Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 29 из 75)

Рис. 11.54 Изображение движения в неопределённом направлении, вставленное между двумя обратными планами, делает переход от одного кадра к другому более плавным.

В первом плане актёр перемещается с края к центру, а во втором с противоположного края к центру. Второй план - это внутренний контрплан.

Их положение теперь противоположно, однако планы хорошо согласуются, движение руки в эпизоде сохраняет постоянное направление.

Рис. 11.55 Постоянное направление движения (жеста) - в данном случае, разнообразное движение руки девушки, которая, даёт пощёчину мужчине, -маскирует внезапную смену положения сюжета в кадре при переходе от одного плана к другому.

АКТЁР ПЕРЕСЕКАЕТ ПОРОГ

СЛУЧАЙ 54

Это наиболее частое движение актёра в фильме. Как правило, достаточно двух положений камеры: внутри и снаружи по одну сторону линии движения (рис. 11.56).

СЛУЧАЙ 55

Если специально выбран особый случай, когда фрагменты действия направлены в противоположные стороны, позиции камеры будут по разные стороны от линии движения (рис. 11.57).

Действие воспринимается как непрерывное движение на экране, направление постоянное, несмотря на противоположные направления в планах 1 и 3.

Такое решение выглядит на экране более динамично, особенно, если движение проходит через открытую дверь в обоих планах. Если

231

230



DO DO 00 QQ QQQQ ШПП QQOQ

дверь остаётся открытой, движение может служить хорошим переходом от одного кадра к другому.

Рис. 11.56 Обычно, для съёмки актёра в момент пересечения порога, используется треугольное расположение камеры. Два положения камеры будут по одну сторону линии движения.

Рис. 11.57 Особый метод съёмки пересечения порога.

Бонд нажимает на кнопку и возникает потайная дверь, за которой видно большое отверстие. Кадр обрывается. Джеймс Бонд внутри резервуара, уже в этом отверстии, закрывает за собой дверь и идёт вперёд (чтобы положить металлические пластинки). Реальный момент движения перехода порога опущен, показаны только первая часть и заключительная. Таким образом, опущена часть, не несущая драматического содержания.

Напротив, открытие двери может соответствовать наиболее драматической ситуации и можно подчеркнуть это, задерживая максимально открытие двери, не замедляя темпа сцены.

В других случаях пауза в несколько секунд, в начале второго плана, может быть использована в момент, когда дверь ещё закрыта изнутри. Затем она открывается и входит актёр, приближавшийся к ней в первом плане.

СЛУЧАЙ 56

Некоторые монтажёры любят выигрывать время, показывая актёра, проходящим через дверь, которая должна быть открытой. Петер Хант, монтажёр фильма "Золотой палец" в первом эпизоде фильма показывает Джеймса Бонда в роли человека-лягушки, прыгающего на дне огромного резервуара.

СЛУЧАЙ 57

Если два актёра двигаются одновременно по направлению к открытой двери, их положения будут противоположными, когда мы дадим контрплан в момент второй части действия (рис. 11.58).

233

232


Рис. 11.58 Два актёра, следующие в неопределённом направлении, меняют своё месторасположение в кадре в процессе перехода ко второму плану, когда они приближаются к камере.

СЛУЧАЙ 58

То же изменение направления произойдёт, если один из актёров стоит возле двери в ожидании второго, который приближается, а затем входит в комнату. Движение актёра, который идёт, происходит

в неопределённом направлении в обоих планах. В каждый возможный момент план актёра, который ждёт, согласуется с планом того, который идёт, таким образом, что актёр, который ждёт, сначала виден с одной стороны кадра, а затем с другой; в то время, как актёр, который идёт, оказывается в центре кадра.

СЛУЧАЙ 59

Иногда, в момент, когда актёр должен войти через дверь, которая закрыта, используется пауза. В первом плане мы видим актёра, который подходит к двери и останавливается, чтобы постучать в неё. После стука в дверь, кадр обрывается и даётся второй план, где мы видим изнутри только дверь. Затем, либо кто-то за кадром приглашает актёра войти, либо актёр сам открывает дверь и входит. Эта пауза в 234

начале второго плана служит маскировкой смены направлений движения актёров. Дверь, показанная изнутри, без всяких движений в сцене, в течение одной-двух секунд, обеспечивает визуальную паузу, которая предшествует открытию двери.

Рис. 11.59 Изменение положения актёров может возникать, когда один из актёров проходит мимо другого, неподвижно глядящего на него.

СЛУЧАЙ 60

Постоянно рассматривая различные ситуации, связанные с пересечением порога актёром, обратимся к случаю, когда два статичных актёра стоят по разные стороны закрытой двери. Чтобы возникало впечатление, что они общаются между собой, планы должны быть представлены в противоположных направлениях.

Тогда возникает впечатление общения: актёры разговаривают, но ни один, ни другой не может открыть дверь. Рисунок 11.60 показывает такой пример. Обратите внимание, что один из актёров кажется стоящим слева, а другой - с противоположной стороны двери (край кадра, к которому другой актёр поворачивается спиной).

235

Рис. 11.60 Нужно показать различное направление взглядов актёров, стоящих по разные стороны закрытой двери, чтобы достигнуть визуальной состыковки кадров на экране.

8. Снимаемое действие происходит в одном секторе в каждом плане. Три правила могут применяться для более динамичного представления непрерывного действия, разделённого на два плана, каждый из которых использует половину кадра:

а) Движение повторяется в одном и том же секторе кадра: либо в одном направлении, либо в противоположных направлениях.

б) Движение начинается и заканчивается в центре, либо начинается с одной стороны, а заканчивается с другой стороны кадра.

в) Движение сходится к центру, либо расходится от центра к краям кадра.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ НЕКОТОРЫХ РЕЖИССЁРОВ

Многие режиссеры и монтажёры предпочитают экономию действия, возникающую за счёт "движения внутри изображения".

Движение снимается таким образом, что актёр не выходит из кадра в первом плане и не входит в кадр во втором.

ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ

Наиболее важные моменты, отмеченные в этой главе, заключаются в следующем:

1. Движение должно быть разделено по меньшей мере на два фрагмента.

2. Смена одного кадра другим должна происходить в момент самого движения.

3. Изменение дистанции расстояния должно быть отражено при смене кадров.

4. Есть два основных типа движения на экране: по направлению к фиксированной точке, или вдоль через экран.

5. При движении на месте три варианта треугольного принципа расположения камеры могут быть использованы для съёмок фрагментарного действия: контрплан, прямые углы и визуальная ось, общая для всех пяти вариантов съёмки.

6. Все представленные приёмы могут быть перевёрнуты при переходе от плана I к плану 2, либо от плана 2 к плану I.

7. Для съёмок фрагментов движения кадр должен быть разделён на два или три сектора.

Рис. 11.61 Повторяемое движение в том же секторе кадра, в одном направлении, либо в противоположных направлениях.

Такие режиссёры считают, что передвижение объекта из центра к краю или наоборот, более эффективно и более экономично, чем действительное удаление объекта съёмки из кадра. Скорость перемещения объекта не важна.

Выбранная модель остаётся неизменной. Используя этот приём вместе с приведёнными приёмами и методами съёмки движения, вы можете достичь быстрого, экономичного и динамичного перехода из

237

236


плана в план, чтобы снять непрерывное движение актёра, животного или машины.

Альтернативно: сюжет может входить в кадр или выходить из кадра - этот прием будет изучен нами в следующей главе.

Рис. 11.62 Движение начинается и заканчивается в центре, либо оно начинается с одной стороны, а заканчивается в противоположной стороне кадра.

ГЛАВА 12

ДВИЖЕНИЕ ВНУТРИ ПЛАНА И ВНЕ ПЛАНА

При этой технике объект съемки в движении в первом плане либо полностью уходит из кадра, либо остается в части кадра, а затем возвращается (или нет) во втором плане. Но для второго плана возникают две возможности: либо объект съемки входит во второй план со стороны, противоположной той, где он вышел, либо он уже находится в кадре в центре изображения или с края.

Три основных правила, резюмированные в конце предыдущей главы, применимы и здесь, кроме возможности продолжить само движение. Когда речь идет о движении вне кадра, то смена планов происходит немедленно после выхода персонажа. Если речь идет о движении вне кадра, то: 1. Кадр обрывается, когда объект съемки находится уже частично вне кадра. 2. План еще немного задерживается на экране после ухода персонажа. Когда персонаж входит в кадр используется противоположная техника. В этом случае применяют пять вариантов треугольного положения камеры: внутренние и внешние контрпланы, прямые углы, параллельное положение камеры и, наконец, общая визуальная ось для двух или более последовательных планов.