119 |
118 |
АКТЕР ЛИЦОМ К ПУБЛИКЕ
В кино очень часто необходимо показывать основного актера лицом к толпе людей. Например, авиаконструктор, обращающийся к группе пилотов, или тренер по футболу, говорящий что-то своей команде, или музыкант, выступающий перед публикой, В случае, когда значение публики не слишком велико, то существует два способа ее представления на экране - единой группой, безликой массой, или небольшими группами, соединяемыми между собой центральными актерами.
В первом случае, публика и наш основной герой образуют два полюса внимания и воображаемая линия проходит между ними. Выбрав нужную сторону, камера размещается согласно треугольному расположению или используется только план и контр- планы (один -внешний, другой внутренний) (Рис. 7.15).
Если основной актер смотрит прямо перед собой, это считается безличным способом показа публики. В этом случае актер может поворачивать голову влево во всех планах.
Члены группы, представители публики, не участвуют лично в разговоре, никто из них не встает и не обращается к нашему герою: они - пассивные зрители.
Если наш герой должен перемещать свой взгляд с одного человека на другого, отвечая на вопросы, задаваемые отдельными представителями аудитории, то мы снимаем его и тех, кто задает вопрос согласно треугольному расположению.
Когда группа разделена на секторы, но представители ее не персонифицируются, то секторы располагаются либо по краям толпы, либо по центру. В первом случае, две группы или серия небольших групп расположены по дуге, лицом к нашему герою. Между ним и, представителями группы можно выбрать две точки расположения, камеры: одну - внешнюю, другую - внутреннюю (рис.7.16).
Наш центральный персонаж переключает внимание зрителя, перемещая взгляд с одной группы на другую. Если пассивные актеры начинают разговаривать между собой, это исключает из кадра основного актера и мы вновь оказываемся в треугольном образовании.
Рис. 7.1 S Безличный характер съемки сидящей публики; здесь направление взгляда основного актера указывает на линию интереса. Выбирают одну из сторон для положения камеры.
121 |
120 |
Рис. 7.16 План площадки дня съемки, когда основной актер пробегает взглядом публику, меняя, таким образом, направление пинии интереса.
Рисунок 7.17 представляет нам простой эпизод, где основной актер одновременно и центр интереса, и манипулятор внимания. Число соответствуют нумерации на рисунке 7.16. В показанном примере внешние контрпланы (1-2 и 5-6) определяют место, а внутренние контрпланы привлекают внимание к центру интереса.
122
Рис, 7.17 Развитие эпизода и съемка согласно плану, показанному на рисунке 7.16.
Если основной актер стоит лицом более чем к двум группам, ему все время придется смотреть в разные стороны. Когда два человека смотрят с одной стороны кадра в приближенных планах, они не должны смотреть друг на друга, а должны смотреть за кадр.
123
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НА 90° (КРЕСТОМ) ОТ ЛИНИИ ИНТЕРЕСА
Иногда линия интереса резко меняет направление север-юг на запад-восток. Чаще всего это происходит при съемках сцен на эстраде или перед зрителями, и снимается с двумя центральными точками интереса, расположенными в самой публике.
Рис. 7.18 Положение камеры для съемки линии интереса крест-накрест.
В первом примере (рис. 7.18) акцент ставится на актерах на эстраде. Линия запад-восток доминирует. Актеры разговаривают
124
между собой и иногда смотрят на аудиторию, меняя, таким образом, направление линии интереса. Публика снимается как обезличенная толпа слушающих. Во втором примере (рис. 7.18) очаровательную певицу на эстраде, лицом к оркестру. Когда актеры за столом разговаривают между собой, линия запад-восток доминирует, но когда они наблюдают за певицей, преобладает линия север-юг.
Совершенно не обязательно здесь использовать все положения камеры, представленные на рис. 7.18. Различные комбинации монтажа позволяют совсем незначительно менять положение камеры.
БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ С ОСНОВНЫМ ПЕРСОНАЖЕМ В ЦЕНТРЕ
Если наш основной актер оказывается один посередине толпы людей, он взаимодействует только с той частью толпы, аудитории, члены которой оказываются к нему лицом. Оставшаяся часть не находится в прямом контакте с ним.
Принципы расположения камеры те же, что и раньше: внешний и внутренний контрпланы. На рис. 7.19 положения 1 и 2 -внешние; 3 и 4 - внутренние. Находясь в центре толпы, основной актер становится опорным моментом для камеры, которая опираясь на него, переходит к показу толпы (в планах 5 и 6).
ОПОРНЫЕ АКТЕРЫ
Когда мы рассматривали случай с тремя актерами, мы объяснили, как один из актеров может стать опорным и использоваться в качестве переходного момента для того, чтобы перейти к общему плану всей группы.
Мы говорили, что опорный актер может располагаться с одной и той же стороны кадра в обоих планах или переместиться на другую сторону, привнося, таким образом, некоторое визуальное разнообразие. Оба этих момента используются в случае, когда актер, взаимодействует с группой, публикой и может находиться в центре или с края кадра. В данном примере центральный актер играет роль опорного актера, находясь в центре небольшой группы.
Рисунок 7.20 четко показывает, что центральный актер наиболее значителен в этой сцене. Актеры, стоящие лицом во втором плане и спиной в первом плане, могут быть его друзьями или слушателями. Актриса А переходит с провой части кадра первого плана в левую часть на следующем плане.
125
Рис. 7.19 Доминирующая актриса стоит в центре. Направление ее взгляда определяет линию интереса в сцене и выбирается одна из сторон этой линии для размещения камеры.
Это приближенный план группы, и мы работаем со средними планами, чтобы скадрировать сцену. Но группа, расположенная спиной и лицом к основному актеру может быть более значительной и находиться несколько в стороне. Тогда основной актер становится как бы островком между двумя морями и камера снимает его также, как если бы речь шла о небольшой компактной группе (рис. 7.21).
Рис. 7.20 Центральный актер - опорный актер, его присутствие позволяет разделить группу на две части. Опорный актер меняет положение в кадре при смене планов.
126 |
Рис. 7.21 Ситуация сходная с рисунке 7.20, но для несколько увеличенной группы.
. 127
Два актера, доминирующих или пассивных, так же могут быть использованы в сцене, в качестве опорных. Рис. 7.22 показывают простой случай, где два доминирующих актера расположены в центре группы. Актеры А и В разговаривают между собой, другие видны в глубине кадра и наблюдают за основными актерами, которые в этом плане не участвуют в действии.
Если основные актеры расположены по краям группы, то толпа исключается из кадра в одном из контрпланов.
Рис 7.22 Два основных актера - опорные для монтировки планов всей группы вокруг них. Ключевые актеры здесь расположены в центре группы.
Рис. 7.23 показывает одну из таких ситуаций. В первом кадре сняты только центральные актеры, во втором - группа за ними, но акцент сделан на основных актерах.
Если актеры пассивны в сцене, они могут быть размещены в глубине кадра с целью обеспечить связь разделенной по секторам группы. Тогда они остаются все время в одной и той же части кадра (рис 7.24)
Рис. 7.24 Опорные актеры в этом случае играют пассивную роль, а основные актеры появляются попеременно в центре кадра, каждый общий план снимается параллельно.
Рис. 7.23 Два ключевых актера расположены по кроям группы, поэтому группа снимается лишь одним кадром.
129 |
128 |
ГЛАВА8
СХЕМЫ МОНТАЖА ДЛЯ СТАТИЧНЫХ СЦЕН С ДИАЛОГАМИ
В любой сцене с диалогом, где актеры перемещаются «к», или «от» их позиций и нет движения камеры, весь процесс съемки сводится исключительно к порядку монтажа.