Когда мы говорим, то говорим мы благодаря силе Марса, связанной с кометами и метеоритами. Такова человеческая речь. Не правда ли, обычно на человеческую речь смотрят как бычок на новые ворота, не видя в ней ничего особенного. Те люди, которые сегодня призваны размышлять, они, в сущности, и размышлять-то не могут, они не имеют возможности размышлять, поскольку они направляют свои мысли и чувства совсем не на то, что является реальностью. Вы можете заметить это на примере мелочей. Мы тут недавно проводили пожарные учения; при этом, конечно, делалось все, что положено, когда имеют дело с настоящим огнем. Католическая воскресная газета сообщила, что здесь был настоящий пожар, только его скоро потушили! Вы видите, господа, люди умеют размышлять о том, чего нет, но о том, что есть, они не размышляют. И это отличительная черта современных людей; они размышляют обо всем, чего нет, но им не хватает ни ума, ни чувства, чтобы размышлять о том, что есть. Тот, кто постоянно размышляет о том, чего нет, теряет смысл и чувство реальности. Это очень выражено у современных людей. Не правда ли, тот, чье мышление изуродовано — ведь если человек постоянно лжет, его мышление становится изуродованным, — тот совершенно теряет понимание реальности.
Итак, влияние Марса и влияние комет создают в человеке свободную волю и дают нам возможность использовать наши члены тела в соответствии с этой свободной волей. Но эти влияния должны правильным образом взаимодействовать в человеке с Меркурием. Меркурий — это то, что вырабатывает в нашем желудке требуемый состав соляной кислоты. Точно так же, как в голове нам требуется сода, так в желудке нам требуется то, что приходит от соляной кислоты. И это прекрасно, господа, потому что сода передает свет голове, а также и эмбриону, человеческому зародышу, развитие которого начинается, главным образом, с головы. Когда же человек вызревает, тогда вступает в дело соляная кислота, связанная с желудком. Если же соляная кислота соединяется с натрием, что имеет место всюду, то возникает наша обычная поваренная соль. В желудке нам требуется поваренная соль. Мы не только принимаем ее вместе с пищей, но и производим ее постоянно для того, чтобы свет имел доступ и туда, вниз; он проникает туда, поскольку как сода, так и поваренная соль являются носителями света.
Значит, господа, мы вовсе не напрасно солим нашу еду. Мы солим нашу пищу, поскольку мы всегда выделяем слишком мало собственной соли. Тем самым мы приводим в порядок свою связь с природой. Итак, мы видим: влияние Марса должно правильным образом сочетаться с влиянием Меркурия. Тогда наша воля будет правильным образом сталкиваться в наших членах тела с тем, что в этих наших членах нуждается в железе и прочем для того, чтобы мы могли использовать наши члены тела в соответствии с умелой свободной волей.
На примере малокровной, страдающей хлорозом девушки вы уже видели: здесь неправильно сочетается то, что приходит из желудка, то, что связано с соляной кислотой, и то, что поступает туда как пища. Они не могут правильным образом сойтись. Тут, конечно, необходимо исследовать, не является ли это особым случаем, когда железа слишком мало. Конечно, это тоже может быть, это тоже может стать причиной хлороза. Но причиной хлороза может стать также и недостаток хлора. Все же в большинстве случаев это не так; в большинстве случаев эти два компонента не могут правильным образом сойтись друг с другом. Марс и Меркурий в человеке не могут сойтись. Такова в большинстве случаев причина хлороза.
В современной медицине имеет место, например, следующее: люди повсюду предполагают единственную причину, но болезни могут внешне выглядеть совершенно одинаково, но внутренне быть совершенно разными! Так что если у молодой девушки хлороз, то надо не только спрашивать: не слишком ли мало у нее железа, не слишком ли мало хлора? — но надо также спрашивать себя: может быть, они не могут гармонически сочетаться друг с другом? Если у молодой девушки слишком мало железа, тогда необходимо обратить внимание на то, чтобы железо правильным образом поступало в нее. Ведь если вы вводите железо в желудок, как это зачастую происходит, то сперва надо активизировать способность хлора поглощать это железо в желудке, иначе железо останется лежать в желудке, а затем будет выведено через кишечник, но в организм человека так и не попадет. Следовательно, мы должны сперва найти путь к тому, чтобы внести в человека влияние Меркурия, влияние хлора.
И при этом очень важно, что железо дают не просто как железо, но говорят себе при этом: я должен ввести это железо в желудок так, чтобы это железо в желудке было каким-либо образом принято хлором. Но для этого надо приготовить препарат, например, из шпината. Можно сделать лекарство и из других веществ, скажем, из семян аниса и так далее; при этом, главным образом необходимо, чтобы шпинат использовался не в своем натуральном виде — так он тоже может сослужить службу, даже если просто есть его, — но лекарство следует изготовлять из железа, содержащегося в шпинате. Распределенность, концентрация железа в шпинате такова, что представляет собой силу, которая может донести это железо до крови. Так что в случае обнаружения нехватки железа, надо попытаться ввести железо в кровь вышеуказанным образом.
Но хлороз может также вызываться тем, что в желудке отлагается слишком мало жира для того, чтобы выработать хлор. Один из естествоиспытателей заметил, что при хлорозе вырабатывается слишком мало хлора, поэтому заболевание получило название хлороз. Но указанные взаимодействия людям неизвестны. Тут не следует пытаться просто ввести в желудок соляную кислоту, ее может быть там вполне достаточно, особенно если она привносится извне. Речь идет о том, чтобы желудок сам вырабатывал хлор, чтобы желудок имел силу вырабатывать хлор. Человеку требуется собственный хлор, а не введенный извне! И для этого необходимо ввести в желудок что-то, приготовленное из меди в результате определенной переработки. Тогда у желудка вновь появится склонность образовывать хлор. Вы, следовательно, видите, что везде надо тщательно смотреть на эти вещи. Но в большей части случаев при хлорозе выявляется не недостаток железа, не недостаток хлора, а невозможность для них гармонически сочетаться друг с другом. Марс и Меркурий не могут в человеке гармонически сочетаться друг с другом.
Видите ли, господа, во Вселенной между Меркурием и Марсом стоит Солнце (см. рисунок 9). Точно так же, как Марс имеет родство с железом, так Меркурий имеет родство с ртутью или медью. Если человеку при недостатке хлора необходимо влияние Меркурия, а при недостатке железа — влияние Марса, то в том случае, когда и тот и другой не могут гармонически сочетаться друг с другом, требуется усилить в человеке солнечную силу, поскольку Солнце находится между ними. Солнечная сила в человеке является тем, что стягивает вместе хлор и железо. Эту силу можно разжечь, давая человеку золото в очень незначительных количествах. Если попытаться провести курс лечения золотом — конечно, используя золото, приготовленное особым образом, иначе оно снова останется в желудке, — то можно свести вместе Марс и Меркурий.
Рисунок 9
Итак, вы видите, что в случае одного и того же больного надо рассматривать лекарственные средства трех видов. Бесполезно просто лечить болезнь по ее названию; необходимо применять или препарат из меди; или препарат из железа, приготовленный из растений, из шпината, например; или же может быть необходимо золото, но при соответствующем приготовлении —для того, чтобы свести вместе то и другое. Дело обстоит так: если знают только то, что разыгрывается в человеке здесь, на Земле, то ничего еще не знают о человеке; тогда начинают давать одинаковые названия тому, что одинаково выглядит. Но это равносильно тому, как если бы вы для резания мяса стали использовать бритвенное лезвие только потому, что оно тоже своего рода ножик. Хлороз не всегда представляет собой одно и то же. Надо было бы сказать: есть хлороз с недостаточностью железа, есть хлороз с недостаточностью хлора и есть хлороз с дисгармоническим сочетанием железа и хлора, подобно тому, как есть бритвенный нож, столовый нож и перочинный нож. Но люди, не правда ли, зачастую сваливают все вместе. Это то же самое, если кто-то скажет: Ах, все, что поставлено на стол, — это приправа к еде; и вот он солит себе кофе; ведь и соль приправа, и сахар приправа. А есть люди, которые громогласно заявляют на весь свет: хлороз он и есть хлороз. Но это такая же бессмыслица, как сказать: приправа она и есть приправа. Ведь если хлороз, причиной которого является дисгармония, лечат железом, то делают то же самое, что делает тот, кто солит свой кофе.
Видите ли, господа, тут вы имеете дело с тем, что требует постоянного реального поиска, что лежит отнюдь не так близко, как собственный нос. Дело фактически обстоит так; расстояние, равное по длине собственному носу, наука уже прошла; ведь когда смотрят в микроскоп, то приходится опираться на него носом. В жизни же не все так просто. Если ты продвинулся на длину носа, это не значит, что ты продвинулся вперед. Говорят: он дальше своего носа не видит. Те, кто сегодня проводит исследования с помощью микроскопа, тоже не видят дальше собственного носа! Надо взглянуть вверх на Марс, если хочешь увидеть то, что имеет значение в обычном железе. Почему? Закономерности можно с точностью обнаружить только тогда, когда повсеместно учитывают и космос. Это не фантастика, если говорят о Марсе и скажут, что он имеет те или иные свойства. Дело не в том, чтобы просто развить смутное, неопределенное ясновидение, прозревающее вплоть до Марса, но надо познакомится с влиянием Марса в человеке; только тогда можно говорить о Марсе, но не иначе. Точно так же обстоит дело и с другими планетами. И мы могли бы, например, сказать: мы всегда будем обнаруживать, что если человеку не хватает чего-то внутренне, как это происходит в случае хлороза —когда железо не усваивается, — то такие явления связаны с тем, что Меркурий воздействует на человека неправильным образом. Если же человеку не хватает чего-то извне, то такие явления связаны с тем, что на человека неправильно воздействует Марс.