Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 40 из 75)

345

ПОЛОЖЕНИЕ КАМЕРЫ ПОД ПРЯМЫМ УГЛОМ

Когда два неподвижных актера снимаются отдельно, каждый своим планом (под прямым углом), эти планы могут быть соединены между собой движением актера, исполняющего второстепенную роль (рис. 18.7).


актера могут иметь индивидуальные центры интереса (что они едят, например), и здесь можно не учитывать направление взгляда для состыковки кадров - необходимое требование для качественной сцены.


Рис. 18,6 Пример взятый из фильма "Ксеверу, через северо-запад"Альфреда Хичкока.

Рис. 18.7 Планы двух зафиксированных актеров - связаны актером в движении, который уходит. Используется расположение камеры под прямым углом.

Первый план дает актера А. Официант на переднем плане стоит секунду, спиной, затем поворачивается и выходит из кадра слева, Даем новый план. Во втором плане (под прямым углом) официант (в центре) выходит из кадра слева, открывая за собой актрису В. Итак, мы располагаем планом ситуации, где можно увидеть двух основных актеров (А и В) вместе и зрителю понятно их действительное расположение в сцене.

Вместо того чтобы прибегнуть к описанной выше формуле, мы вводим актера В. Такой метод более драматичен и ясен публике. Актер легко вводится благодаря движению второстепенного персонажа, официанта, роль которого уже показана перед зрителем в плане 1 с актером А. Также, благодаря этому методу, два основных

346

ДВИЖЕНИЕ ДВУХ АКТЕРОВ

Случай 8.

Оба актера могут быть в движении, и их движения могут пересекаться. Здесь может применяться та же формула (рис. 18.8).

В первом плане полным кадром А направляется по диагонали слева к центру, а В пересекает кадр справа к центру. Когда они сходятся и В загораживается актером А, мы обрываем кадр и даем средний или приближенный план актеров (по той же визуальной оси). В выходит из-за актера А и, наконец, актеры останавливаются в разных концах кадра.

347

КАК ЗАВУАЛИРОВАТЬ АКТЕРА В ДВИЖЕНИИ В ПЕРВОМ ПЛАНЕ Случай 9.

Если актер перемещается (направление не определено) к центру изображения, мы можем легко состыковать кадр с приближенным планом по той же визуальной оси. Если актер отдаляется от нас, его силуэт уменьшается. Если в этот момент дать приближенный план, его тело

План 1. Человек, который стоит спиной к нам и смотрит в направлении озера, виден в правой части кадра. Моторная лодка появляется справа, разворачивается и направляется к центру экрана. Человек приближается к нам и загораживает вид озера с лодкой.

План 2. Приближенный план лодки (та же визуальная ось). Лодка уходит. Решение просто. Движение в неопределенном направлении отходит на второй план за счет отвлекающего момента - более сильного движения. Это дает возможность удачно и быстро состыковать кадр.

Рис. 18.8 Когда два актера встречаются в центре кадра, состыковка кадров может быть произведена в момент их встречи; используются два положения камеры на одной общей визуальной оси.

внезапно резко увеличится, а потом резко уменьшится. Конечно, такая техника визуально не согласовывается. Однако если речь идет о движении через экран, эффект иной. Если мы хотим приблизить персонаж, двигающийся через экран (направление не определено), то нам нужно ввести какой-то отвлекающий момент (рис. 18.9).

348

Рис. 18.9 Объект на переднем плане перемещается с целью замаскировать человека, который направляется к центру кадра. Как только персонаж оказывается спрятанным, мы можем оторвать кадр и дать приближенным планом актера, достигая хорошего визуального согласования.

349

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ

Случай 10.

Перенасыщение движением - это другая крайность, представляющая собой определенную сложность для монтажа двух планов, снятых на одной визуальной оси.

Такое движение чаще всего встречается в массовых сценах, как правило, конфликтной природы. Когда показана неорганизованная толпа, то существуют несколько различных направлений движения. Один или два центральных персонажа в движении в сочетании с перегруженным передним планом могут сделать сцену сложной для монтажа и восприятия зрителем. Существует также риск появления визуального скачка при монтаже.

Принцип съемки в этом случае состоит в том, чтобы использовать отвлекающее движение, в момент которого и делается разрыв планов а затем соединение их при монтаже.

Случай 11.

Расположение камеры под прямым углом по отношению к предыдущему плану способствует тому, чтобы удачно спрятать основного актера, который перегружает фон (рис. 18.10).

Актер А стоит в центре толпы. Чтобы связать два плана, мы вводим другой перескок на переднем плане, который загораживает собой актера А. Второй персонаж на переднем плане перемещается в том же направлении, и мы видим актера А уже приближенным планом.

Случай 12.

Два плана толпы могут сниматься и по одной визуальной оси, используя тот же принцип. Сначала, мы даем средним планом несколько пар, танцующих на танцплощадке. Чтобы перейти к общему плану танцевальной площадки, где она видна полностью, мы даем моментальное переключение внимания на двух персонажей на переднем плане. Этот отвлекающий момент настолько силен, что даже грубый переход от плана к плану пройдет незамеченным.

350

Рис. 18.10 Актеры второго плана перемещаются под прямым углом по отношению к другим актерам, позволяя удачно состыковать планы, сосредотачивая внимание на основном персонаже, который стоит неподвижно за другими актерами.

ЗАМЕНА НЕПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА

Случай 13.

Движение актера может маскировать наш центр интереса во время смены планов. Давид Дин в своем фильме "Доктор Киваго" использует этот прием в эпизоде, где Евграф (Алек Гинесс) приходит к своему сводному брату Живаго (Омар Шариф). Евграф застает

351

Живаго в момент, когда тот собирает дрова для печи. Позже, в комнате Живаго, он встречает его семью и они разговаривают. Живаго стоит у стены средним планом. Евграф входит в кадр справа и пересекает его справа налево. Когда в центре кадра он прячет за собой Живаго, кадр обрывается и дается следующий план, где на переднем плане мы видим удаляющийся силуэт Живаго, а Евграф, наоборот, остается неподвижно стоять, приближенным планом.

Рис.18.11 Положение актеров меняется. Актер в движении становится неподвижным и наоборот. 5а- фиксированный актер спрятан, в этот момент планы удачно соединяются

352

КАК ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ ПУБЛИКИ С ОДНОГО ЦЕНТРА ИНТЕРЕСА НА ДРУГОЙ

Случай 14.

Когда кадр обрывается, чтобы перейти от приближенного плана к плану с дистанции персонажа, перемещающегося в неопределенном направлении, возникает проблема размеров, так как увеличивающаяся дистанция уменьшает персонаж и, следовательно, ослабляет движение. Должно быть введено в начале второго плана доминирующее движение. Прием может быть таким, как это показано на рис. 18.12.

Рис. 18.12 Наше внимание отвлекается резким движением на переднем плане в начале второго плана. Основной актер в глубине кадра движется на нас.

Актер А приближается и выходит из кадра слева. Во втором плане второстепенный персонаж перемещается из центра влево и выходит из кадра, открывая за собой уменьшенный силуэт актера А, который идет на нас с заднего плана. Второстепенный персонаж может войти в кадр и со стороны, куда только что вышел в первом

353

плане актер А (рис. 18.13). Движение этого второстепенного актера усиливает восприятие зрителем Центрального персонажа. Его движение рядом с камерой - это сильное, резкое движение - и направление его будет направлением внимания зрителей. Когда А вновь становится центром интереса, проходящий персонаж может остановиться у окна, при входе в магазин, либо исчезнуть на повороте соседней улицы.

Рис. 18.13 Появление второстепенного актера в начале второго плана вновь переключает нагие внимание на основного актера на заднем плане.

Случай 15.

Возможен еще один прием, когда снимается толпа людей за спиной персонажа в движении (рис. 18.14). В первом плане А и В идут на нас, выходя из толпы в движении вдалеке.

А и В приближаются лицом к нам и выходят слева. Мы обрываем кадр в момент, когда наблюдатель С входит справа, пересекает по диагонали и останавливается слева вместе с другими представителями толпы. Из центра с заднего плана подходят А и В. Они пересекают С рядом с камерой, что позволяет замаскировать состыковку с движением толпы в глубине кадра. Когда А и В проходят за С и достигают переднего плана, они могут остановиться, или же камера может следить за ними и продолжать сцену.