каждом кадре меняются местами.

Согласно этой позиции три актера (расположенный на нейтральной линии интереса) находятся точно между двумя точками противостояния, которые дают соответственно вид сзади и вид спереди (рис. 6.4).

Эта позиция хорошо вписывается в группы тесные, перемешанные, где это черепичное наслоение, застывшее состояние требует тщательного изучения действий и реакций актеров, разделенных на две части и скадрированных попеременно.

ПОЗИЦИЯВ

(кок

Здесь актриса, играющая роль арбитра внимания молчаливый зритель), размещена в кадре с другого бока.

Два других актера разговаривают, они размещены каждый в соответствии с общей диспозицией (вдоль линии интереса, которая проходит по диагонали), т.е. каждый имеет в кадре свое место, как это показано на рис. 6.5.

Можно комбинировать с актерами сидящими, стоящими, снимать с различного расстояния, чтобы оживить действие, делая его более динамичным.

Рис. 6.4 Позиция А.


74

75



Позиция С

Доминирующий актер, расположенный в кадре с одной стороны, не меняет свою диспозицию в двух дублях, в то время как

Рис. 6.6 Позиция С.

два других актера в каждом дубле меняются местами.


Рис. 6.5 Позиция В.


76

77


Согласно позиции В, доминирующая линия интереса проходит диагонально в глубине кадра, а актер-арбитр расположен в одной стороне кадра.

По позиции С доминирующая линия интереса проходит по горизонтали между двумя актерами на первом плане, а актер- арбитр расположен позади и над ним (рис. 6.6).

Отметим, что на всех трех рисунках, описанных выше, порядок размещения актеров сохраняется в соответствии с буквами А, В, С.

На рисунках, которые будут следовать далее, мы увидим, что вносит в эти позиции изменения такого порядка.

РАЗМЕЩЕНИЕ КАМЕР ПО Г1РИНЦИПУ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Используя этот метод, можно добиться но экране контраста количеств П, так как внешняя камера снимает всю группу, о внутренняя - лишь одну ее часть. Этот пример разнообразит действие сцены. Возможны два подхода. Рис. 6.7 дает контраст количества 3 к 1.

Рис 6.7 Контраст чисел 3:1. Снимаем последовательно, чередуя внешний и внутренний контрплан.

Второй вариант на рис 6.8 показывает соотношение двух планов как 3 к 2.

Рис 6.8 Контраст чисел 3:2. Снимаем, чередуя внешний и внутренний контрплан.

Еще раз акцентируем внимание на том, что необязательно всем актером одновременно стоять. Один или два из них могут сидеть, опираться на что-либо, лежать, что также дает возможность разнообразить композицию кадров и сцен.

СЪЕМКА КАМЕРАМИ, РАЗМЕШЕННЫМИ ПО ПРИНЦИПУ ВНУТРЕННЕГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Если разбить группу из трех актеров на две части с отношением 2 к 1-му, то здесь можно предложить целый веер вариантов съемок трио актеров (рис. 6.9).

Три дубля внутренне противостоящими камерами могут быть использованы для индивидуальной съемки каждого из актеров, расположенных согласно жесткой треугольной схеме. Одна внешне противостоящая камера дает план всей группы целиком, который может служить планом сцены и напоминать время от времени зрителю о группе в целом. Посмотрите рис. 6.10.

Внимательно следите за соблюдением линии интереса между актерами, когда один является объектом внимания двух других.

78

79


Рис. 6.9 Контраст чисел 2:1. Снимаем двумя внутренними контр- планами.


ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ КАМЕР

Если группа из трех человек, стоящих на переднем плане параллельно к камере, разделены на две составляющих, то в кадре они должны быть расположены в профиль по отношению к камере.

Когда два актера стоят напротив третьего, доминирующего, арбитра внимания здесь нет. Контраст количества достигается этим методом (рис. 6.11). План веси сцены (общий план), показывающий всю группу полностью, обычно используется в начале, середине и в конце эпизода.


Рис. 6.10 Каждый внутренний контрплан дает одного актера из группы отдельно, зятем план ситуации. Напоминаем зрителю о составе группы полностью.

Рис 6.11 Параллельные позиции камеры для съемки группы из трех человек (здесь получается контраст чисел 2:1)

80

81


Если актер в центре играет роль арбитра внимания, группа может быть разделено на три составляющих: актеры, окаймляющие группы, стоят в профиль, а актеры в центре - в фас к камере (рис. 6.12).

Рис. 6.12 Индивидуальная съемка каждого актера группы из трех человек. Используются параллельные положения камеры.

Если две камеры размещены на общей визуальной оси, то первая может показать всю группу целиком, о вторая - одного доминирующего актера приближенным планом. Он может быть как в центре, так и сбоку группы (рис. 6.13).

Рис. 6.13 Два положения камеры на общей визуальной оси. Снимается группа из трех актеров. Один из планов выделяет центрального актера сцены.

Размещая актеров на разных уровнях и разном расстоянии, в зависимости от способов съемки, получают новые сценические композиции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА «СТЕРЖЕНЬ» (ОСЬ)

Трех актеров, снятых в одном фильме, в одной сцене можно давать попарно в каждом общем плане. Персонаж, появляющийся в общих планах, может занимать одно и то же место в кадре или перемещаться в кадре с одной стороны на другую при замене плана.