Смекни!
smekni.com

Пятнадцать лекций и одно сообщение для работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с (стр. 25 из 53)

Но о самом бытии этого, я бы сказал, представ­ляющего для внимательного слушателя загадку мира, о природе самого пчеловодства в целом — вот о чем стоило бы поговорить. Пчеловод, само собой разуме­ется, интересуется прежде всего тем, что ему надо де­лать. В сущности, каждый человек должен был бы ин­тересоваться пчеловодством, поскольку человеческая жизнь зависит от этого пчеловодства гораздо больше, чем это обычно думают.

Взглянем на эти вещи немного шире. Вы видите, что пчелы могут — это вы могли видеть из лекции, прочитанной вам господином Мюллером, — могут собирать мед, содержащийся в растениях. Собирают они именно мед, а мы, люди, отбираем у них некоторую часть из того, что они собрали в свой улей, причем часть эта не очень-то велика. Можно сказать, что человек за­бирает около двадцати процентов. Столько примерно составляет та часть, которую человек отнимает у пчел.

Но, кроме того, пчелы всем своим тельцем, всем своим корпусом забирают у растения цветочную пыль­цу. Итак, пчелы забирают у растений именно то, что содержится в этих растениях как наиболее важное, и что очень трудно достать. Очень небольшое количество цветочной пыльцы — ее и так сравнительно немного, — пчелы собирают щетинкой, покрывающей их задние лапки; это количество расходуется в улье на питание. Так что пчела является таким животным, которое извле­кает вещества, распределенные в природе в очень ма­лых дозах, использует их для содержания своего дома.

Теперь дальше: после этого пчелы — на это как раз обращают меньше внимания, так как почти не ду­мают об этом, — после этого пчелы с помощью своего пищеварительного аппарата перерабатывают эту пи­щу в воск — ведь этот воск они производят сами — и делают маленькие отдельные ячейки для того, чтобы отложить яйца и для того, чтобы складировать там свои запасы. Эти отдельные маленькие ячейки пред­ставляют собой нечто удивительное, так бы я сказал. Сама ячейка выглядит так: сверху она шестиугольная, а с боков — такая (см. рисунок 11) С другой стороны она запечатана. Внутри нее может быть отложено яйцо или припасы. Одна ячейка построена на другой. Они очень хорошо состыкованы друг с другом, так что в пчелиных сотах посредством этой пластины с при­мыкающими друг к другу ячейками — так их называ­ют — пространство использовано полностью.

Рисунок 11

Если спросить: почему пчелы инстинктивно стро­ят такие ячейки? — то люди обычно говорят: это для того, чтобы лучше использовать пространство. Это вообще-то верно. Если вы представите себе ячейки другой формы, то между ними всегда останется промежуточное пространство. А при указанной форме тако­го промежуточного пространства не остается, но все ячейки плотно прилегают друг к другу, так что объем этой сотовой пластины используется целиком.

Это, без сомнения, основная вещь. Но она не един­ственная. Подумайте вот о чем; здесь, внутри, находит­ся маленький червячок, личинка, и она отовсюду запе­чатана; только не надо думать, что в природе может быть место, где не действуют никакие силы. Весь этот шестиугольный домик, домик, ограниченный шестью поверхностями, тоже обладает силой, причем именно внутри себя; дело обстояло бы совсем иначе, если бы личинка находилась внутри сферы. То, что она заклю­чена внутри такого шестиугольного домика, имеет в природе совершенно особое значение. Личинке, ее телу, напечатлевается эта форма, она ощущает затем, что в своей ранней стадии, когда она была по большей части мягкой, она находилась в такой шестиугольной ячейке. И благодаря той силе, которую она здесь в себя впитала, она сама строит затем такие же ячейки. Тут внутри заключены те силы, благодаря которым вооб­ще работает пчела. Это первое, на что следует нам обра­тить внимание.

Но вам уже сообщали еще об одном весьма замеча­тельном факте: во всем улье находятся ячейки разных видов. Как я полагаю, пчеловод легко отличит ячейку рабочей пчелы от ячейки трутня. Это не очень трудно, не так ли? И еще легче для него будет отличить ячей­ку рабочей пчелы или трутня от ячейки пчелиной мат­ки, потому что ячейка пчелиной матки имеет совсем иную форму: она похожа на мешок. В пчелином улье их очень мало. Так что можно сказать: рабочие пчелы и трутни — то есть самцы, «мужички», это и есть трут­ни, — все они развиваются в таких шестиугольных ячейках, тогда как пчелиная матка развивается в сво­его рода мешочке. Ей не приходится оглядываться на окружение, созданное плоскими поверхностями.

К этому присоединяется и кое-что другое. Видите ли, господа, пчелиной матке, чтобы развиться полно­стью, сформироваться целиком и стать полноценной пчелиной маткой, требуется всего шестнадцать дней. Тогда она становится созревшей пчелиной маткой. А ра­бочей пчеле надо примерно двадцать один день, то есть дольше. Можно сказать: природа тратит больше усилий на формирование рабочей пчелы, чем на формирование пчелиной матки. После мы увидим, что для этого есть и другая причина. Итак, рабочей пчеле нужен двадцать один день. А трутню, «мужичку», который раньше всего перестает быть полезным — трутней убивают после то­го, как они выполняют свою задачу, — ему нужно даже двадцать три или двадцать четыре дня.

Вы видите, это опять нечто новое. Различные виды пчел — пчелиная матка, рабочая пчела, тру­тень — нуждаются в различном количестве дней.

Видите ли, мои дорогие друзья, с этими двадца­тью одним днями, необходимыми рабочей пчеле, свя­зано еще одно особое обстоятельство: двадцать один день — это тот небольшой временной промежуток, который задействован во всем, что происходит на Зем­ле. Этот двадцать один день составляет, хотя и очень приближенно, то время, в течение которого Солнце делает один оборот вокруг своей оси.

Итак, подумайте: рабочая пчела формируется при­мерно в тот промежуток времени, который требуется Солнцу для одного оборота вокруг своей оси. Господа, в результате того, что рабочая пчела испытывает влия­ние полного оборота Солнца, благодаря тому, что она переживает это обращение Солнца вокруг своей оси, она становится восприимчивой ко всем воздействиям Солнца в дальнейшем.

И если бы она хотела развиваться в этом направле­нии и дальше, то ничего нового она от Солнца не полу­чила бы, лишь то же самое. Ведь если вы представите себе рабочую пчелу здесь (изображается на рисунке), а здесь — Солнце в момент, когда откладывается яйцо, то этот пункт будет находиться прямо напротив Солнца. Примерно за двадцать один день Солнце делает один оборот вокруг своей оси. Оно возвращается в прежнее положение, эта точка снова здесь. (Имеется в виду точ­ка на поверхности Солнца, противостоящая той точке на Земле, в которой находится яйцо; за двадцать один день точка на поверхности Солнца хотя и не возвратит­ся в прежнее положение — так как, по современным данным, период обращения Солнца составляет не два­дцать один, а двадцать пять дней на экваторе Солнца и около тридцати четырех дней на его полюсах, — но войдет в зону видимости с Земли — примеч. перев.) Ес­ли этот процесс продолжить, то воздействия, идущие от Солнца, окажутся такими, какие уже приходили сю­да (то есть в точку, где расположено яйцо, развившееся в течение первого оборота Солнца вокруг своей оси до стадии рабочей пчелы. — примеч. перев.).

Так что рабочая пчела для того, чтобы развиться полностью, использует только то, что может дать Солн­це. Если бы рабочая пчела стала развиваться дальше, она должна была бы перейти от развития, функцио­нально зависящего от Солнца, к развитию, функцио­нально зависимому от Земли; она не развивалась бы уже в соответствии с Солнцем, поскольку эта стадия развития была проделана ею прежде в полной мере. Теперь она вступает в стадию земного развития. Одна­ко в этой стадии развития она участвует как уже закон­ченное насекомое, как в целом законченное животное. Стадия эта продолжается всего одно мгновение, один момент, после чего, будучи изолированной от солнеч­ного развития, она становится животным, связанным с Солнцем, рабочей пчелой.

Теперь посмотрите на трутней. Они, я бы сказал, до­бавляют ко всей этой истории еще одну крупицу. Они не доходят до завершающей стадии за двадцать один день. Прежде чем созреть, они проходят стадию земного развития. Так что трутни — это земные животные. Тогда как рабочая пчела — это законченное дитя Солнца.

А как обстоит дело с пчелиной маткой? Пчелиная матка не проходит полного цикла солнечного развития. Ее развитие завершается раньше. Она остается всецело солнечным животным. Пчелиная матка, по сравнению с другими стадиями, останавливается в своем разви­тии в состоянии более близком к стадии личинки, к стадии детки. А дальше всего от стадии детки находят­ся трутни, самцы. Пчелиная матка может откладывать яйца благодаря тому, что она остановилась в развитии ближе к стадии детки, личинки. И на примере пчел вы можете увидеть, что значит находиться под влиянием Земли и что значит находиться под влиянием Солн­ца. Ибо станет ли пчела пчелиной маткой, рабочей пчелой или трутнем, зависит только от того, прошла ли она стадию солнечного развития или не прошла. Пчелиная матка может откладывать яйца, потому что в ней остаются воздействия Солнца, потому что она не принимает ничего от земного развития. Рабочая пчела проходит дальше, она развивается дальше в течение четырех или пяти дней. Она полностью вбирает в себя Солнце. Но затем она, я бы сказал, на какое-то мгнове­нье соприкасается с земным развитием, причем ее тело становится достаточно крепким. Она уже не возвраща­ется на стадию развития, функционально зависящего от Солнца, так как она полностью изолировалась от него. Вот почему она не может откладывать яйца.