Смекни!
smekni.com

Пятнадцать лекций и одно сообщение для работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с (стр. 28 из 53)

А именно так и получается всегда на деле: там, где человек неуклюже вторгается в эти природные силы, дело идет не лучше, а хуже. Но хуже оно становится не сразу, хотя и создает всевозможные помехи природе. Она все же, несмотря на эти препоны, действует наи­лучшим образом, пока может. Некоторые препятствия человек может устранить, и, тем самым, дать природе некоторое облегчение. Очень большое облегчение природе в области пчеловодства он может, например, принести тем, что вместо старых пчелиных коробов будет использовать пчелиные ульи новой конструкции, которые удачно устроены, и так далее.

Но теперь поговорим на тему об искусственном раз­ведении пчел. Вам не следовало бы думать, господа, что я не замечаю, или, что с точки зрения духоведения не видно, как искусственное пчеловодство, находясь в ста­дии подъема, кое-что дает, кое-что облегчает; но столь форсированное содержание пчелиного поколения, пче­линой семьи в течение продолжительного времени бу­дет приносить вред. Конечно, сегодня, говоря вообще, можно только похвалить это искусственное разведение пчел — если принимаются все меры предосторожно­сти, — то разведение пчел, о котором говорил господин Мюллер. Но как пойдет дело лет через пятьдесят или восемьдесят — это еще надо посмотреть, ибо здесь те естественные силы, которые органичным образом действовали в пчелином клубе, механизируются, делаются механическими. Не станет больше того внутреннего род­ства между покупной пчелиной маткой и работницами, родства, которое устанавливается, если пчелиная матка выводится естественным образом. Впрочем, в ближай­шее время это не будет слишком заметно.

Само собой разумеется, я не хочу, чтобы возни­кало фанатическое движение против искусственного разведения пчел. В практической жизни вообще не место фанатизму. Это можно сравнить с тем, о чем я вам сейчас скажу. Можно подсчитать приблизитель­но, когда на Земле кончится уголь. Запасы угля на Земле ограничены, когда-нибудь они будут исчерпа­ны. Даже сейчас можно было бы извлекать из Земли столько угля, чтобы его хватило до тех пор, пока сама Земля не перестанет существовать. Не следовало бы говорить, что именно так надо поступать, чтобы оста­вить хоть маленькую надежду на будущее. Следовало бы сказать иначе: ода, конечно, когда мы грабим Зем­лю, извлекая из нее уголь, мы грабим наших потом­ков, лишая их этого угля; но они отыщут что-нибудь другое, потому что угля у них не будет. То же самое можно было бы сказать и в отношении вреда, прино­симого искусственным разведением пчел.

Но при всем этом было бы неплохо сознавать, что если мы вводим нечто механическое, искусственное, то мешаем природе, где все устроено столь удивитель­ным образом. Во все времена пчеловодство рассматри­вали как нечто, достойное почитания. В древности пчелу почитали как священное животное. Почему? Ее почитали как священное животное, так как она посредством всей своей работы позволяла узнать, что происходит в самом человеке. Ведь имея частичку пчелиного воска, мы имеем продукт, находящийся как бы в промежуточном состоянии между кровью, мускулами и костями. Все это проходит внутри чело­века через восковидную стадию. Воск при этом не отвердевший, он остается текучим, пока не превратится в кровь, мускулы или в костные ткани. Так что в воске перед нами выступает то, что как сила находится в нас самих. Когда люди делали в старину свечи из пчелино­го воска и зажигали их, они видели в этом чудесное священнодействие; сгорающий при этом воск достали из улья. Он отвердел. Когда огонь расплавляет этот воск, когда этот воск испаряется, то он приходит в то же самое состояние, в котором он находится и в на­шем собственном теле. Благодаря предчувствию лю­ди переживали в сгорающем воске, как возносится к небу то, что находится и в их собственном теле. В этом было нечто, настраивающее их благоговейно, было то, что располагало их смотреть на пчелу как на особенно священное животное, так как она производила нечто такое, что и сам человек должен был постоянно произ­водить в себе самом. Поэтому в чем более отдаленные времена мы заглядываем, тем больше мы находим у людей благоговения перед сущностью пчелы в целом. Пчелы тогда, конечно, были еще дикие, и люди смот­рели на них как на некое откровение. Позднее они во­шли в обиход человека. Однако во всем, что касается пчел, есть удивительные загадки, и только тот сможет почувствовать, что такое пчела, кто достаточно хоро­шо изучит процессы, протекающие между головой человека и его телом.

Вот такие у меня замечания. В среду у нас будет следующее занятие. Может быть, мы займемся други­ми вопросами. Может быть, самому господину Мюлле­ру что-нибудь придет на ум. Мне хотелось ознакомить вас только с теми замечаниями, которые положитель­но носят несомненный характер, поскольку они осно­ваны на истинном познании. Хотя кое-что, возможно, требует дальнейшего дополнительного выяснения.

ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ

Дорнах, 28 ноября 1923 г.

Доброе утро, господа! Есть ли у вас еще какие-ни­будь вопросы?

Зачитывается вслух статья из газеты «Швейцар­ское пчеловодство» номер 2 и 3 за февраль, март 1923г.: «Видят ли пчелы цвета, невидимые для нас?» проф. док­тора Буттель-Рипена.

Доктор Штайнер: Да, пару слов об этом сказать при­дется. Эксперименты, приведенные Форелем, Кюном и Полем, наглядно показывают, насколько бездумно в наше время оценивают результаты эксперимента. Нельзя представить себе ничего более абсурдного, чем подобное толкование эксперимента! Вы только подумайте: ведь и я мог бы привести следующее толко­вание; представьте себе, что у меня есть вещество — а такие вещества имеются, — вещество, чувствительное к ультрафиолету, то есть к цветам, находящимся выше синего и фиолетового, например, платиносинеродистый барий, упоминаемый в статье. Оно светится даже тогда, когда я закрою все прочие цвета.

Итак, я заслоняю красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый; я делаю блен­ду и перекрываю весь спектр. Тогда здесь еще будут ультрафиолетовые лучи, невидимые для человека. Сюда я помещаю это вещество, белый порошок, платино­синеродистый барий, и закрываю створки: вещество начинает светиться. Мы, люди, не видим ничего в этой затемненной комнате; лишь указанные лучи про­пускаются сюда, и мы экранируем их источник таким

образом, что остается только ультрафиолет. Если я по­мещу сюда платиносинеродистый барий, то что про­изойдет? Он «увидит».

Рисунок 12

Тот, кто проделывает этот эксперимент с муравь­ем, не делает ничего иного. Вместо платиносинеродистого бария я беру муравьев. Муравьи идут на сахар, вследствие чего я утверждаю: они видят. Но ведь им совсем не обязательно видеть, так как и платиносинеродистому барию не обязательно видеть для того, чтобы светиться. В целом, я могу утверждать только то, что имеющееся у меня вещество действует на му­равьев. Я не имею права утверждать нечто большее. Так что вышеназванные ученые очень сильно недоду­мывают и выдают свои фантазии за истину.

Единственное, что можно было бы утверждать, это то, что посредством органов чувств в той или иной сте­пени осуществляется воздействие на насекомое, — до­казательством при этом служит, как указано в статье, то, что если закрасить глаза лаком, воздействие пре­кращается. Характерно при этом и то, что ученый переносит на муравьев и ос то, что он заметил у пчел. Это показывает, как необдуманно ставятся подобные эксперименты.

К этому можно добавить следующее: если здесь мы пойдем дальше (см. рисунок 12), то попа­дем в зону так называемого ультрафиолетового излуче­ния. Итак, здесь у нас красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, затем идет еще синий и фиолетовый. Здесь инфракрасное излучение; здесь — ультрафиолето­вое. Итак, здесь, справа, мы имеем ультрафиолетовые лу­чи. Ультрафиолетовые лучи обладают свойством — это пишет в статье сам автор — очень сильно воздейство­вать химически. Следствием из этого является то, что если я посажу сюда муравья, он тотчас же подвергнется сильному химическому воздействию. Он это ощутит. И действительно верно, что он ощутит это преимуществен­но в глазах. Речь идет о чувстве, как если бы что-то стало по нему ползать, если он попадает в зону ультрафиолето­вого излучения; платиносинеродистый барий точно так же испытывает воздействие, если поместить его в хими­чески активную среду. Это одинаково. Если я зашторю все в этой комнате, так что внутри нее будут только ульт­рафиолетовые лучи, то муравей тотчас же заметит: что-то случилось. Если здесь окажутся муравьиные яйца, ли­чинки, то в них произойдут существенные изменения: в тот момент, когда они подвергнутся этому сильному хи­мическому воздействию, они начнут погибать. Поэтому эти муравьи спасают яйца. Итак, в этой статье речь идет о своеобразном химическом воздействии. Это вполне со­гласуется с тем, что я утверждал недавно. Я говорил: у пчел имеется своего рода вкусо-обоняние, нечто находя­щееся между обонянием и вкусом. Это то, чем ощущают пчелы; нечто подобное есть и у муравьев.

Эти господа недостаточно знакомы с предметом; они, например, не знают, что когда сам человек вос­принимает цвета, то в его глазах происходят незна­чительные химические изменения при восприятии фиолетовых лучей. Здесь цветовое восприятие челове­ка ориентировано на химические процессы. Так что в целом здесь исследовались внутренние химические изменения, происходящие у пчел под воздействием ультрафиолетового излучения.

Видите ли, пчелы легко воспринимают то, что лежит в области черно-белого, желтого, серого, — ибо все это лишь затемненный белый (по Гёте — примеч. перев.) — и серовато-голубого. Во всех этих цветовых оттенках ультрафиолетовых лучей нет. Итак, то хи­мическое воздействие, которое так сильно ощущает пчела, попадая в ультрафиолет, не возникает от этой цветовой гаммы. Если же пчелы из зоны черного, белого, желтого и серовато-голубого переходят в зону ультрафиолетовых лучей, то ощущают нечто для себя чуждое; там они не могут ничего делать. Все дело в том, что пчелы обладают своеобразным чувством вкусо-обоняния. У нас обоняние и вкусовое чувство очень силь­но отличаются друг от друга, не так ли? Чувство вкуса является преимущественно химическим чувством. Это целиком относится к химии. Пчелы же имеют нечто среднее между обонянием и вкусовым чувством.