Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 75 из 75)

План 117. Похож на план ПО. Средний план Шеарса, плывущего вправо (3 сек, 10 кадров).

План 119. Полным кадром Шеарс в реке. Он стоит в реке, затем направляется к нам. Внезапно в него попадает пуля, он падает (4 сек, 4 кадра).

План 120. Приближенный план. Другая таиландская девушка поднимается по берегу реки, глядя вправо, за кадр (33 кадра).

Вертикальное движение (в данном случае вверх) имеет своей целью привлечь внимание к действию, которое происходит в этот момент - к смерти Шеарса. Описанный прием очень прост, скромен и эффективен, если служит пунктуацией для горизонтально домини­рующего действия.

ОСТАНОВКА В МОМЕНТ ДЕЙСТВИЯ

Эта техника так называемого замороженного действия, т.е. остановка в момент действия. Очень многие фильмы заканчиваются этим способом, а некоторые режиссеры используют этот прием для финала эпизодов: действие резко останавливается, затем изображение 620

расплывается на экране. В середине эпизода конечная часть плана может быть остановленной с целью привлечь внимание к какому-то факту или персонажу. Получаются очень интересные эффекты при четкой резкой остановке трансфокатора.

Независимый план может быть моментально остановлен, какой бы ни была кадрировка, один или несколько раз.

Режиссер Боб Фос в фильме "Сладкое милосердие" останавливает движение, чтобы подчеркнуть реакцию актера, и использует он этот прием многократно. При остановке движения он использует также изменение цвета. Естественный цвет меняется на неестественный (т.е. используется цветной фильтр).

При использовании этого приема особое внимание следует об­ратить на продолжительность остановки, т.е. на время, когда изображение остановлено на экране.

Во время остановки можно приглушить и звук, создав тем са­мым либо гармонию, либо контраст с атмосферой сцены.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Многочисленные аспекты кинематографического языка, о которых мы вели речь в предыдущих главах, ни в коей мере не исчер­пывают всех возможностей того средства выражения, которым явля­ется кино. Но если отбросить в сторону чисто эстетические аспекты, то мы считаем цель нашего издания, а именно: предложить практическую базу для интерпретации идей и эмоций посредством кинематографии, достигнутой.

Как во многих видах искусства, а кино здесь не исключение, лучшим средством обогатить ваши технические знания будет озна­комление с гениальными представителями этого искусства. Самым эффективным способом будет просмотр их лучших фильмов. А еще более практический способ - рассматривать и исследовать фильм в монтажной, анализируя сцены и стараясь понять, как они построены.

Так фильмы и сцены, которые вас привлекают, откроют все свои секреты и новые возможности для вашего собственного будущего творчества в области кинематографии.

621