План 1.ABCDE
План 2. Е А В С D
1
Рис. 7.5 Особый метод съемки группы, где актер, расположенный с края кадра, перемещается в другую сторону при смене планов; оставшиеся члены группы своего положения в кадре не меняют.
Группы из четырех - пяти персонажей могут быть визуально представлены на экране путем перемещений камеры под прямым углом.
109 |
108 |
СЛУЧАЙ С
Съемка группы из пяти человек внешними контрпланами основана на тех же правилах. Рис. 7.6 показывает нам два возможных варианта для одного и того же случая. В первом из них линия интереса проходит между актерами С и Е, а во втором - между С и А. Два актера, расположенные с противоположное стороны от линии интереса, переходят из одной части кадра в другую. Когда доминируют актеры С и Е, эпизод представлен следующим образом:
План1. ABCDE.
План2. С D Е В А. Когда доминируют актеры С и А, формула такова:
План1. ABCDE.
План2. Е D А В С.
Посмотрите на рис, 7.6 и вы увидите, как функционирует формула, когда линии интереса проходят по диагонали.
Рис. 7.6 Группа, где линия интереса проходит по диагонали. Снимаем две противоположные стороны: актеры, которых не касается линия интереса, перемещаются с одной части экрана на другую при смене планов. Схемы указывают возможные варианты для двух линий интереса, проходящих по диагонали.
СЛУЧАЙД
На нашем следующем примере внешние контрпланы применяются для съемок группы людей, стоящих вокруг стола, но с другим результатом,
110
Разговор ведется актерами В и С (Рис. 7.7). Камера расположена по одну сторону от линии интереса, проходящей по двум актерам, размещенным в центре. Обратите внимание на то, как актеры А и D меняют свою позицию на экране в контрплане, а актеры В и С в центре, постоянно остаются в одном и том же секторе.
Рис. 7.7 Когда актеры размещены в центре кадра с целью разделения двух внешних контрпланов, актеры по краям меняют положение при смене планов.
111
РАЗМЕЩЕНИЕ ГРУППЫ
Мы говорили о внешнем размещении камеры по отношению и группе актеров. С другой стороны, внутренний контрплан может раздробить группу, разделить ее на несколько частей и дать, таким образом, эффект визуального противопоставления, где контраст чисел может привнести разнообразие. Такое разделение предлагает три основных варианта:
1. Актер противопоставляется остальной группе;
2. Группа делится на две части: равные или неравные;
3. Группа делится на несколько составных частей.
Для каждого случая дается план ситуации, который начинает эпизод и может быть повторен либо в середине сцены, либо в конце. Рис. 7.8 демонстрирует первый вариант.
Рис. 7.S Группа разделена « доминирующий актер противопоставлен всей группе.
112
Используя два положения камеры внутри группы на внутренних контрпланах, актер противопоставляется группе. Для небольшого диалога эпизод может быть выстроен следующим образом: планы 1-2-3-2-3-2-1; для более долгого диалога - планы 1-2-3-2-3-2-3-1-2-3-2-3-1. Актеры могут быть на различной высоте (рис. 7.9).
Рис. 7.9 Когда группа разделена и доминирующий актер противопоставлен всей группе, актеры могут находиться на разных уровнях не нарушая визуального равновесия.
Планы на рисунках 7.8 и 7.9 показывают размещение 1, которое соответствует плану ситуации и размещения 2 и 3 внутри группы, которые являются внутренними контрпланами.
113
Следующий момент - это разделение группы на составные части. Две небольшие группы с равным числом актеров могут занимать одинаковые части в кадре, как это показано на рис. 7.10. Принцип монтажа схож с предыдущим случаем: план ситуации дан для начала эпизода, затем мы перемещаемся перпендикулярно этому плану, чтобы получить внутренние контр-планы. Эти (более приближенные) два плана состыковываются между собой и мы вновь получаем первый план.
Следующий момент - это комбинация внешних и внутренних контрпланов. Пять актеров, по прямой линии, могут быть связаны по диагонали, по противоположным направлениям в каждом плане, и правая часть будет выделено внутренним контрпланом, (рис.7.11).
Рис. 7.10 Группа подразделяется на две подгруппы и общие планы монтируются параллельно.
114
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Группа может быть размещена согласно геометрической фигуре - по кругу, прямоугольнику, квадрату, треугольнику, либо произвольно. Но композиция кадра зависит от распределения группы и от высоты размещения. Это два элемента, которые позволяют уравновесить композицию на экране. План площадки определяет пространство, которое представляется для каждого актера.
Рис. 7.11 Группа, расположенная по прямой линии, снимается внешним и внутренним контрпланами.
Второй момент - это положение актеров (сидя, стоя, лежа). Эти два момента в сочетании и обеспечивают композицию кадра.
Иногда географические доминирующие формы выделяют основных персонажей. Например, при треугольном размещение актеров, в момент диалога (рис.7.12), образующие основания треугольника.
Для групп, разделенных на три части и более, где также используются планы ситуации и внутренние контрпланы, техника съемки диалогических сцен аналогична той, при которой снимаются
115
три человека, размещенные по треугольной фигуре. Лишь в некоторых углах кадрируется несколько человек (смотрите рисунок 7.13 для группы актеров, разделенной на три части).
Эпизод, где используется этот принцип, может быть смонтирован следующим образом:
План 1. Группа целиком.
План 2. Актер С поворачивается влево.
Рис. 7.12 Группа актеров, снятая первым планом, расположена в виде треугольника. Контрплан подчиняется одному из правил, применяемых к этому расположению.
В эпизоде, который мы только что представили, линия интереса описывает полный круг, проходя от группы к группе (рис.7.13).
План 3. Актеры А и В разговаривают с С, вне кадра.
План 2. С отвечает и поворачивается вправо.
План 4. Актеры D и Е говорят, поворачивают головы и смотрят вправо.
План 3. Актеры А и В, глядя за кадр, влево, отвечают D и Е.
План 4. D и Е отвечают, все еще глядя вправо, за кадр.
План 3. А и В заканчивают разговор с D и Е (за кадром слева), поворачивают головы вправо, где вне кадра находится С.
План 1. Группа целиком. Вновь доминирует актер С. Четыре остальных актера смотрят на него. 116
Рис. 7,13 Прогрессивное изменение интереса перемещается по кругу.
Мы описали общую базовую композицию, где возможны различные решения с некоторыми вариациями. Одна из вариаций (риг. 7.14) - это треугольное расположение шести актеров. Группа в целом представлена первым общим планом согласно двум треугольным образованиям. Первый треугольник расположен слева, с вершиной на переднем плане, с сидящим актером А; второй треугольник - справа, с вершиной на актере. Перемещения камер 1 и 2 кадрирует эти треугольные образования по отдельности, параллельно.
117
Положение камеры 4 под прямым углом по отношению к положениям 2 и 3 кадрируются персонажи, сидящие на переднем плане (треугольное расположение).
В Этой группе доминирующие актеры сидят: они на переднем плане, остальные стоят чуть подальше.
Рис. 7.14 Значительная группа расположена по треугольнику в каоюдом плане.
Другой вариант - разбить группу, меняя фигуры. Например, сначала группа снимается целиком, затем она разбивается на три подгруппы, каждая из которых снимается различными положениями камеры. После того, как они все вновь оказываются в плане ситуации, мы вновь их даем отдельными очень приближенными планами. Но в этот момент группа делится лишь на две подгруппы, представляя визуальные композиции, отличающиеся от трех предыдущих общих планов. Еще одно возможное решение - это смешать все пять общих планов согласно модели свободного монтажа, где периодически дается план ситуации, показывающий всю группу.
МАНИПУЛИТОВАНИЕ ЗНАЧШБЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
Если необходимо снять несколько рассеянных групп и происходящий между ними диалог фиксированной камерой, то лучше всего выбрать центральную группу, либо персонаж, который мог бы стать связующим звеном в диалоге. Его следует показывать в момент, когда он говорит, или в момент, когда слушает, привлекая таким образом внимание публики к различным актерам.
Два общих плана могут использоваться для показа сразу самой значительной части группы. Если линия интереса постоянно меняет направление, то упростите себе съемку, выбрав актера, который четко бы показывал направления поворотом головы.
Большинство режиссеров предпочитают более простые способы: гораздо проще перемещать камеру или актеров, чем снимать такое большое пространство фиксированной камерой. Но в этом заключается мастерство режиссера, чтобы он сумел показать сложный диалог, используя только фиксированные положения камеры и сводя до минимума движения актеров, если они не предусмотрены сюжетом. Альфред Хичкок предлагает нам эпизод такого рода в фильме «Птицы». Это - сцена в кафе: уже после того, как птицы напали на школьников, где пожилая дома, специалист в области орнитологии, подвергает сомнению происшедшее событие. Обратите внимание на этот диалог, в который включен и Даниэль, и бармен, и адвокат, и дама-орнитолог, и мать с двумя детьми, кухарка, служанка, путешественник-коммерсант, капитан корабля, - все они разговаривают. Диалог занимает целую бобину пленки, он длится 8 минут. Хичкок снимает группу в целом и частности, манипулируя ею и используя только статичную камеру.