Смекни!
smekni.com

Пятнадцать лекций и одно сообщение для работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с (стр. 32 из 53)

Автор статьи говорит то же самое и в начале: «У меня есть также намерение сделать впоследствии со­общение о том, в чем с медицинской точки зрения состоит действие медотерапии... Наши успехи по­буждают к тому, чтобы проследить более глубокие связи. Хотя я знаю, что еще долго не удастся про­никнуть в сущность этого вопроса, мне бы, тем не менее, хотелось уже сейчас на основе нашего опыта и результатов исследования осветить те направления, по которым, по моему мнению, должны развиваться дальнейшие исследования».

Таким образом, из ее собственных слов становит­ся ясно, что она не проявляет заносчивости, эта дама-врач; она говорит: «Все это учение о витаминах не по­зволяет все же проникнуть в сущность этого вопроса». Давайте точно обдумаем следующее: давайте по­смотрим, на чем основано действие медотерапии. Вы видите, что эти эксперименты кое-что показывают нам. Они показывают нам, что действие меда особен­но сильно — и это будут показывать эксперименты все снова и с большей очевидностью, — особенно сильно не у младенцев, а у тех детей, которые или уже достиг­ли возраста смены зубов, или немного старше этого возраста. Итак, это экспериментально установлено. Чрезвычайно важно, что этот вопрос рассматривается. Но экспериментально установлено и дальнейшее: экс­перименты показали, что лучше всего мед действует на детей тогда, когда его дают им в не слишком горя­чем молоке. Если употребляется смесь меда и молока, то это особенно действует на детей.

Продвинувшись дальше, обнаружим следующее: обнаружим, что мед имеет значение и для детей более младшего возраста. Но в этом случае надо давать не­много меда; больше молока и немного меда. Пожилым людям помогает, главным образом, мед, а не молоко. Благоприятные результаты у стариков могут быть по­лучены, если им назначают мед вообще без молока.

Надо отметить, что мед и молоко имеют чрезвы­чайное значение для жизни человека. Это непосредст­венно следует из экспериментов. Видите ли, господа, древние ученые, как я это часто говорил вам, не были так глупы, как полагает современная научная общест­венность. Древние ученые порой кажутся простеца­ми, но на самом деле они были очень умны и мудры. Вы, наверное, знаете старинную присказку «в той стране, где текут мед и молоко». В ней выражено то, что это страна здоровья, где можно жить и быть здоро­вым. Так что люди в старину знали, что мед и молоко необыкновенно сильно связаны с жизнью людей.

Иной раз природа говорит на языке, легко доступном для понимания. То, что она высказывает, можно заметить, если достаточно просто рассматривать простые вещи. Кто знает, что природа действует очень мудро, тому не требу­ется много доказательств того, что молоко полезнее всего именно детям и подросткам. В ином случае из женской гру­ди вытекало бы не молоко, а мед, что, впрочем, не выходи­ло бы за пределы возможностей природы, ведь в растении образуется мед, так что вполне могло быть возможным, что выделением грудных желез у женщин был бы мед. Надо только относиться к этим вещам попроще. Нельзя сказать: природа настолько тупа, что в женской груди она создает только молоко, а не мед, — но следует сказать так: в этом факте, как за кулисами, скрыто знание о том, что малень­кому ребенку нужно прежде всего молоко, а мед можно использовать лишь по мере подрастания ребенка.

Но мы не должны создавать себе представления, которые являются всего лишь словесной игрой и гово­рить себе, что бедность происходит от нищеты, коми­ческое — от vis comica, от «комической силы», а живоносная сила меда — от витаминов, которые в нем есть; нет, мы должны прозревать то, что является здесь дей­ствительностью. Тут я скажу вам следующее: сопоста­вим то, что нам уже давно известно из этих лекций, для того, чтобы более верно взглянуть на эти вещи.

Видите ли, господа, если вы забираетесь высоко в горы, то там, где высокогорный массив состоит из наи­более твердых пород, там, где выступает наружу одно из самых твердых земных образований, вы найдете кристаллы кварца. Они очень красивы. Вы найдете все­возможные кристаллы. Вспомните, я рисовал вам эти кристаллы кварца: вот как они выглядят (см. рисунок 13).

Рисунок 13

Если они закончены, то тогда они и снизу за­вершаются так же, как вверху; но по большей части они незакончены. Они выходят из горной породы, в каком-то смысле вырастают из горной породы в той форме, которую я вам нарисовал; ее я часто рисовал и прежде. Что же это значит? Это значит, что Земля да­ет возможность вырастать из нее таким кристаллам, которые имеют шестигранную форму и заканчивают­ся острием. Итак, внутри Земли есть сила, создаю­щая шестигранные, гексагональные формы.

Видите ли, в человеке есть все силы — я вам все­гда это говорил, — которые есть у Земли и которые есть в Космосе. Земля, в свою очередь, имеет эти си­лы от Космоса. Человек приобрел эти силы от Земли. И внутри человека есть эти силы, силы, которые, бу­дучи в Земле, выгоняют кристалл кварца наружу. Де­ло в том, что человеческое тело наполнено кварцем.

Теперь вы скажете: «Вот еще, черт возьми! Что за вздор нам здесь болтают!» Тот кварц, который вы дос­тавали наверху в горах, сам по себе очень твердый.

Об него можно набить себе шишек; сам-то кварц не сломается, а вот голову человеку пробить вполне мо­жет, если случиться стукнуться об него головой. В кварце больше всего обращают внимание на его твер­дость. Но ведь тела не везде остаются такими, каки­ми мы встречаем их повсюду. В человеке есть тот же самый кварц, но в более текучей форме. Почему?

Рисунок 14

Видите ли, можно наблюдать —только это наблюде­ние должно проводиться правильным образом и с помо­щью внутреннего зрения, — как от головы к членам тела и конечностям человека постоянно устремляется некото­рого рода поток (см. рисунок 14). Это очень интересно: допустим, что здесь располагается голова человека; вниз от этой головы постоянно струится то же самое, что струит­ся из Земли, направляясь изнутри наружу; там, наверху, оно затвердевает и откладывается в качестве, например, кристаллов кварца. Этот поток направлен из Земли на­ружу; в случае же человека он направлен от головы ко всему телу. Это поток кварца, или кремниевой кислоты. Однако в человеческом теле кварц не доходит до стадии кристалла. Как было бы красиво, если бы мы изнутри были наполнены чистыми кристаллами кварца. Но нам от этого пришлось бы совсем плохо! Вплоть до стадии, на которой возникает тенденция образовывать гексаго­нальную форму, кварц имеет доступ для проникновения в человека. Но затем, на указанной стадии, доступ пре­кращается. Процессу формирования кварца не предос­тавляется возможности двигаться в этом направлении дальше. Так что у нас в теле процесс формирования квар­ца находится в самом начале, а затем он прерывается; он должен прекратиться. Именно на этом базируется наша жизнь, на том, что в направлении вниз от головы мы по­стоянно имеем тенденцию к формированию шестиуголь­ных кристаллов, — хотим строить их, но до этого дело не доходит, процесс прерывается. Здесь, внутри, постоянно хотят возникать такие кристаллы. Но в действительно­сти они не возникают, их возникновение тормозится, и мы тогда имеем внутри нас, так сказать, жидкий кварц в исключительно сильном разведении.

Рисунок 15

Если бы этого «кварцевого раствора» не было в нас, то мы могли бы съедать, например, сколько угодно са­хара, но никогда не чувствовали бы сладкого вкуса во рту. Это делает находящийся в нас кварц, но не его ве­щественность сама по себе играет при этом роль, а то, что в нем наличествует воля, стремление принять гек­сагональную форму в качестве кристалла. Вот, от чего происходит вкус, вот, что здесь задействовано.

Итак, смотрите: внутри Земли присутствует то же самое, оно только распространяется дальше. Человек тормозит кремниевую кислоту, когда она начинает про­являть в нем тенденцию стать остроугольной. Земля же позволяет ей развивать эту остроугольную пикообразность по направлению вверх. Но человеку необходи­ма эта сила, сила кремниевой кислоты, сила, воспроиз­водящая шестиугольные формообразования. Эта сила, строящая шестиугольные формы, нужна человеку.

Я полагаю, что не все среди вас хорошие геометры. Не всем среди вас приходится сейчас иметь дело с геомет­рией. Не сразу, может быть, вам удастся нарисовать такой кристалл или вылепить его из пластилина. Но вот ваше тело — это хороший геометр, и ему постоянно хочется де­лать такие кристаллы. Нас принуждает к этому необходи­мость. Но вся жизнь зиждется на том, что мы подавляем это стремление; если же нам не удается больше подав­лять его, то мы самым реальным образом умираем.

А сейчас снова посмотрим на пчел. Пчелы выле­тают, собирают мед. Мед они перерабатывают затем в своем теле и создают тем самым то, что составляет их собственные жизненные силы. Но на более отдален­ной стадии они производят воск. Что же они делают с воском? Они делают из него шестиугольные ячейки. Смотрите: Земля делает шестиугольные кристаллы, состоящие из кремниевой кислоты. Пчелы делают шестиугольные ячейки.

Это страшно интересно. Я рисовал вам пчели­ные ячейки, и, как вы помните, вам показывал их господин Мюллер; они выглядят как кристаллы кварца, но внутри они полые. Кварц же не имеет полости. Но по форме они совершенно одинаковы.