Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 45 из 75)

389

Рис. 21.2 Актер в движении, бегущий по прямой линии, касается линии панорамного движения камеры.

PAN

Рис. 21.3 Актер бежит по кругу, вокруг камеры, на постоянном расстоянии от нее, что легче панорамировать.

390

Случай 6

Та же техника применяется и для съемки одного человека, который убегает. Показываемый приближенным планом (используется длиннофокусный объектив) актер забегает за какое-то препятствие, бежит по кругу, вокруг камеры. Если в каждый момент его пробега кадр почти полностью заслоняется конструкцией на переднем плане, то состыковка кадров может производиться как раз в момент, когда весь кадр занят этой конструкцией. То, что невозможно снять при помощи трэвеллинга, можно показать таким образом: достаточно связать все планы между собой и будет ощущение постоянной непрерывной съемки и по долготе съемки, и по точности кад­рирования.

Изменение расстояния между камерой и объектом съемки в момент перехода от кадра к кадру не так уж важно. Если в момент появления черного экрана (движение объектива при панорамирова­нии) возникает очень большая несогласованность, то планы уже не кажутся непрерывными, тогда можно применить прием приближения и удаления, что тоже является интересным визуальным вариантом.

Если при каждом панорамном плане меняются фон, освещение или костюмы персонажей, то ощущение времени вообще почти пропадает.

Случай?

Акира Куросава, выдающийся мастер японского кинемато­графа, широко использовал в своих фильмах эффекты, производимые интенсивной манерой съемки. Но он еще и улучшил эту резкую тех­нику, состоящую в том, чтобы чередовать панорамные планы для съемки эпизодов с преследованием, соединяя панорамный план пре­следователя с фиксированным планом преследуемого, что производи­ло визуальный контраст, удивительно удачно сочетающийся с гру­бостью, резкостью сцены.

Как мы увидим из примера, он не довольствуется только чере­дованием панорамного и фиксированного планов, но еще и улучшает сцену за счет небольшой вариации, вводимой во второй части эпизода. Таким образом, сцена становится обогащенной. Его фильм "Затерянная крепость" предлагает знаменитый эпизод, где Тосиро Мифуне на лошади преследует двух вооруженных копьями солдат, ко­торые, тоже на лошадях, уходят от него. Действие происходит в густом лесу, на узкой лесной дороге.

Мы рассмотрим часть эпизода, иллюстрирующую технику монтажа, используемую Куросавой:

391

План 1. Первый солдат в центре экрана отдаляется от нас. Второй всадник входит в кадр слева, затем уходит. Камера зафик­сирована и движение снимается слева к центру.

План 2. Мифуне медленно передвигается слева направо. Панорамный план сохраняет его в центре экрана, показывая размытый задний план и пустой передний план. Панорамное движение камеры происходит лишь в пределах прямого угла.

План 3. Два солдата входят в кадр слева и движутся к центру экрана. Они бросают взгляды назад, оглядываются. Камера за­фиксирована.


План 4. Мифуне показывается средним планом (кадрирован с колен передних ног лошади). Он высоко держит саблю, стоя на стременах. Панорамирование слева направо (90°).

План 5. Камера неподвижна. Первый солдат в центре экрана

полным кадром. Он отдаляется, глядя через плечо на задний план. Второй солдат входит слева; когда он достигает центра изображения средним планом, даем следующий план.

План 6. На переднем плане большие деревья. Мифуне движется слева направо. Панорамирование почти под прямым углом.


393

392


План 7. Фиксированный план с низкой точки. Первый солдат (центр) уходит. Второй солдат входит слева; когда он достигает центра, кадр обрывается.

План 8. Панорамный план вправо. Мифуне средним планом проходит перед камерой до тех пор, пока он не оказывается спиной, преследуя второго солдата. Панорамирование почти по полукругу,

План 9. Мифуне средним планом. Он движется слева направо. Панорамирование почти под прямым углом.

План 10. Приближенный план второго солдата. Панорамирование вправо, чтобы было видно, как он уходит. Первый солдат виден в глубине кадра. Мифуне входит в кадр слева и

настигает второго солдата. Он начинает наносить удары саблей. В момент удара кадр обрывается (панорамирование под прямым углом).

План 11. План с низкой точки. Панорамирование слева напра­во. Второй солдат на переднем плане. Слева Мифуне завершает движение саблей. Второй солдат падает на землю, панорамирование продолжается. Наконец, он упал, поднимая облако пыли. Первый солдат на заднем плане бросает взгляд вправо. Когда Мифуне и упавший солдат оказываются в центре экрана, кадр обрывается.

План 12. Фиксированный план с низкой точки. Первый солдат слева перемещается в центр, глядя все время через плечо на задний план. Как только он оказывается в центре, кадр обрывается.

План 13. Мифуне в центре, полным кадром, бежит вправо.

Слева мы видим лошадь без всадника, скачущую назад. Панорамиро­вание вправо, почти под углом 90°. План с низкой точки.

394

395


План 14. План с низкой точки. Панорамирование вправо. План начинается со среднего плана первого солдата, выходящего из кадра вправо. Мифуне входит слева. Первый солдат разворачивается в седле и готовит копье для атаки. Камера прекращает вращение с тем, чтобы показать, насколько они удалены друг от друга вдоль дороги.

План 15. План с низкой точки. Панорамирование слева напра­во. Кадрируются только ноги обеих лошадей. Быстрое панорамирова­ние в пределах полукруга.

План 16. Два всадника в центре экрана, полным кадром. Мифуне сзади наносит несколько ударов саблей, но солдат защищает­ся копьем, отражая его удары. Панорамирование в пределах прямого угла.

396

План 17. План с низкой точки. Движение камеры в пределах полукруга на уровне ног обеих лошадей. Перемещение слева направо.

План 18. Оба всадника в центре экрана идут на нас, прибли­жаясь к камере, затем отходя на задний план (панорамирование по полукругу). Воины обмениваются ударами.

План 19. План с низкой точки. Панорамирование по полукру­гу слева направо, на уровне ног лошадей, когда они проходят перед камерой. 29 кадров.

397

План 20. Средний план двух всадников (кадрирование на

уровне коленей лошадей). Лошади перемещаются из стороны в сторону, воины дерутся. Панорамирование вверх; на уровне всадников - по горизонтали. Обрыв кадра в момент, когда дерущиеся воины оказываются спиной к камере.

План 21. План с низкой точки. Панорамирование по полукру­гу слева направо, прослеживаются ноги бегущих лошадей. 27 кадров .

План 22. План с высокой точки. Лошади рядом. Воины

продолжают драку. Быстрое панорамирование слева направо.

J План 23. План с высокой точки. Панорамирование по

полукругу слева направо, прослеживаются ноги бегущих лошадей. 25 кадров.

План 24. Полный кадр. Два всадника в центре изображения. Панорамирование слева направо под прямым углом. Когда два всадника достигают приближенного плана, Мифуне бросается на спину солдата. В конце солдат начинает отходить вправо, вперед, за кадр.