Смекни!
smekni.com

Пятнадцать лекций и одно сообщение для работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с (стр. 20 из 53)

Когда мы говорим, то говорим мы благодаря силе Марса, связанной с кометами и метеоритами. Такова человеческая речь. Не правда ли, обычно на человече­скую речь смотрят как бычок на новые ворота, не видя в ней ничего особенного. Те люди, которые сегодня призваны размышлять, они, в сущности, и размыш­лять-то не могут, они не имеют возможности размыш­лять, поскольку они направляют свои мысли и чувства совсем не на то, что является реальностью. Вы можете заметить это на примере мелочей. Мы тут недавно проводили пожарные учения; при этом, конечно, дела­лось все, что положено, когда имеют дело с настоящим огнем. Католическая воскресная газета сообщила, что здесь был настоящий пожар, только его скоро потуши­ли! Вы видите, господа, люди умеют размышлять о том, чего нет, но о том, что есть, они не размышляют. И это отличительная черта современных людей; они размышляют обо всем, чего нет, но им не хватает ни ума, ни чувства, чтобы размышлять о том, что есть. Тот, кто постоянно размышляет о том, чего нет, теря­ет смысл и чувство реальности. Это очень выражено у современных людей. Не правда ли, тот, чье мышление изуродовано — ведь если человек постоянно лжет, его мышление становится изуродованным, — тот совершен­но теряет понимание реальности.

Итак, влияние Марса и влияние комет создают в человеке свободную волю и дают нам возможность использовать наши члены тела в соответствии с этой свободной волей. Но эти влияния должны правиль­ным образом взаимодействовать в человеке с Мерку­рием. Меркурий — это то, что вырабатывает в нашем желудке требуемый состав соляной кислоты. Точно так же, как в голове нам требуется сода, так в желудке нам требуется то, что приходит от соляной кислоты. И это прекрасно, господа, потому что сода передает свет голове, а также и эмбриону, человеческому зародышу, развитие которого начинается, главным образом, с головы. Когда же человек вызревает, тогда вступает в дело соляная кислота, связанная с желудком. Если же соляная кислота соединяется с натрием, что имеет место всюду, то возникает наша обычная поваренная соль. В желудке нам требуется поваренная соль. Мы не только принимаем ее вместе с пищей, но и производим ее постоянно для того, чтобы свет имел доступ и туда, вниз; он проникает туда, поскольку как сода, так и пова­ренная соль являются носителями света.

Значит, господа, мы вовсе не напрасно солим нашу еду. Мы солим нашу пищу, поскольку мы всегда выде­ляем слишком мало собственной соли. Тем самым мы приводим в порядок свою связь с природой. Итак, мы видим: влияние Марса должно правильным образом сочетаться с влиянием Меркурия. Тогда наша воля будет правильным образом сталкиваться в наших членах тела с тем, что в этих наших членах нуждается в железе и прочем для того, чтобы мы могли использовать наши члены тела в соответствии с умелой свободной волей.

На примере малокровной, страдающей хлорозом девушки вы уже видели: здесь неправильно сочетается то, что приходит из желудка, то, что связано с соляной ки­слотой, и то, что поступает туда как пища. Они не могут правильным образом сойтись. Тут, конечно, необходимо исследовать, не является ли это особым случаем, когда же­леза слишком мало. Конечно, это тоже может быть, это то­же может стать причиной хлороза. Но причиной хлороза может стать также и недостаток хлора. Все же в большин­стве случаев это не так; в большинстве случаев эти два компонента не могут правильным образом сойтись друг с другом. Марс и Меркурий в человеке не могут сойтись. Такова в большинстве случаев причина хлороза.

В современной медицине имеет место, например, следующее: люди повсюду предполагают единственную причину, но болезни могут внешне выглядеть совершен­но одинаково, но внутренне быть совершенно разными! Так что если у молодой девушки хлороз, то надо не толь­ко спрашивать: не слишком ли мало у нее железа, не слишком ли мало хлора? — но надо также спрашивать себя: может быть, они не могут гармонически сочетаться друг с другом? Если у молодой девушки слишком мало железа, тогда необходимо обратить внимание на то, что­бы железо правильным образом поступало в нее. Ведь если вы вводите железо в желудок, как это зачастую происходит, то сперва надо активизировать способность хлора поглощать это железо в желудке, иначе железо ос­танется лежать в желудке, а затем будет выведено через кишечник, но в организм человека так и не попадет. Сле­довательно, мы должны сперва найти путь к тому, чтобы внести в человека влияние Меркурия, влияние хлора.

И при этом очень важно, что железо дают не про­сто как железо, но говорят себе при этом: я должен ввести это железо в желудок так, чтобы это железо в желуд­ке было каким-либо образом принято хлором. Но для этого надо приготовить препарат, например, из шпи­ната. Можно сделать лекарство и из других веществ, скажем, из семян аниса и так далее; при этом, главным образом необходимо, чтобы шпинат использовался не в своем натуральном виде — так он тоже может сослу­жить службу, даже если просто есть его, — но лекар­ство следует изготовлять из железа, содержащегося в шпинате. Распределенность, концентрация железа в шпинате такова, что представляет собой силу, которая может донести это железо до крови. Так что в случае об­наружения нехватки железа, надо попытаться ввести железо в кровь вышеуказанным образом.

Но хлороз может также вызываться тем, что в же­лудке отлагается слишком мало жира для того, чтобы выработать хлор. Один из естествоиспытателей заме­тил, что при хлорозе вырабатывается слишком мало хлора, поэтому заболевание получило название хлороз. Но указанные взаимодействия людям неизвестны. Тут не следует пытаться просто ввести в желудок соляную кислоту, ее может быть там вполне достаточно, особен­но если она привносится извне. Речь идет о том, чтобы желудок сам вырабатывал хлор, чтобы желудок имел силу вырабатывать хлор. Человеку требуется собствен­ный хлор, а не введенный извне! И для этого необхо­димо ввести в желудок что-то, приготовленное из меди в результате определенной переработки. Тогда у же­лудка вновь появится склонность образовывать хлор. Вы, следовательно, видите, что везде надо тщательно смотреть на эти вещи. Но в большей части случаев при хлорозе выявляется не недостаток железа, не недос­таток хлора, а невозможность для них гармонически сочетаться друг с другом. Марс и Меркурий не могут в человеке гармонически сочетаться друг с другом.

Видите ли, господа, во Вселенной между Мер­курием и Марсом стоит Солнце (см. рисунок 9). Точно так же, как Марс имеет родство с железом, так Меркурий имеет родство с ртутью или медью. Если человеку при недостатке хлора необходимо влияние Меркурия, а при недостатке железа — влияние Мар­са, то в том случае, когда и тот и другой не могут гар­монически сочетаться друг с другом, требуется уси­лить в человеке солнечную силу, поскольку Солнце находится между ними. Солнечная сила в человеке является тем, что стягивает вместе хлор и железо. Эту силу можно разжечь, давая человеку золото в очень незначительных количествах. Если попытаться провести курс лечения золотом — конечно, используя золото, приготовленное особым образом, иначе оно снова останется в желудке, — то можно свести вме­сте Марс и Меркурий.

Рисунок 9

Итак, вы видите, что в случае одного и того же больного надо рассматривать лекарственные средства трех видов. Бесполезно просто лечить болезнь по ее на­званию; необходимо применять или препарат из меди; или препарат из железа, приготовленный из растений, из шпината, например; или же может быть необходимо золото, но при соответствующем приготовлении —для того, чтобы свести вместе то и другое. Дело обстоит так: если знают только то, что разыгрывается в челове­ке здесь, на Земле, то ничего еще не знают о человеке; тогда начинают давать одинаковые названия тому, что одинаково выглядит. Но это равносильно тому, как ес­ли бы вы для резания мяса стали использовать бритвен­ное лезвие только потому, что оно тоже своего рода но­жик. Хлороз не всегда представляет собой одно и то же. Надо было бы сказать: есть хлороз с недостаточностью железа, есть хлороз с недостаточностью хлора и есть хлороз с дисгармоническим сочетанием железа и хло­ра, подобно тому, как есть бритвенный нож, столовый нож и перочинный нож. Но люди, не правда ли, зачас­тую сваливают все вместе. Это то же самое, если кто-то скажет: Ах, все, что поставлено на стол, — это припра­ва к еде; и вот он солит себе кофе; ведь и соль припра­ва, и сахар приправа. А есть люди, которые громоглас­но заявляют на весь свет: хлороз он и есть хлороз. Но это такая же бессмыслица, как сказать: приправа она и есть приправа. Ведь если хлороз, причиной которого является дисгармония, лечат железом, то делают то же самое, что делает тот, кто солит свой кофе.

Видите ли, господа, тут вы имеете дело с тем, что тре­бует постоянного реального поиска, что лежит отнюдь не так близко, как собственный нос. Дело фактически об­стоит так; расстояние, равное по длине собственному но­су, наука уже прошла; ведь когда смотрят в микроскоп, то приходится опираться на него носом. В жизни же не все так просто. Если ты продвинулся на длину носа, это не значит, что ты продвинулся вперед. Говорят: он даль­ше своего носа не видит. Те, кто сегодня проводит иссле­дования с помощью микроскопа, тоже не видят дальше собственного носа! Надо взглянуть вверх на Марс, если хочешь увидеть то, что имеет значение в обычном желе­зе. Почему? Закономерности можно с точностью обнаружить только тогда, когда повсеместно учитывают и кос­мос. Это не фантастика, если говорят о Марсе и скажут, что он имеет те или иные свойства. Дело не в том, чтобы просто развить смутное, неопределенное ясновидение, прозревающее вплоть до Марса, но надо познакомится с влиянием Марса в человеке; только тогда можно гово­рить о Марсе, но не иначе. Точно так же обстоит дело и с другими планетами. И мы могли бы, например, сказать: мы всегда будем обнаруживать, что если человеку не хва­тает чего-то внутренне, как это происходит в случае хло­роза —когда железо не усваивается, — то такие явления связаны с тем, что Меркурий воздействует на человека неправильным образом. Если же человеку не хватает чего-то извне, то такие явления связаны с тем, что на че­ловека неправильно воздействует Марс.