В новое время вообще разучились обращать внимание на то, что в человеке есть свобода. Люди потеряли смысл и чувство свободы. Вот почему современные люди так основательно засели в том, что является необходимостью. Люди в своих праздниках выражают свое умонастроение. Они имеют праздники по необходимости: Рождество, Пасха, но они упустили осенний праздник, праздник Михаила, поскольку он связан со свободой, с внутренней крепостью человека. И в самих кометах люди изучают только материальное. О другом они говорят: знать об этом нельзя. Так, с одной стороны, мы видим сегодня, что люди отвращаются от свободы; с другой стороны, вы видите, что у них не хватает ума, не хватает разума, чтобы изучать нерегулярные явления во Вселенной. Если бы таких явлений не было, не было бы и свободы. Так что мы можем сказать: афиняне воспринимали то, что находилось внутри человека. Это делало их разговорчивыми.
С какой-то стороны материализм тоже стал чересчур разговорчивым. Но это сделало его бесчувственным, глухим по отношению ко всему тому, что на основе метеорных влияний могло бы усилить человека. Поэтому праздник Михаила является в лучшем случае крестьянским праздником, а другие праздники носят оттенок необходимости, хотя и они уже не находят такого почитания, как в старое время, поскольку вообще разучились поддерживать связь с духовным миром.
В этом отношении все ясно. Если люди снова будут понимать, как благотворно влияние комет, тогда они, вероятно, вспомнят и о том, чтобы осенью установить праздник, чтобы иметь своего рода праздник свободы. Это относится к осени; своего рода праздник Михаила, праздник свободы. Сегодня люди упускают это, поскольку вообще не имеют об этом никакого понятия; они не имеют понятия о свободе во внешней природе, а следовательно, и о свободе в человеке. Видите ли, достопочтенная дама — Луна и его величество господин Солнце сидят на своих тронах и хотели бы упорядочить все, так как у них нет истинного чувства и понимания свободы в универсуме, во Вселенной. Так, конечно, и должно быть. Но кометы, эти свободные странствующие рыцари универсума, они содержат в себе то вещество, которое в человеке связано с деятельностью, со свободной активностью, с произволом, с волевой активностью. Так что мы можем сказать: посмотрев вверх на Солнце, мы обнаруживаем в нем то, что внутри нашего организма всегда возбуждает регулярную ритмическую деятельность — сердца, дыхания. Глядя на комету, мы должны были бы каждый раз, когда эта комета появляется, писать оду к свободе, ведь комета связана с нашей свободой! Мы можем сказать: человек свободен постольку, поскольку во Вселенной и над вселенскими метеоритными роями, и над кометами тоже властвует свобода. И в то время, как Солнце выявляет в своей природе преимущественно кислотный характер, так кометы проявляют характер циана.
Вы видите, господа, здесь мы подходим к природе комет, и при этом выявляется чрезвычайно значительная связь: когда видят, что во Вселенной вдруг появляется нечто, живущее подобно нам, людям. У спартанцев, которые обладали большим чувством независимости от Солнца и поэтому больше ценили все то, что связано со Вселенной, такое свойство возникало не по внешнему произволу. Ликург, спартанский законодатель, велел делать деньги из железа. Вы найдете в школьных учебниках: Ликург велел делать железные деньги, потому что спартанцы должны были оставаться поистине спартанцами. Это бессмыслица. В действительности Ликург обучался у тех, кто в Спарте еще сознавал такие вещи; они рассказывали ему, что кометы содержат связанный с железом циан, и он велел делать в Спарте железные деньги в качестве символа комет. Это исходило из мудрости; в то время как другие народы переходили к чеканке золотой монеты, которая выражала то, что связано с Солнцем, которая была символом солнечной жизни в нас.
Отсюда можно видеть, как в обычаях древних народов проявилось то, что они знали о Вселенной.
ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ
Дорнах, 27 октября 1923 г.
Доброе утро, господа. Есть ли у кого что-нибудь?
Предлагается вопрос: Как я полагаю, мы ожидаем, что господин доктор расскажет нам что-нибудь еще о звездных закономерностях.
Доктор Штайнер: Сегодня я хочу попытаться добавить кое-что к тому, о чем мы говорили в последний раз, чтобы развить эту тему дальше. Вкратце повторю: мы заметили, все, что происходит во Вселенной регулярно, скажем, движение Солнца, вызывающее день и ночь, вызывающее смену времен года, — все это связано с тем, что необходимо человеку. Для человека необходимо то, что наступает при смене сна и бодрствования, при приеме пищи и так далее. Является необходимым для человека регулярность в дыхании, кровообращении и так далее. Если в человеке посмотреть на все это в целом, то оно окажется связанным с тем, что является регулярным и может быть вычислено при помощи астрономии. Напротив, то, что не наступает регулярно — но в известном смысле доступно вычислению, хотя и не проявляется с той же регулярностью, например, кометы и метеориты, — эти явления оказываются связанными в человеке со всем тем, что является свободной волей, что, следовательно, дает возможность человеку проявлять вовне свободную волю. Тут следует прежде всего направить внимание на одно вещество, которое необычайно важно, вещество, которое в большом количестве встречается на нашей Земле, которое встречается также повсюду во Вселенной, которое при выпадении метеоритов на
Землю, содержится в них. Это железо. Железа на нашей Земле так много, что можно сказать: своим существованием вся новая культура и цивилизация обязана железу. Вы только подумайте, насколько широко применяется железо! Только теперь начали изготовлять некоторые вещи не из железа; но в течение двух последних столетий поистине все то, что появлялось, все, что вызвало великий современный прогресс, обусловило современное социальное состояние — создавалось из железа.
Мы можем также предполагать, что и во Вселенной железо находится повсюду, предполагать по той причине, что все, выпадающее на Землю, состоит из железа.
Но мы видим также железо и в нашем собственном человеческом теле. Весьма примечательно то, что человек, вступая в земную жизнь, потребляет то, в чем железо содержится в наименьшей степени: молоко. Материнское молоко содержит крайне мало железа. Так что мы можем сказать: только с питанием человек начинает по ходу своей жизни принимать в себя железо. Что же это означает?
Да, господа, если вы видите ребенка — он все время барахтается и к тому же грезит. Но у ребенка нет еще ни самопроизвольного мышления, ни свободной воли. Масштабы проявления у ребенка свободной воли указывают на то, сколько железа в себя он уже принял. Отсюда вы видите, что железо, собственно, необходимо для свободной воли. Если, например, человек охрип, если у него возникла хрипота, а голос стал слабым, и надо выяснить, что же лежит в основе, то надо в первую очередь исследовать — хватает ли ему железа. Ведь у тех, у кого слишком мало железа, это обнаруживается прежде всего через то волеизъявление, через ту свободную волю, которая проявляется в речи. Так что если вы видите человека, который может зареветь как бычок, вам нечего заботиться о том, что ему не хватает железа; но если перед вами человек, который едва-едва произносит свои слова, тогда вам надо задуматься над тем, хватает ли ему железа. Следовательно, можно сказать: тут внешним образом указывается на то, что человек нуждается в железе именно для своей свободной воли. Нам также становится понятно, как роящееся во Вселенной железо и железо, находящееся в Земле, связаны с тем, что является волеизъявлением человека, что является человеческой свободной волей.
Но все, что происходит, оказывает большое влияние на все остальное. Нам должно быть ясно, что не все в нас сделано из железа и во Вселенной не все сделано из него, иначе мы были бы железными мужчинами. Это весьма способствовало бы нашей крепости, но мы бы не могли выполнять ничего прочего — если бы мы были железными мужчинами. Тут нам следует окинуть взглядом то, в связи с чем может выступить железо.
Я, господа, уже говорил вам: та сода, которую я вам недавно так подробно описывал, имеет особое значение для всего, что связано в нас с мышлением; ведь сода представляет собой углекислый натрий, углекислый газ и натрий. Углекислый газ должен создавать некое щекотание вверху, в голове. Все то, что связано с нашим мышлением, с нашей головой, что связано с обладанием внутренним светом, — все это связано с содой. Как вы помните, я об этом недавно говорил.
Но вы видели, что если в нас должно быть нечто, подобное соде, нам нужно вбирать в себя кислород воздуха. Кислород воздуха мы вбираем в себя при дыхании, ибо воздух состоит из кислорода и азота; он состоит еще из многих других веществ, но они не играют такой большой роли. Кислород мы вбираем при дыхании. Углерод же образуется в нас. Мы производим его в нас посредством продуктов питания. Кислород в нас связывается с углекислым газом и натрием, и тогда мы получаем углекислый натрий, соду. Сода играет большую роль непосредственно в нашей голове. Углекислый натрий, то есть сода, которую мы имеем в себе, постоянно хочет подниматься вверх, в нашу голову. Только в том случае, когда должна активизироваться функция воспроизведения, сода должна играть в этом воспроизведении свою роль, я тоже говорил вам об этом. Так что сода играет в нас большую роль.
Но я хотел бы объяснить вам еще кое-что. В свое время — это было давно — я говорил с вами о красках, цветах. Вы видите основные цвета в радуге. В радуге следуют друг за другом фиолетовый, синий, зеленый, желтый, затем оранжевый и затем красный. Это те цвета, которые находятся в радуге. Видите ли, если в радуге есть такие цвета, то их создает природа. Но можно и самим создать эти цвета, для чего делают полное затемнение и в комнате оставляется только маленькое отверстие для оконного света (изображается на рисунке): здесь мы имеем окно, здесь — дырочка для света, здесь падает свет. Теперь мы устанавливаем здесь спектральную призму, это такой стеклянный предмет; здесь проникает падающий свет, и тут мы теперь получаем цвета как в радуге. Их можно спроецировать на стену.