Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 48 из 75)

В первой позиции камера кадрирует актрису в движении приближенным планом. В конце панорамирования она выходит из кадра и входит в следующий кадр с противоположной стороны. Это новая ее позиция дана полным кадром, и мы продолжаем

417

416



что и в предыдущей

панорамировать ее в том же направлении, позиции, прослеживая актрису в движении.

Случай 26

Два последовательных панорамных плана, где актер не поки­дает кадра, могут монтироваться вместе при условии, что какое то препятствие на переднем плане позволит оборвать кадр и перейти от одного плана к другому (рис. 21.18).

Вот описание сцены.

План 1. А идет через толпу. Она снимается полным кадром. Все время продолжая панорамировать актрису, мы делаем так, что на переднем плане оказывается человек, который полностью заго­раживает собой А. Кадр обрывается.

План 2. Человек снят приближенным планом справа. Из-за его спины появляется актриса А (приближенным планом) и продол­жает движение в том же направлении, что и в предыдущем плане. Камера панорамирует ее. Больше нет препятствия между ней и ка­мерой, хотя толпа все еще видна позади нее. В конце панорамарамирование А останавливается. Люди в кадре продолжают двигаться из стороны в сторону.

Случай 27

Два панорамных плана в противоположных направлениях могут быть соединены вместе, если актеры двигаются в кадре по диагонали (рис. 21.19).

В первом плане актер исчезает на углу улицы, попадая на другую улицу. Камера панорамирует его слева направо.

Для удачной стыковки двух планов необходимо, чтобы поло­жение актера и его размеры были бы идентичны, как это показано на рис. 21.19. Актер здесь, в обоих планах, показан с правой стороны на том же расстоянии от правого края кадра и приблизительно на той же высоте.

Даже незначительные ошибки при со стыковке кадров будут ощутимы для зрителя. Очень важна и скорость движения камеры. Камера замедляет вращение по горизонтали в конце второго плана и начинает увеличивать скорость вращения в обратном направлении в следующем плане.

419

Рис. 21,18 Загораживающее препятствие на переднем плане в конце первого кадра и затем в самом начале второго, используется с целью согласования, состыковки двух панорамных планов.

418

Рис. 21.19 Два последовательных панорамных плана в противоположных направлениях, показывающих один и тот же сюжет, могут быть состыкованы, если переход от одного плана к другому происходит в момент, когда актер находится в одном и том же секторе кадра.

Случай 28

Положение актера в центре кадра позволяет последовательно монтировать два плана с панорамированием этого актера. Планы расположены на одной общей визуальной оси (рис. 21.20).

Первый план - это приближенный план, а второй - полным кадром, но порядок, естественно, может быть и обратным. Если актер находится с одной стороны кадра в обоих планах, то может использоваться контрплан. Оба панорамных плана снимаются в одном направлении, (рис. 21.21).

Ч- ——

.--' N

-- Is

т--.

Рис 21.20 Последовательные планы одного и того же сюжета, положение камеры по общей визуальной оси в момент перехода от одного плана к другому.

При этой технике второй план может быть где угодно. Если используется непрерывное движение одного актера, то можно полу­чить переход во времени.

Случай 29

Прерываемое движение в одном направлении может быть снято панорамированием первой фазы движения и фиксированным контр- планом второй фазы (рис. 21.22).

420

421


Рис. 21.21 Два внешних последовательных панорамных контрплана одного и того же актера, перемещающегося в одном направлении в обоих планах.

Вот описание сцены.

План 1. План с низкой точки. Приближается машина. Затем она поворачивается влево и камера панорамирует ее. Машина останавливается чуть дальше (полным кадром), видна сзади. После остановки машины даем новый план.

План 2. Обратный план с низкой точки машины. Дверь открыта. Люди выбегают из машины за кадр влево.

Рис. 21.22 Первый тан - панорамный, а второй статичный.

Случай 30

Планы с вертикальным панорамированием могут быть согласованы с фиксированными планами по описанным правилам.

Предлагаемые здесь панорамные планы могут быть противопоставлены статичным планом, используемым вначале, и следующим за ним панорамным планом. Этот прием может быть полезен с точки зрения новых возможностей съемки движения.

АКРОБАТИЧЕСКОЕ ПАНОРАМИРОВАНИЕ

Следующие два примера описывают использование панорамных планов, которые вызывают ошеломляющее визуальное восприятие. С этой целью камера должна проделать мертвую воздушную петлю.

423

422


Случай 31

Обычно панорамируют актера, который направляется на камеру я проходит перед оператором, который прослеживает его движение камерой.

Но что происходит, если объект съемки в движении проходит за оператором во время горизонтального панорамирования? Чтобы сохранить такого актера в кадре, оператор должен перегнуться назад. Такое движение требует, чтобы камера была в перевернутом положении во время части панорамирования. На экране снимаемый объект ведет себя следующим образом. Мы видим его справа, он приближается к нам, его тело как бы плавает по экрану по всем частям кадра: сначала с одной стороны, пока не достигает верхнего края кадра, затем оказывается вниз головой на экране и спускается по противоположной стороне кадра, восстанавливая нормальное положение в кадре и отдаляется от камеры. Такое визуальное перемещение широко использовалось операторами телевизионного сериала "Невероятная миссия". Рисунок 21.23 иллюстрирует описанный случай.


Случай 32

Рис. 21.24

Если камера ставится прямо на землю, то при съ«г5ъемках движения через экран интересный эффект получается «я при вертикальном вращении камеры на 180° по собственной вертихалкальной оси. Вот вариант использования этого приема. Байдарка ви^иидна с высокой точки, она входит в кадр справа. Когда она достигает церчецтра, камера делает полукруг по вертикальной оси так, что байй»йдарка оказывается плывущей в противоположном направлении и получ дается, что она выходит с экрана справа - с той же стороны, откуда Воюощда в кадр (рис. 21.24). Неважно, вращается ли камера вправо или в^влево -результат окажется одним и тем же, если угол вращения будет т равен 180°.


Рис 21.23


424

425



ГЛАВА 22

ТРЭВЕЛЛИНГ (СЪЕМКА С ДВИЖЕНИЯ)

На экране движение обладает направлением, мощностью, скоростью, продолжительностью и ритмом. В основном, большинство движений на экране дают ощущение энергичности, стремительности, возбуждения: или жестокости. Очень незначительное число движений может вызывать ощущения спокойствия, угрюмости, депрессии, торжественности. Это бывает в том случае, если эмоциональное напряжение сцены настолько сильное, что вся деятельность в сцене замедляется.

Часто движение совпадает с фразой диалога. Если движение опережает фразу, что фраза отрывается от движения, если же фраза опережает движение, то движение отрывается от фразы.

Большинство приемов, используемых для съемки с вертикальным или горизонтальным вращением камеры (панорамированием) применима также и для трэвеллинга (съемки с движения). Вот несколько советов.

1. Наиболее приятная съемка в движении получается, когда камера перемещается медленно, без рывков, с постоянной скоростью. Увеличения или уменьшения скорости движения камеры никогда не следует производить резкими переходами.

2. Когда камера перемещается, снимая сметы, кадрированные общим планом или полным кадром, то движение усиливается, если неподвижные предметы поставлены между траекторией движения основного сюжета и траекторией движения камеры. Наиболее удачные эффекты получаются за счет контрастных планов, где нет пустых пространств.

3. Трэвеллинг с остановками, когда камера и сюжеты останавливаются резко, может внести некоторое разнообразие или даже разорвать монотонность, вызванную повторением при непрерывном движении.

Если актер или камера должны: остановиться во время трэвел- линга, то лучше избегать резкой остановки предметов на переднем плане, которые не очень значимы для сюжета, так как они оторвутся слишком резко. Если они служат лишь для загораживания препятствия на переднем плане, то лучше в такой момент обойтись без них.