Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 55 из 75)

В момент, когда камера медленно панорамирует сад, используется трансфокатор, который останавливается, кадрируя средним планом актера В, спрятавшегося за статуей, с ножом в руке.

Панорамное движение в комбинации с движением трансфокатора вызывают иллюзию движения (трэвеллинга) по саду от одного центра интереса к другому, тогда как камера просто поворачивается вокруг своей горизонтальной оси.

При панорамировании по полукругу в комбинации с движениями трансфокатора вперед или назад возникает дугообразное движение, дающее хорошее изображение на экране пейзажей, зданий, либо интерьеров зданий. Движение одного актера, который идет из одной зоны в другую, тоже может быть снято этой техникой -комбинацией панорамирования и использования трансфокатора.

В предыдущей главе мы давали пример, в котором комбинация панорамы и трансфокатора использовалась для съемки извилистого пути актеров. Камера поочередно панорамировала два сюжета. Микельанджело Антониони использовал такой прием с целью показать субъективный взгляд основного актера, рассматривающего две фотографии. Камера кадрировала одну из фотографий одно мгновение, затем панорамировала в сторону, ко второй фотографии, затем при помощи трансфокатора фиксировала эту вторую фотографию, вновь панорамируя обратно к первой, затем при помощи трансфокатора давала приближенный план первой фотографии. Когда камера еще раз панорамировала ко второй фотографии, следовал крупный внешний план, которым заканчивался эпизод. Режиссер Марио Камю в фильме "Диган Ло", показывая испанского певца Рафаэля при интерпретации одной из его песен использовал тот же эффект с трансфокатором, переходящим от актера к его отражению в пяти зеркалах, расположенных за его спиной.

ВЕРТИКАЛЬНОЕ ПАНОРАМИРОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЕ ЭФФЕКТЫ ТРАНСФОКАТОРА

Вертикальное панорамирование и движение трансфокатора назад под большим углом часто используются для съемок планов ситуаций. Приближенный план участка реки сменяется планом полным кадром, где видна, например, река и мост над ней.

ТРЭВЕЛЛИНГ С ЭФФЕКТАМИ ТРАНСФОКАТОРА

Если камера перемещается по прямой линии, то может возникнуть такая ситуация, где используется тройное движение:

483


PAN

•с

Л ZOOM

TRAV

движение камеры, приближение или отдаление при помощи объектива и движение актеров. Такая ситуация представлена на рисунке 23.8.


Рис. 23.8 Движение трансфокатора (вперед и назад) в комбинации с трэветингом по прямой линии: снимается волнообразное движение актера. Три типа движения используются одновременно (камеры, актеров, объектива).

Сцена протекает на поле сражения, где очень много естественных препятствий: ям, кустов, колючей проволоки. Солдаты движутся справа налево. Раздаются многочисленные выстрелы, взрывы бомб; потери велики. Командир приказывает двигаться вперед и камера движется на том же уровне с постоянной скоростью. Сцена снимается общим планом.

Во время трэвеллинга камера использует трансфокатор, направленный на командира, показывая его средним планом. Камера фиксирована на нем несколько секунд, затем использует трансфокатор назад, чтобы вернуться к общему плану поля сражения. Она остается на уровне общего плана (под самым большим углом) некоторое время, затем вновь использует трансфокатор, приближаясь к командиру. Эта операция проделывается несколько раз. И люди, и камера постоянно продолжают движение влево; все время раздаются взрывы, люди падают, толкают друг друга.

Рис. 23.9 Использование трансфокатора во время панорамного плана и движения камеры (трансфокатора вперед, а движение камеры назад); движение вперед, трансфокатор - назад; актер и камера движутся параллельно (в одном направлении), трансфокатор - по диагонали.

Три определенных типа движения используются в этой сцене: горизонтальный трэвеллинг по прямой линии; извилистый,

484

485


волнообразный путь солдат; приближение и удаление объектива во время движения камеры.

Эта комбинация была с большим успехом использована в фильме Стэнли Кубрика "Дороги славы".

Когда камера перемещается и вращается, одновременно используя трансфокатор, то складывается впечатление легко преодолимого препятствия. Трэвеллинг и панорамирование маскируют использование трансфокатора и делают его почти незаметным, если движения трансфокатора достаточно медленные.

Комбинация трэвеллинга и трансфокатора может производить на экране ошеломляющий визуальный эффект, если направления этих движений противоположные. Если камера отходит назад и одновременно используется трансфокатор вперед, например в коридор, то получается странное несоответствие между расстоянием и размерами предметов. Альфред Хичкок использовал этот эффект в своем фильме "Головокружение" для того, чтобы вызвать такое ощущение, когда Джеймс Стюарт наверху колокольни смотрит вниз на лестницу.

Другой тип острого ощущения, но менее ошеломляющего, получается, когда камера направлена на 3/4 к группе, отходит назад на всей скорости и делается движение трансфокатора к актерам.

В фильме "Доктор Живаго" Давид Лин использует такой прием несколько раз в батальных сценах. На рисунке 23.9 показаны эти приемы.

СЪЕМКА ТРАНСФОКАТОРОМ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ, НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ

Предметы неправильной форыл, как например, спинка стула, серия колец, либо любой другой предмет могут быть кадрированы на переднем плане во время плана с использованием трансфокатора.

Когда трансфокатор функционирует как широкоугольник, то передний план и задний план будут в фокусе, но когда трансфокатор оказывается в положении телеобъектива, то предметы на переднем плане будут постоянно размываться и основное внимание сосредоточится на предмете, на который направлен телеобъектив.

Интересный эффект получается, когда предмет или предметы на переднем плане сами находятся в движении, особенно в повторяющемся движении.

ГЛАВА 24

СЦЕНЫ С АКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЕМ

Без «сцен с активным действием» кинопродукция не достигла бы такого уровня коммерциализации, на котором она находится сейчас. Эффективное использование таких эпизодов восходит еще к азам кинематографического языка, т.е. к действию и противодействию, а также к параллельному монтажу.

Действие, показываемое в таких эпизодах, должно быть понятным для зрителя в любой из моментов. Нельзя показывать зрителю серию случайно сконструированных фрагментов. Необходимо четко выстраивать историю, развивающуюся на экране. Это зависит от продуманности мотивов и тщательности обработки деталей. Развитие истории базируется на серии происшествий трех типов -погоня (преследование), драка или бой, сопротивление какому-то механизму и несчастный случай.

Преследование может быть в различных формах. Главное действующее лицо может быть преследуемо злоумышленниками. Главный персонаж может владеть какой-либо информацией, нужной им. Ситуация может быть и обратной. Основной персонаж преследует злоумышленников. Силы их могут быть равны, либо совсем неравны. Когда либо та, либо другая сторона попадает в положение, которое невозможно избежать, то члены этой группы должны быть в состоянии выйти из возникшей ситуации сами, своими силами. Нельзя подстраивать сюда несчастный случай или какое-то совпадение, должен быть логический выход. Они должны решать свои проблемы при помощи каких-либо элементов, логически выстроенных, человеческих либо материальных. Преследование может быть просто бегом, может быть на лошади (верблюде, слоне), при помощи каких-либо транспортных средств (машина, самолет, пароход и т.д.). Во всех случаях логика должна соблюдаться.

Насчитывают несколько категорий физической борьбы. Противники могут бороться между собой врукопашную или при помощи оружия, старинного или современного. Человек может вступать в борьбу с животным или машиной. Спор может распространиться на группу людей и превратиться в общую драку. Бой возникает тогда, когда силы противников весьма значительны. Обработка сцены определяется категорией противодействия: бой должен быть организован поэтапно. Нужно сделать план каждой ситуации такой сцены и тщательно продумать его прежде, чем

487

486


снимать. Интрига должна быть настолько тщательно поэтапно выстроена, иначе весь интерес ее может разрушиться.

Механизм создания атмосферы начинающейся катастрофы, которая может произойти в любой момент из-за ошибки кого-то или неловкости действия, нагнетение чувства опасности использовались на экране бессчетное число раз. Перемещение опасного элемента от кадра к кадру, что вызывает ожидание трагедии в любой момент -прием второй категории. Механизмы, вызывающие тревогу, относятся уже к третьей категории. Если сюда еще добавляется лимит времени, то опасность увеличивается и интерес зрителей тоже.

Несчастные случаи в кино могут быть как реальными, так и разыгранными. Как правило, это бывают аварии на дорогах, железнодорожные или авиационные катастрофы. Реальные трагедии могут быть заранее засняты оператором и включены затем в фильм. Такие катастрофы снимаются обычно одним планом, так как съемки их производились без всякой подготовки и являются продуктом профессиональной удачи оператора.