Фильм, как средство выражения, обладает уникальным свойством воспроизводить непрерывное движение, используя отрезки его, запечатленные под различными углами зрения. Сложное движение, представленное отдельными фрагментами, часто более живо и интересно, чем запечатленное одним планом или непрерывными одинаковыми планами. Но очень важно в этом случае, чтобы все отобранные позиции для камеры при съёмках такого движения находились по одну сторону по отношению к линии движения (рис. 9.1)
Если бы камера была расположена по другую сторону линии движения во время съёмки, то сюжет неожиданно пересёк бы экран, и оказался с обратной точки (рис. 9.2 перемещения 3 и 6), и эти планы могли бы не согласоваться.
155
Рис. 9.1 Непрерывное движение, запечатленное несколькими камерами, требует, чтобы все они располагались по одну сторону линии движения.
Рис. 9.2 По принципу треугольника, выбирают одну из сторон от линии движения для расположения камеры и придерживаются только этой стороны. Если произвести съёмку с другой стороны (3 и 6) от линии движения, то эти два плана не смогут правильно согласоваться, так как обратное изображение движения неправильно понимается зрителями.
156
РАЗРЫВ ДВИЖЕНИЯ
Движение, снятое фрагментарно, может быть скадрировано путём представления всех кадров, запечатлевших этапы движения, или только начала и конца движения. Например, показано, как актбр входит, затем сразу выходит из кадра (иногда такие движения занимают лишь половину кадра в противоположных концах).
Когда актёр поворачивается, садится, встаёт, идёт или бежит - это такие типы движения, которые могут быть сняты только двумя позициями камеры по одной визуальной оси, или двумя-тремя по треугольному расположению. Горизонтальные движения (наиболее распространённые) могут пересекать экран по диагонали от нейтральной позиции (идущий прямо к нам, или отходящий прямо от нас) или по кругу.
Любое изменение направления может быть показано на экране при условии, что внимание зрителя не отвлекается в тот момент, когда актер внезапно меняет позицию на диаметрально противоположную предыдущей.
Рис. 9.3 Все изменения направления движения на экране должны быть показаны зрителю таким образом, чтобы они были правильно ориентированы в любой из моментов. План 3, в этом примере, как раз показывает такое изменение.
Например, если вы перемещаетесь от стула к столу, чтобы взять книгу (рис. 9.3), ваше движение может быть запечатлено с позиции I камеры (когда вы встаёте со стула); когда вы идёте по направлению к столу - с позиции 2 камеры; и когда вы подошли к столу - с позиция 3. В этот момент вы берёте книгу и поворачиваетесь, чтобы опять подойти к стулу и сесть. Мы видим, как вы отходите и возвращаетесь на позицию 2 камеры, затем, возвращаетесь к стулу - на позицию 1 камеры.
157
ИЗМЕНЕНИЕ УГЛА ЗРЕНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ
Всё время сохранять позицию камеры с одной стороны по отношению к линии движения - это весьма ограничивающий фактор. Часто вам хочется показать движение с другой стороны, чтобы показать более динамичные моменты, или под другим углом зрения, где более выигрышный вид. Вы можете это сделать путём перебивки но нейтральному направлению либо там, где актёр сам объясняет момент изменения движения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕБИВОК
Перебивки дают возможность зрителям забыть направление последнего показанного движения. Поэтому новое направление не покажется нам неестественным. Зритель, который смотрит фильм, всегда ждёт нового плана. Внимание настолько заинтриговано, что визуальная память ослаблена. Он редко запоминает более одного-двух планов, которые предшествуют плану на экране в этот момент. Внимание, занятое различными моментами сюжета и истории, не может достаточным образом концентрироваться на движениях в эпизоде, чтобы отметить изменение направления движения, вносимое перебивкой. Эпизод с движением, где, например, вы хотите перейти на другую сторону линии движения с тем, чтобы затем иметь более полный план, может быть представлен следующим образом. Машина пересекает сцену справа налево, по диагонали; другие машины идут тоже справа налево перед стоящими людьми; приближенный план уличных часов, показывающих время; затем - приближенный план схемы района; план под большим углом, где уже слева направо, более приближенный план, где другие машины тоже идут слева направо.
НЕОПРЕДЕЛЁННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Другим решением той же проблемы может быть использование моментов, где направление движения неопределённое. Такие моменты могут включаться между частями сцены с изменением направления движения. В том же примере (выше с машинами) мы могли бы дать план с моста, расположенного над линией движения и снимать машины в лоб передним или задним планом. Эти кадры могли бы быть вставлены в сцену между фрагментами с разными направлениями Оба плана с неопределённым направлением могут
158
быть использованы вместе таким образом, что машины идут прямо на нас и проходят под камерой, выходя в конце кадра, затем вновь появляются под камерой и исчезают вдали.
АКТЁР, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Когда актёр показывает изменение направления движения поворотом головы или тела, он может находиться внутри машины или на земле. Направление, в котором смотрит актёр одновременно с круговым движением камеры, обозначает настоящее направление движения машины. Покажем движение вперёд корабля, используя только съёмку с движения с позиции 1 и 3 камеры.
Позиция 2. Приближенный план персонажа, в фас по отношению к нам. Он смотрит за кадр, вправо.
Позиция I. Берег реки перемещается по сцене слева направо, одновременно корабль перемещается влево.
Рис. 9.4 Противоположные направления планов с движения I и 3 могут быть правильно согласованы путём включения плана персонажа, который обозначает это изменение поворотом головы.
Позиция 2. Приближенный план персонажа. Он поворачивает голову справа налево.
Позиция 3. Берег реки перемещается справа налево, одновременно корабль перемещается вправо.
159
Корабль продолжает двигаться вперёд. Мы не теряем из вида это направление движения, несмотря на противоположные движения в сцене, увиденные с позиций 1 и 3.
Позиция 2 та, где персонаж меняет центр интереса, поворачивая голову в сторону, делает изменение направления естественным, не мешая ощущению настоящего движения вперёд. Персонаж, который ориентирует наше внимание, заслоняет задний план, что маскирует неопределённое направление движения корабля. В эпизоде, только что описанном нами, персонаж поворачивается спиной к носу корабля, но этого не видно на экране. Его положение на корабле указывается порядком направлений движений, видимых на экране. Используя те же планы, нам остаётся только сменить порядок направлений при монтаже таким образом, чтобы зрителям казалось, что актёр стоит лицом к носу корабля (всё время сохраняя маскировку заднего плана).
Позиция 2. Приближенный план персонажа в фас. Он смотрит за кадр вправо.
Позиция 3. Берег реки перемещается справа налево, тогда как корабль кажется перемещающимся вправо.
Позиция 2. Приближенный план персонажа. Он поворачивает голову справа налево.
Позиция I. Берег реки перемещается слева направо, тогда как корабль кажется перемещающимся влево.
Если маскировать фон за персонажем, то такую съёмку можно производить и в павильоне. Несмотря на то, что актёр находится на твёрдой земле, можно создать впечатление, что актёр стоит на палубе плывущего корабля.
Два контрастных плана статичных объектов, снятые с одной стороны от машины или поезда в движении, могут быть связаны между собой планом персонажа, внимание которого переключается, а взгляд скользит от одного края экрана до другого. (Рис. 9.5).
Ставя камеру под углом три четверти по отношению к голове идущего поезда (план I), мы получаем, что строения по обочине железной дороги проходят по касательной линии. Позиция 2 (в студии) показывает человека, смотрящего за кадр и медленно поворачивающегося влево. Позиция 3 показывает строения, исходя уже из нового положения. Мы начинаем отдаляться от них, и нам кажется, что мы находимся уже под углом три четверти от задней части поезда.
Рис. 9.5 Два контрастных плана статичных объектов, снятые с одной стороны от поезда в движении, дают возможность снять панораму спереди и сзади. Они связаны введением перебивки изображающей персонаж, который поворачивает голову в другую сторону, что объясняет изменение плана.