Смекни!
smekni.com

Пятнадцать лекций и одно сообщение для работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с (стр. 12 из 53)

Но теперь давайте рассмотрим мышление с другого конца. Что же это такое, этот другой конец? Другим кон­цом мышления является размножение, создание новых живых существ. Это и есть другой конец. Подобно тому, как относятся друг к другу Северный и Южный полюс, так относятся друг к другу мышление и размножение.

У живых существ мы можем наблюдать нечто очень интересное. У живых существ происходит изменение самого способа их размножения, если водород у них начинает играть другую роль, чем обычно. Есть неко­торые змеи: эти змеи откладывают яйца, и из этих яиц вылупляются новые змеи. Что, в сущности, происходит, если змея откладывает яйцо, и из этого яйца вновь вы­лупляется другая змея? При этом яйцо должно быть отложено там, где достаточно тепло, — это и делают змеи, так как животный инстинкт действует совер­шенно правильно. То, что яйцо для выведения нового животного нуждается в тепле, вы видите на примере птичьего яйца. Птичье яйцо отложено: но выведение новой птицы не состоится, если старая птица не будет высиживать его, сидеть на яйцах. Тепло, струящееся из старой птицы, необходимо для того, чтобы из яйца вылупилась новая птица. Итак, для яйца недостаточно только того, что она имеет в себе; оно нуждается также в тепле, приходящем извне, из всей Вселенной. Недос­таточно просто отложить яйцо, ему нужно приходящее из Вселенной тепло; в этом тепле содержится сила, вы­гоняющая из яйца новое существо. Так и со змеями. Яй­ца отложены. Под действием солнечного тепла живое существо, новая змея, выводится из яйца.

История, которую я вам сейчас рассказал, происхо­дит с некоторыми змеями, но только в том случае, если они ведут соответствующий упорядоченный образ жиз­ни. То, что я рассказываю вам, относится не ко всем зме­ям, но лишь к некоторым видам змей. Если это вполне, так сказать, ординарная змея, то она откладывает свои яйца, и из них после вызревания получаются новые змеи. Что же это означает — ординарная, порядочная змея? Ну, у людей это означает весьма многое, если гово­рят, что он — порядочный, приличный человек; у змей требования меньше. И все же от «приличной», ординар­ной змеи требуется то, что порой представляет труд­ности и для человека: ей нужна новая одежда, то есть новая кожа. Итак, змея только тогда является «прилич­ной», ординарной змеей, если она каждый год меняет кожу; сбрасывает старую кожу и на поверхности тела на­ращивает новую. Змее непозволительно щеголять в ста­рых прошлогодних обносках, она должна каждый год иметь новую кожу. Следовательно, мы можем различать между «приличными», ординарными и неординарными змеями. Неординарные змеи — это те, кто разгуливает в старых обносках, в одежде прошлого года.

Вы спросите: как это происходит? Ведь это при­рода делает так, что змея получает новую одежду? Бы­ло бы очень приятно, если бы природа давала новую одежду и нам. Но ведь человек гораздо более ценное существо, чем змея. Поэтому ему предоставлена свобо­да добывать себе одежду самостоятельно.... (пропуск в тексте стенограммы). Такую змею можно было бы дер­жать в неволе: если их держат в неволе и не дают им в достаточном количестве воду, не обеспечивают им дос­таточной влажности, то проявляется некое новое свой­ство: змеи вдруг становятся «непорядочными», неорди­нарными, они сохраняют свою старую одежду! Так что, если нам не нравится, как это делает природа, можно искусственным образом достичь того, что некоторые змеи станут неординарными, они будут сохранять свою старую прошлогоднюю одежду.

Однако, господа, это не единственное — то, что змеи сохраняют старую поблекшую одежду; если такие змеи спариваются, если они размножаются, то они уже не откладывают яиц, но рождают маленьких живых змеек! Следовательно, такие змеи, лишенные возмож­ности получить достаточно воды, достаточно для того, чтобы они могли сменить кожу, змеи, принужденные стать неординарными, носить свою старую, выцветшую одежду — именно в этом состоит причина, — эти змеи становятся живородящими, рождают нормальных ма­леньких змеек вместо того, чтобы откладывать яйца.

Видите ли, ведь это же в высшей степени заманчи­вая история; что же здесь, собственно, происходит? Мы отняли у змеи воду. Вода главным образом содержит водород; она содержит и кислород, но преимуществен­ную роль играет водород, состоит же вода из водорода и кислорода. Да, господа, отнимая у змеи воду, мы одно­временно лишаем ее возможности размножаться из-за того, что мы отнимаем возможность образовывать для себя новую кожу и возможность внутри себя формиро­вать скорлупу яйца. Животное не в состоянии больше создать в себе нечто твердое, если у этого животного нет водорода. Оно не может создать в себе нечто проч­ное, оно не может сформировать внутри себя оболочку яйца, а снаружи не может образовать кожу. Вследствие этого змееныши должны выводиться без оболочки. Змея должна использовать свое собственное тепло для того, чтобы вывести этих маленьких змеек.

Очень важно знать о таком виде змей. Ведь теперь вам известно: насколько вредно, если живое существо с одного конца — головы — окажется лишенным кислоро­да, настолько же вредно для воспроизведения, если жи­вотное лишится водорода. Теперь мы видим, почему во всем мире, повсюду, куда мы ни взглянем — мы можем смотреть в любом направлении, — существует водород. Почему во всем мире есть водород? Господа, водород существует в мире повсюду по той причине, что мир оказался бы тотчас же уничтоженным, если бы не было водорода. Во всем, где есть размножение, должен также действовать водород. Ведь мир постоянно разрушается. Вы видите, мир повсюду постоянно умирает. Горные породы изнашиваются, выветриваются, все повсюду превращается в пыль. Живые существа поддаются гниению, в мире возникают всевозможные процессы брожения, которые являются одной из форм процесса гниения. Мы, в сущности, живем благодаря тому, что в нас постоянно происходит брожение чего-то. И только благодаря тому, что нечто подвергается брожению, мо­жет возникать высшее. Так происходит даже в случае ви­на: если бы виноградный сок не забродил, если бы про­цесс распада миновал его, то виноградный сок не смог бы возвыситься до вина, которое оживляет и является предметом вожделений для многих. Так обстоит дело вообще во всем мире. Водород — это то, что позволяет подняться из разложения тому, что создает жизнь.

Здесь вы могли бы возразить, вы могли бы сказать: сейчас ты говоришь нам, что водород оживляет. Но ведь именно водород содержится в метане и тут он со­всем не оживляет, он убивает. В чем же дело? Видите ли, господа, если водород образуется в темноте, что про­исходит в случае шахтного газа или болотного газа, то действие его приносит вред; тут он реагирует без досту­па света, так же, как и в нашем мозгу. Если же водород вырабатывается при свете, так как он и распространя­ется по всему миру в свете, то он оживляет: тогда из разлагающегося, из бродящего он вызывает новую жизнь. Ибо этот водород в том виде, в котором он на­ходится повсюду во Вселенной, является по существу тем же самым, как то, что находится в наших спичках, когда мы их зажигаем: он является фосфором. Конечно, в химии водород — это совсем другое вещество, неже­ли фосфор: но это происходит потому, что химия пока не может заходить столь далеко, чтобы обращать фос­фор в водород! Но когда химия сможет продвинуться дальше, она сможет превращать фосфор в водород. Мы же можем сказать: чем является водород, распростра­ненный в мире всюду? Водород, распространенный во всем мировом круге — это мировой фосфор. Куда бы мы не взглянули, повсюду, повсюду есть фосфор. Поэтому я сообщил вам: то, что находится в мировой окружающей среде повсюду, — это фосфор. Сейчас мы познакомились с тем, что имеет огромное значение; мы познакомились с водородом в его величественном, ис­полненном значения действии во Вселенной.

Теперь давайте рассмотрим эти вещи с другой сто­роны. Я говорил вам: на другом конце находится угле­кислый газ. Господа, давайте еще раз совершенно точно посмотрим на то, что я говорил; представьте себе, что здесь находится Земля (изображается на рисунке), во­круг нее повсюду — водород, то есть, по существу — фос­фор, это, собственно, маленькие повсюду горящие огни. Но посмотрим на саму Землю. Направимся из Космоса к Земле. Тут вы повсюду видите то, что называют изве­стью. Но существует не только известь; повсюду в почве присутствует в некотором количестве хорошо известное вам вещество. Точно так же, как я сейчас показал, что повсюду вокруг Земле распространен водород, так на­зываемый фосфор — ибо это и есть распространенный всюду фосфор, — то же самое можно сказать и о вещест­ве, которое мы сейчас рассмотрим подробнее.