А«с, 25.11 Панорамирование объединяет две зоны действия, расположенные на линии, касательной по отношению к дуге, описываемой камерой при вращении.
Ч'?
Рис. 25.12. Неподвижный актер стоит между камерой и другим актером в глубине кадра. Актер из глубины кадра направляется к тому, кто ближе, а камера в это время приближается к ним.
Рис. 25.13 Актер в движении .располагается между камерой и неподвижным актером в глубине кадра, камера панорамирует актера на переднем плане в момент, когда он приближается к другому актеру.
Рис. 25.14 Камера может быть постоянно без движения, кроме единственного момента, когда она должна выделить какую-то незначительную часть плана.
Камера может не двигаться во время всего плана, кроме только одной части, чтобы поставить акцент на нужном моменте (рис. 25.14).
План начинается с показа двух актеров, кадрированных средним планом, они разговаривают. В идет вперед и композиция кадра становится А - В2; когда актер В разворачивается, чтобы вернуться к А, камера направляется к нему и останавливается, давая приближенный план обоих (А - ВЗ). В теперь идет вглубь и композиция кадра меняется на А - В4.
Боковое перемещение камеры может исключить из кадра неподвижного актера (рис. 25.15).
Другие возможности, естественно, возникают с использованием более чем двух актеров: вместо того, чтобы прослеживать актера в движении, камера может выбрать неподвижную группу. Камера в движении сможет уловить всех членов группы, приближаясь или отдаляясь от них.
519 |
518 |
проходит более эффективно, если оно сопровождается изменениями положения тела актера. |
Рис. 25.15 Боковой трэвеллинг (в сторону), чем прослеживается актер в движении, может исключить из кадра неподвижный объект, в данном случае, машину
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА
Вид человеческого тела спереди, лицом к камере, называется "открытой" позицией. Вид в профиль, со стороны, "нейтральный" вид. Если актер стоит спиной к камере, то это называется "закрытой" позицией.
Позиции открытые, в фас, являются более сильными с драматической точки зрения, позиции закрытые, со спины, - более слабыми.
Разумеется, эта концепция подчинена контексту сцены: например, если актер во время эпизода находится все время спиной к нам, он становится центром внимания зрителя, так как его личность сохраняется в тайне. Изменение в контексте отношения к актеру
520
Рис. 25.16 Три основных положения человеческого тела, снимаемые камерой.
Изменение положения тела дает больше, если оно происходит во время ходьбы. Ощущение натуральности остается, и зритель не чувствует того, что режиссер сознательно манипулирует центром интереса зрителя.
Если режиссеру нужно перейти к внешнему контрплану, то, вместо перехода от плана к плану, он может использовать лишь изменение положения тела актера. Изменение положения тела дает изменение направления и уровня. Тело может переходить из одной позиции в другую: вытянувшись на земле, согнувшись, на коленях, сидя, стоя. Эти различные уровни могут гармонично комбинироваться с изменениями положения тела партнера (или партнеров) для образования удачных комбинаций вертикальных движений (рис. 25.18).
План начинается с двух актеров (А и В). В поднимается и камера, панорамируя, кадрирует его одного. А затем тоже встает и попадает в кадр снизу. Оба актера теперь стоят. В затем садится на корточки, выходя, таким образом, из кадра. А остается в кадре один.
521
Рис. 25.17 Неподвижной камерой можно изменить положение актеров, если они переходят с переднего плана на задний план или наоборот.
ЗАМЕНА СЕКТОРА ИЗОБРАЖЕНИЯ
Эта техника требует фиксированного положения камеры. Речь идет о перемещении одного актера из одного сектора кадра в другой, не меняя положения при этом других актеров, которых мы тоже видим в плане. Как мы уже знаем, кадр может быть "разделен" на два или три вертикальных сектора и движение может происходить на переднем и заднем планах. При замене сектора изображения используются эти факторы для получения нужных эффектов.
Рис. |
25.18 Вертикальное движение актеров с количественным контрастом.
СЛУЧАЙ?
А и В видны на переднем плане, в профиль по отношению друг к другу. В поворачивается и выходит из кадра вправо. С входит в кадр с этой стороны и занимает сектор кадра, оставленный свободным актером В. А все время остается в одном и том же секторе кадра (рис. 25.19).
522 |
523 |
СЛУЧАЙ 8
Замена секторов с переднего плана на задний план - это еще один вариант, очень простой по технике съемки (рис. 25.20).
глубине кадра. С может оставаться на заднем плане, а может приблизиться до переднего плана, быть рядом с В.
Рис. 25.19 Простая замена сектора. Один из актеров выходит из кадра, и появляется другой.
В начале плана, А и В видны на переднем плане, лицом к камере. Когда А выходит из кадра влево, он открывает за собой С в
Рис. 25.20. Здесь замена сектора происходит на заднем плане.
524 |
525 |
СЛУЧАЙ 9
Композиция кадра, при которой все изображение разделено на три сектора - оптимальна для съемок такой ситуации, когда шеф делает распоряжения своим подчиненным.
Шеф кадрируется в центре, а актеры, играющие подчиненных, входят и выходят из кадра с двух сторон от шефа, сменяя друг друга (рис. 25.21).
|l I I I |
f I I I -I—
f
L. *--__
Рис. 25.21. Актеры с двух сторон кадра заменяются другими, а тот, кто в центре, остается в кадре во время всего плана.
ч
Рис. 25.22. В этом случае актеры постоянно меняются вплоть до двух
последних актеров в кадре.
526
СЛУЧАЙ 10
Поочередная смена секторов, когда используются только две части кадра, представляет собой более проработанное решение (рис. 25.22).
А и В находятся в кадре с самого начала плана. В уходит и его заменяет С. А затем томе уходит, его заменяет Д. Теперь Д уходит, он будет заменен Е. Е остается в кадре, С заменен Е.
СЛУЧАЙ 11
Иногда такое перемещение может производиться только двумя актерами. Один остается в кадре, а второй уходит и затем возвращается. Это может повторяться несколько раз. Другой вариант заключается в том, что используется актер, который входит в кадр справа, останавливается в центре кадра, затем выходит опять вправо. Второй актер входит в кадр слева, останавливается в центре, затем уходит влево. Затем первый актер вновь появляется в кадре справа, и вся формула повторяется. Можно при этом скомбинировать три сектора кадра (в глубину), на которые возможно разделить сцену.
Рис. 25.23 При этой комбинации используются три сектора в глубину кадра. |
527 |
Пример, предлагаемый нами, иллюстрирует такую технику. Рисунок 25.23 показывает сценическую площадку, на которой проигрывается данное действие.
Все действие снимается одним планом, фиксированной камерой. Техника, которая используется, объяснена ниже.
В начале плана композиция такова: на переднем плане находится письменный стол с бумагами и разными канцелярскими принадлежностями. Сверху, над столом, погашенная пока лампа. В глубине кадра - вертикальная лестница слева; она расположена за загородками в центре сцены. Справа - закрытая дверь.
Действие в сцене разворачивается следующим образом (камера в фиксированном положении):