Мы могли бы, следовательно, сказать: бабочка образована во внешнем солнечном свете, тогда как корова или собака образованы в свете, который накоплен внутри. Так мы знакомимся с различием между теплом, действующим извне, которое делает людей болтливыми; светом, который действует извне и создает многоцветность бабочки; теплом, действующим внутри, которое делает человека заторможенным, размеренным, и светом, действующим внутри у того существа, которое производит живое потомство в этот мир, потомство, которое должно воспринимать свет внутренним образом. Отсюда мы могли бы перейти к тому, что является предметом нашего вопроса.
Есть вещи, которые хотя и нужны человеку в его организме, но которые он не смеет вырабатывать чрезмерно, иначе он мог бы умереть. К ним относится циан, синильная кислота. Если бы человек постоянно в течение целого дня вырабатывал больше цианистого калия, чем в нем есть, это бы никуда не годилось, это было бы слишком много. Человек вырабатывает в себе совсем немного цианистого калия, очень мало. Но человеку нужно, чтобы цианистый калий поступал извне; человек вбирает его в себя вместе с тем, что он вдыхает в себя. Это очень немного, но человеку и не нужно больше.
Но, господа, в обычном воздухе этого цианистого калия нет. И если бы время от времени не появлялись кометы, то цианистого калия не было бы в воздухе. Кометы и затем метеориты, падающие звезды, которые, как вам известно, во множестве проносятся в воздухе поздним летом, они приносят этот цианистый калий вниз. И у них, собственно, берет человек свою силу. Поэтому человека, страдающего потерей мускульной силы, следует направить туда, где воздух получает свою свежесть не только от Земли, где он становится свежим, бодрящим благодаря всему космосу, где воздух находится под влиянием метеоритов. Дело обстоит так, что людям, страдающим тем, что раньше назвали расслабленностью, которым недостает силы в мускулах и у которых это бессилие особенно возрастает весной, — их надо посылать осенью туда, где воздух становится свежим благодаря космическому влиянию. Весной тут ничего сделать нельзя: поэтому такие люди легче всего умирают весной. Надо об этом позаботиться заранее, так как только осенью можно что-либо сделать для таких людей. Когда летом метеорные силы, содержащие небольшое количество цианистого калия, который они выносят сюда из космоса, осаждают свой цианистый калий, когда подходит к концу август и наступает осень, эти люди с обессиленными членами тела должны приезжать в такие места, где осаждается летом самое полезное для них, цианистый калий. Тогда их члены тела становятся снова исполненными сил. Итак, о тех людях, у которых заметно, что ближайший год может принести им нечто очень плохое, поскольку они обессилены, — о таких людях надо позаботиться заранее, ибо весной уже ничего нельзя будет поделать внешним образом. Надо сказать себе: когда придет весна, я дам такому человеку, у которого возникла потеря сил, сок некоторых растений, например, сок терна, терновника. Если сок терновника сохранить — вы знаете, это такое терпкое, кислое растение — и давать его через рот тем людям, которые обессилены весной, тогда можно поддержать их в течение всей весны и лета. Почему? Да видите ли, если человеку давать сок терновника, то этот терновый сок образует всякие соли. Они направляются к голове и захватывают с собой углекислый газ. Тем самым мы делаем голову человека склонной к тому, чтобы поддерживать этого человека в течение весны и лета. А осенью мы должны перевести его в такую местность, где он будет в состоянии воспринять нечто другое, то, что должно идти в его члены тела и конечности. Углекислый газ идет в голову: мы добавляем его в голову, принимая терновник, терн. Если нам посчастливится продержать такого человека в течение лета, мы можем осенью направить его в такую местность — на не очень долгий срок, две-три недели должен он находиться в таком воздухе, о котором известно, что он подвержен метеоритным влияниям, — тогда человек там, благодаря тому, что его подкрепили на время весны и лета, опять может обрести настоящую крепость в своих членах тела. Да, господа, здесь вы имеете дело с двумя сопутствующими друг другу воздействиями. Тут вы имеете воздействие Земли, которое, по существу, является лунным воздействием, воздействие Земли в соке терна и затем вы имеете космическое воздействие в том, что кометы — а в случае их отсутствия метеорные потоки, падающие звезды — принесли на Землю; они тоже содержат то, что действует из Вселенной, хотя и мало, но этого вполне достаточно. Как в бабочке с ее превращениями вы, в сущности, не имеете ничего земного, только свет из Вселенной, как в защищенных яйцах вы имеете только вселенское тепло, идущее от Солнца, так и в себе самих вы тоже имеете внутреннее человеческое тепло, которое должно развиваться внутри в ваших субстанциях и которое возбуждает свойства, противоположные по отношению к тем, которые возбуждаются внешним теплом.
Так повсюду мы должны видеть, как происходит изменение в человеке, как происходит изменение во всей Вселенной; какие-то ингредиенты приходят то извне, из Вселенной, то изнутри человека. Вы скажете: некоторые вещи носят регулярный характер, но они, будучи одни, не могут произвести того, что они должны произвести. День и ночь сменяются регулярно; они производят одно, то, что исходит от Земли. Кометы же появляются более или менее нерегулярно, метеорные потоки, падающие звезды — тоже. Тут дело обстоит так. Метеорные потоки не обладают такой регулярностью, как все остальное. Если астроном хочет наблюдать солнечное затмение, то он может совершенно точно определить момент, когда оно начнется — это можно рассчитать, — это относится к регулярным явлениям, хотя и не зависит напрямую только от Солнца. Тут он может спокойно поужинать и, тем не менее, не опоздает к солнечному затмению. Если же он захочет наблюдать в подходящее время метеорные рои или падающие звезды, то ему придется потратить всю ночь, иначе он может не обнаружить явления. В этом состоит различие между тем, что приходит на Землю из космоса нерегулярно, и тем, что является регулярным.
Вы могли бы задать интересный вопрос, вы могли бы сказать: эти кометы, связанные с цианом, который в человеке имеет отношение к нашей воле, — эти кометы появляются нерегулярно, если одна и придет, то долго не появится после. Это всегда подавало людям повод к суевериям; именно то, что появляется не всегда, порождает суеверия, когда приходит. Видеть в солнечном восходе и заходе проявления божественного было в обычае у древних: более поздние суеверия приписывали кометам много всяких небылиц. Итак, вы могли бы задать вопрос: почему с кометами дело обстоит иначе, чем с Солнцем, которое появляется в течение года в определенный час утром; почему бы и кометам не появляться так же? Если бы это было так, если бы с такой же регулярностью, как солнечный и лунный восходы и заходы, появлялись и исчезали кометы с их хвостом, то мы, люди, не имели бы никакой свободы: тогда все остальное в нас было бы таким же регулярным, как восход и заход Солнца, восход и заход Луны. То, что в нас связано с этими регулярными явлениями Вселенной, является в нас в то же время природной необходимостью. Мы должны есть и пить тоже регулярно, должны с известной регулярностью спать. Если бы кометы всходили и заходили с той же регулярностью, как Солнце и Луна, тогда нам не удавалось бы начать произвольно двигаться, тогда мы должны были бы сперва ждать: мы находились бы в ступоре; появилась комета — и только тогда мы могли бы ходить! Исчезни она снова, и мы снова приходили бы в состояние ступора. Мы бы не имели никакой свободы. Эти так называемые блуждающие звезды являются тем, что из космоса дает человеку свободу. И мы могли бы сказать: то, что в человеке является необходимым: голод, жажда в своем протекании, сон, бодрствование, и так далее — это проистекает от регулярных явлений. А то, что в человеке является произвольным, то, что является свободой, проистекает от явлений, подобных кометам, это дает человеку крепость для силы, действующей в его мускулатуре.