Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 60 из 75)

Рис. 25.1 Три зоны действия вглубь кадра могут быть установлены перед фиксированной камерой.

СЛУЧАЙ 2

Если камера вращается по горизонтали или по вертикали (панорама), то отношение между зонами действия может быть таким, как это показано на рис. 25.2.

Для панорамы минимум по полукругу, примеры на рис. 25.2 дают широкую возможность выбора. В первом случае три зоны описывают полукруг вокруг камеры таким образом, что движение из одной в другую сохраняется кадрированным для всех трех зон. Второй, третий и четвертый примеры показывают две зоны, равноотстоящие от камеры, и одну либо ближе, либо дальше.

509

Рис. 25.2 Во время панорамирования соотношение между зонами может варьироваться.

Пятый и шестой примеры показывают зоны, расположенные на различных расстояниях от камеры. Если используется круговое движение камеры (по полному кругу), то может охватываться как большое, так и малое число зон (рис. 25.3).

510

Рис. 25.3 Несколько зон действия могут быть установлены вокруг панорамирующей камеры.

СЛУЧАЙ 3

Если камера движется из одной зоны в другую, то объекты съемки могут располагаться вдоль ее движения по прямой линии. Может также быть и неравномерное распределение. Если речь идет о горизонтальном движении камеры, то возможны три варианта (рис. 25.4).

В первом случае камера либо приближается, либо отдаляется по отношению к трем зонам. В этом примере все три зоны показываются либо в начале, либо в конце съемки, в зависимости от того, приближается или отдаляется камера.

Во втором и третьем примерах зоны параллельны линии движения камеры и равноотстоят от нее. Треугольное расположение зон съемки по отношению к линии движения камеры - это следующий визуальный вариант (рис. 25.5).

511

отношению к сюжету, то расстояние от зон съемки меняется (рис. 25.6).

\

—«-с





Рис. 25.4 Камера в движении может перемещаться по самим зонам действия, либо по линии, параллельной им (горизонтальной или по диагонали).

Один актер может перемещаться вглубь кадра при использовании фиксированной камеры, но возможные вариации здесь очень ограничены. Рис. 25.6а показывает, что геометрические фигуры соответствуют технике: овальные формы, треугольные, в форме буквы U.

Актеры в сцене будут перемещаться по линии, образующей треугольник, в момент своего приближения к камере или отдаления от нее. Если камера перемещается по диагонали, по прямой линии по

Рис.25.5 Зоны действия могут быть расположены в форме треугольника по отношению к камере в движении, как это показано на рисунке.

Эти зоны действия могут быть также распределены и в высоту, что будет сниматься вращательными движениями камеры вверх или вниз, либо камерой на кране, а, может быть, и горизонтальными вращениями и трэвеллингом. Еще одна возможность состоит в том, чтобы ввести движение камеры внутрь плана, используя, таким образом, одну или две зоны съемки дважды.

ПРИБЛИЖЕНИЕ ИЛИ ОТДАЛЕНИЕ ОТ КАМЕРЫ

Движение вглубь кадра - вот ключ этой несложной техники.

Возможны два варианта: перемещение действия с переднего плана на задний (вглубь) или, наоборот, - с заднего на передний план. Для съёмки этого движения используют:

1) фиксированную камеру;

2) камеру, панорамирующую (слева-направо, справа-налево, вверх-вниз);

3) камеру в движении (вперед или назад).

513

512



Возможны два варианта: перемещение действия с переднего плана на задний (вглубь) или, наоборот, - с заднего на передний план.





Рис. 25. ба Один актер перемещается вглубь кадра, направляясь сначала вперед, потом возвращается, двигаясь на камеру.

СЛУЧАЙ 4

Различные фиксированные положения камеры обеспечивают большое разнообразие подходов и приемов съемки движения вглубь кадра. Работают несколько визуальных комбинаций. Вот некоторые из них, наиболее простые, с двумя актерами.

Два актера (А и В) на переднем плане. В отходит вглубь. А остается на переднем плане (рис, 25.7).



Л ^^ »„,_« м. дд

Рис. 25.6 Зоны действия, расположенные по прямой линии. Камера приближается к ним или отдаляется от них по диагонали.

Для съёмки этого движения используют:

1) фиксированную камеру;

2) камеру, панорамирующую (слева-направо, справа-налево, вверх-вниз);

3) камеру в движении (вперед или назад).

Зоны действия могут быть распределены либо по прямой линии вглубь кадра, либо по диагонали к камере. Но здесь важно: один ли актер перемещается из одной зоны в другую или это многочисленная группа. Если это группа, то кому-то лучше остаться на месте, обеспечивая, таким образом, объемность кадра и перемещение зоны действия, что одновременно легко выполнимо и несложно для понимания зрителем, который следит за доминирующим действием.

514

Рис. 25.7 Движение в глубину кадра: два актера на переднем плане, затем один из них отходит на задний план.

515

Два актера на переднем плане. В уходит вглубь и через некоторое время возвращается на передний план (рис. 25.8).

Рис. 25.8 Два актера на переднем плане. В отходит назад затем опять возвращается к актрисе А на передний план.

Два актера на переднем плане. В уходит вглубь. Затем А следует за ним (рис. 25.9).

Рис. 25.9 Два актера на переднем плане. Один отходит назад. Затем другой следует за ним.

Два актера на переднем плане. В уходит вглубь, остается там на мгновение и возвращается на передний план. Теперь А идет вглубь (В - на переднем плане), затем А возвращается на передний план (рис. 25.10).

Рис. 25.10 Два актера на переднем плане. Один отходит назад и возвращается вновь, затем другой делает тоже самое.

СЛУЧАЙ 5

Панорамирующая камера легко соединяет две зоны действия, расположенные на касательной линии по отношению к окружности, описываемой панорамным движением камеры. Актер, расположенный ближе всего к камере, отходит на задний план, прослеживаемый панорамным движением камеры. Движение может быть и обратным в том же плане, если актер возвращается на передний план (в этом случае камера делает панорамное движение в противоположном направлении) (рис. 25.11).

СЛУЧАЙ 6

Движение камеры (трэвеллинг) вперед или назад по отношению к актеру в движении увеличивает число возможных визуальных комбинаций. Вот несколько примеров.

Неподвижный актер стоит между камерой и другим актером на заднем плане.

Актер с заднего плана идет по направлению к неподвижному актеру, расположенному на полпути по отношению к камере (в это время камера приближается к ним) (рис. 25.12).

Актер в движении находится между камерой и неподвижным актером в глубине сцены. Актер с переднего плана и камера вместе направляются к заднему плану, приближаясь к статичному актеру (рис. 25.13).

516

517







Ь44-,

Ь2

ЬЗ

Ь4