Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 39 из 75)

335

334


План 1. План с расстояния. Люди из первых рядов толпы медленно расходятся в разные стороны, выходя из кадра в соответствующей стороне.

План 2. Полный кадр. Несколько ближе к толпе. Опять люди выходят из кадра в разные стороны.


Рис. 17,9 Группа актеров, расходящихся в разные стороны, создает эффект театрального занавеса, открывая сцену с неподвижными актерами на заднем плане.

ПРЕРЫВИСТОЕ ДВИЖЕНИЕ

Бросая беглый взгляд назад на наш разговор о типах горизонтального движения внутри и вне кадра, мы замечаем, что говорили все время лишь о непрерывном движении одного или нескольких актеров. Но прерывистое движение, где, например, актеры поворачиваются, очень распространены в фильмах. Это особенно часто происходит в диалогических сценах, где актерам нужно менять положение. Этот тип движения будет рассмотрен несколько позже в разделе, касающемся монтажа планов и построения эпизода.

План 3. Средний план. Несколько последних представителей толпы покидают кадр, открывая перед нами семью хозяина дворца.

Каждый план длится приблизительно две-три секунды. Все планы даны по одной визуальной оси, и каждый последующий все более приближает нас к актерам. Люди двигаются почти от центра в разные стороны. Одно и то же движение во всех планах.

336

337



ГЛАВА 18

НЕКОТОРЫЕ ТОНКОСТИ МОНТАЖА (КАК РАЗРЕШИТЬ СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОНТАЖА)

Иногда возникают сложные ситуации при монтаже планов, которые диктуются самой динамикой действия. Чаще всего, речь идет о двух моментах, когда применяется прием избытка движения или, наоборот, полного отсутствия движения. В этой главе мы будем говорить о таких способах, которые позволяют решить подобные проблемы монтажа наиболее ясно и интересно.

ДВИЖЕНИЕ МЕЖДУ КАМЕРОЙ И НЕПОДВИЖНЫМ ОБЪЕКТОМ

СЪЕМКИ

Случай 1.

Рассмотрим, прежде всего, случай полного отсутствия движения Центрального актера в сцене. Наш актер сидит один за столиком в ночном баре. Пустые столики вокруг создают ощущение его одиночества, мы видим это в общем плане бара. Теперь мы хотим оборвать кадр и дать актера средним планом, чтобы зритель мог его рассмотреть, узнать и понять выражение его лица: усталое, безысходное, глаза опущены, взор остановился на пустом стакане.

Актер не двигается. В этом нет необходимости. И более того, это было бы драматической ошибкой, если бы он совершил хоть какое-нибудь движение. Но как соединить фиксированный средний план с предыдущим фиксированным общим планом, избегая визуального скачка на экране? Решение этой проблемы заключается в том, что нужно ввести персонаж, проходящий мимо, и после этого движения сменить план (рис. 18.1).

План 1. План с дистанции актера А. Через мгновение проходящая девушка входит с левой стороны и пересекает изображение. Когда ее силуэт в центре изображения полностью загораживает собой актера А, мы обрываем кадр.

План 2. Кадр почти полностью занят девушкой, она продолжает свое движение и уходит, открывая нашего актера А средним планом. План дан по той же визуальной оси, что и предыдущий. Чем же достигается плавный переход от плана к плану? Не тем, что силуэт девушки занимает почти весь кадр, как в первом, так и во втором плане, а тем, что она полностью или почти полностью загораживает собой человека, которого мы должны увидеть более приближенно в следующем кадре.

339


Рис. 18.1 Удачный тонкий переход от тана к плану получается, когда неподвижный актер загораживается проходящей мимо актрисой, пересекающей экран.

Случай 2

Персонаж, который служит более гибкому и плавному соединению двух планов, может находиться уже в кадре в неподвижном положении (рис. 18.2).

340

Рис. 18.2 Актриса, которая служит для того, чтобы загородить собой неподвижного актера, не обязательно должна покинуть кадр в одном из двух планов, на которые разделено ее движение.

План 1. Актер А средним планом, сидит за столом. На переднем плане, справа, стоит актриса В и что-то говорит ему. Чуть позже В идет влево. В момент, когда она загораживает собой А, даем следующий план.

341

План 2. В в центре изображения, проходит влево, открывает А, сидящего неподвижно за столом, и останавливается. Актер А теперь дан приближенным планом.

ДВИЖЕНИЕ В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ПЛАНА

Случай 3.

от

В этой ситуации порядок обратный. Мы начинаем приближенного плана неподвижной актрисы (рис. 18.3).

Рис. 18.3 Актер, перемещающийся от центра в сторону, может удачно соединить два плана, где нет движения основного актера. Основной актер появляется спиной актера в движении во втором плане.

План 1. Приближенный план актрисы А. Она сидит с телефон ной трубкой в руках.

План 2. Полным кадром. Персонаж в центре кадра движется в сторону, открывая за собой актрису А в глубине кадра. В первом плане движения нет совсем. Но движение вводится очень быстро в начале второго плана. Здесь не нужно больше никакого соединения, резкое движение (более приближенного) - естественное и доминирующее в этом плане.

Для этого ключевого движения в начале второго плана любой естественно присутствующий в сцене персонаж может сыграть важную роль: например, официант, если сцена снимается в ресторане.

342

Рис. 18.4 В первом плане женщина на заднем плане перемещается за пределы кадра. Во втором плане, близким кадром, мы видим женщину в движении, она садится и открывает за собой женщину, говорящую по телефону за ее спиной. Женщина садится в профиль. Движение этой женщины способствует плавному переходу от тана к плану, изменяя положение в сцене. Случай 4.

Вместо второстепенного можно использовать нужный персонаж.

343

Например, ввести таким образом новое лицо, которое будет представлено зрителю, одновременно позволяя режиссеру плавно перейти от плана к плану, перемещая неподвижного основного актера (рис. 18.4).

В первом плане женщина говорит по телефону стоя. Другая женщина, рядом с первой, останавливается на мгновение, затем выходит из кадра слева. Через некоторое время мы обрываем кадр и даем следующий план, где видим вторую женщину, которая сидит рядом с камерой. Своим движением она открывает за собой первую женщину, все еще говорящую по телефону, которая теперь видна полным кадром в левой части кадра. Таким образом, достигаются две цели: введет в эпизод новый персонаж, и визуально он связан с первым персонажем, который меняет свое положение в кадре. Для зрителя все ясно.

ДВИЖЕНИЕ ЗА СПИНОЙ НЕПОДВИЖНОГО АКТЕРА

Случай 5.

В исследуемых примерах движение было между камерой и нашим основным персонажем, и внимание зрителя сосредотачивалось на фиксированном актере. Но если этот второстепенный актер в движении и движется за спиной неподвижного объекта съемки, то он становится значительным, тогда как первый начинает играть несущественную роль.

Рис.18.5 Когда актер в движении спрятан за спиной зафиксированного актера на переднем плане, обрыв и смена кадров происходит в момент, когда актер в движении появляется из-за спины неподвижного.

344

План 1. Американский план. В стоит в центре кадра. Актер А входит с правой стороны, направляясь в левую часть кадра. Когда актер А проходит за спиной актера В и В загораживает собой А, кадр обрывается.

План 2. Приближенный план В справа. Позади него появляется А, который перемещается слева и останавливается в этой части кадра. Можно, чтобы на переднем плане было несколько неподвижных человек, но только один человек в движении - это А. Актер В должен быть в центре изображения в первом кадре, чтобы получилась удачная состыковка двух планов.

Случай 6.

Фиксированный план и план в движении могут быть удачно согласованы, если используют технику, где персонаж или машина в движении оказываются за спиной фиксированного объекта (рис. 18.6).

В первом плане человек стоит с левой стороны улицы, делай знаки машине, которая приближается. Машина пересекает изображение справа налево на дистанции. Когда машина оказывается за неподвижно стоящим актером (оба объекта теперь кадрированы в центре), мы обрываем кадр и даем новый план под прямым углом по отношению к предыдущему расположению камеры и снимаем средним планом фиксированного актера. Из-за него медленно выезжает машина, которая пересекает кадр и выходит из кадра слева. Неподвижный актер

Используется положение камеры под прямым углом; состыковка кадров происходит в момент, когда объект в движении (машина) оказывается заслоненным зафиксированным сюжетом поворачи-вается к нам лицом и следит за отъезжающей машиной (за кадром) с расстроенным видом. Этот второй план дается из фиксированного положения камеры. Эпизод взят из фильма Альфреда Хичкока "К северу, через северо-запад", действие происходит, когда биплан преследует Кэри Гранта на пустынной дороге. Другой интересный вариант этого же примера заключается в том, чтобы использовать соотношение под прямым углом между положениями камеры вместо того, чтобы просто двигать камеру по общей визуальной оси. Движение, снимаемое первым планом, длится дольше, чем движение, снимаемое вторым планом, где сюжет быстро выходит из плана за счет увеличения его размеров, что обеспечивает динамичную визуальную интерпретацию самого движения.