Смекни!
smekni.com

Пятнадцать лекций и одно сообщение для работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с (стр. 40 из 53)

Однако пора осознать, что, двигаясь в этом направ­лении, можно оказывать исключительно благотворное влияние; я думаю, что если бы принимали в расчет, как, занимаясь духоведением, можно приходить к открытиям вышеописанных вещей, то люди стали бы в истинном смысле направлять свой взор к духу, обращаться к духу в гораздо большей степени, нежели они делают это сейчас, когда им советуют: вы должны молиться, и вам будет дано то или иное. Это познается из духа. Да, мои господа, вещи, которые могут быть по­знаны только из духа и которые неизвестны современ­ной науке, именно таковы, чтобы можно было знать: в какое время — мы говорим о брачном периоде — мо­жет быть наиболее полезен мед и так далее.

Я говорю, что есть нечто чудесное в том, что ото­всюду в природе пчелы извлекают и перерабатывают в себе этот мед, столь полезный для жизни. Вы поймете, на чем основывается все это возникновение меда в целом, если я опишу вам, как идет подобный процесс, но в совсем иной форме, у соседей и родственников пчел, а именно у ос. Но от ос нельзя получить столь же пло­дотворного для человека меда, хотя то, что приготовля­ют осы, тоже может найти себе широкое применение в медицине. Но то, что делают осы, — это совсем иное, нежели то, над чем работают пчелы. Позднее, в следую­щий раз, я расскажу вам о муравьях. Но сначала мы рассмотрим один определенный вид ос.

Есть осы, отличительным свойством которых яв­ляется то, что они откладывают свои яйца в разных местах: на растениях, на деревьях, например в листве, в коре деревьев. Есть даже такие, которые откладыва­ют в цветы на деревьях. Выглядит это так (рисунок 19): здесь — древесный сучок, здесь, допустим — дубовый лист, и сюда, на дубовый лист, оса откладывает свое яйцо с помощью яйцеклада — он имеет форму стилета с поло­стью внутри. Что происходит теперь? Теперь в том месте, куда было отложено осиное яйцо, происходит изменение: вся ткань листа вокруг осиного яйца заворачивается

Рисунок 19

в форме шара. Лист рос бы совсем иначе, если бы не было отложено это яйцо. Ну, хорошо. Теперь посмот­рим, что возникает благодаря тому, что отложено яйцо. Возникает то, что вегетативное развитие растения совер­шенно изменяется, и вокруг осиного яйца, вырастая из листа, возникает так называемый чернильный орешек.

Это те самые коричневатые чернильные орешки, кото­рые вы встречаете на деревьях. Почему они возникают? Они возникают из-за того, что на это место оса отложила свое яйцо, и вокруг осиного яйца образовалась теперь эта видоизмененная растительная ткань, растительная субстанция. Она полностью окружает яйцо. Это осиное яйцо погибло бы, если бы было отложено где-то еще. Оно может развиться только благодаря тому, что сна­чала вокруг этого яйца находится указанная защитная субстанция, которую оса-орехотворка (Cynipidae, Cynips, Cynips folii и др. — примеч. перев.) похищает у раститель­ной субстанции. Она отнимает ее для себя.

Вы видите: пчела, которая откладывает свои яйца в соты, возникает из личинки и так далее, ста­новится пчелой, похищает растительную субстанцию и перерабатывает ее в самой себе. У осы этот процесс происходит с некоторым опережением. Оса отнимает у растения необходимую для нее субстанцию уже то­гда, когда она откладывает яйцо. Пчелы приступают к такого рода деятельности, отбиранию субстанции у растения, после более продолжительного выжидания, чем осы. Осы делают это раньше. У высших животных и у человека это обстоит так, что яйцо уже в теле мате­ри окружает себя защитной оболочкой. При этом из те­ла матери берется то, что осы берут из растений. Этот чернильный орешек нарастает из растения, подобно тому, как зародышевое яйцо в теле матери формирует вокруг себя оболочку хориона (сосудистую оболочку — примеч. перев.), которая позднее выходит с последом.

Вы видите, как осы развиваются совместно с рас­тением. В местностях, особенно богатых осами, можно встретить деревья, сплошь покрытые такими черниль­ными орешками. Осы обладают общей, совместной с растениями жизнью. Они предрасположены к этому. Их семя не может развиться, если не будет окружено этой защитной оболочкой из соответствующих деревь­ев и растений. Она может выглядеть иначе. Формирование орешка может быть таково, что он выглядит не как яблочко, а как образование, вырастающее подобно волосам, сплетающимся друг с другом (см. рисунок 20). Но везде в середине, внутри находится вышеописанный за­родыш осы. Иногда вам могут повстречаться эти ореш­ки-галлы в форме ворсинчатого маленького орешка.

Рисунок 20

Это то, что указывает, как осуществляется совмест­ная жизнь осы с растением. Затем, когда оса становится зрелой, когда она достигает стадии зрелости, она высвер­ливается с помощью своих жвал и выползает наружу уже как оса, для того, чтобы, прожив некоторое время на воле, отложить на какой-нибудь лист или на что-либо подобное свое яйцо. Так что кладка яиц всегда осущест­вляется благодаря общей жизни с растением.

Вы, может быть, скажете: а какое это имеет отноше­ние к приготовлению меда? Господа, это очень тесно связано с медообразованием, и можно изучать процесс получения меда, обращая внимание на такие вещи. И прежняя, так сказать, простонародная наука инстинк­тивно относилась с уважением к таким вещам. Вы, ве­роятно, знаете: в южных регионах, особенно в Греции, большое значение имеет разведение смокв. Есть так называемые дикие смоквы, они слегка сладкие, но для некоторых людей, которые любят полакомиться, этого недостаточно, и им хотелось бы иметь более сладкие смоквы, чем дикие. Что же делают эти люди?

Рисунок 21

Представьте, что это — дикая смоковница, ди­кое фиговое дерево. Эта дикая смоковница является излюбленным деревом для определенного вида ос (например, Blastophaga grossorum, орехотворка осо­бая — примеч. перев.), которые откладывают сюда, внутрь, свои яйца (см. рисунок 21). Итак, представьте себе: это — дикая смоковница; на сучке — смоква, в которую оса откладывает свое яйцо.

Тот, кто разводит смоквы, должен быть весьма хит­роумным парнем. Он позволяет этим осам отклады­вать свои яйца на диких смоковницах, которые он для этого даже специально разводит. После того, как яйцо отложено, хозяин срывает две такие смоквы, причем в тот момент, когда находящаяся внутри личинка осы еще не завершила своего развития, так что еще много времени остается до наступления ее созревания и выве­дения осы, хотя некоторый этап генезиса уже пройден. Что же делает хозяин дальше? Он берет тростниковую соломинку и с ее помощью связывает две смоквы, в ко­торых находятся эти осиные личинки, не достигшие полной зрелости, так что смоквы держатся на этой соло­минке. Затем он направляется к смоковнице, смоквы на которой он намеревается облагородить, и вешает на эту облагораживаемую смоковницу те две связанные соломинкой смоквы, в которых угнездились и отложи­ли яйца осы. Что же, собственно, происходит?

Рисунок 22

Тогда происходит следующее: осы ощущают то, что сорванные им смоквы уже не соединены с той смоков­ницей и начинают подсыхать; они высыхают, так как к ним не поступает больше соков от дерева. Даже недораз­витые осы ощущают это внутренне. Даже яйцо это ощу­щает. Следствием же является то, что осы страшно торо­пятся поскорее вывестись. Хозяин проводит эту проце­дуру весной; сперва он позволяет осам отложить яйца. В тот момент, когда наступает май, он срывает две смоквы и совершает вышеописанную процедуру. «Вот, черт возь­ми! — думает сидящее внутри животное. — Теперь мне надо поторапливаться! Ведь быстро придет время, ко­гда смоквы засохнут!» Животное страшно торопится и выводится значительно раньше, чем положено. Если бы смоквы оставались на дереве, выведение наступило бы в конце лета. А так выведение происходит ранним летом. Следствием из этого является то, что животное, посколь­ку оно вывелось ранним летом, должно сделать второй расплод и еще летом отложить яйца, тогда как в ином случае они были бы отложены только в начале года. И те­перь с этими яйцами (для второго расплода — примеч. перев.) осы отправляются на ту смокву, которая должна быть облагорожена. Туда откладывают они яйца, при­чем поздние яйца, которые не созреют, а только разо­вьются до определенной ступени. Что же происходит в результате? Те смоквы, в которых был отложен второй расплод, оказываются вдвое слаще, чем дикие смоквы! Это и называется облагораживанием смокв, то, что они становятся вдвое слаще (этот процесс называется капрификацией — примеч. перев.).

Что же здесь происходит? Происходит то, что осы, хотя и родственные, но все же иные животные, чем пчелы, уже будучи в яйце, отбирают у растения то, что могло бы стать медом. И если человек окажется столь же искусен, как и разводящий смоквы садовник, кото­рый с помощью тростниковой соломки связывает две смоквы с осиными яйцами внутри и затем поднимает их кверху на дерево и подвешивает на нем; если чело­век столь искусным образом предрасполагает их к тому, чтобы заново воткать в одно растение то, что было ими воспринято из другого растения, то он дает им тем са­мым возможность способствовать появлению присутст­вия меда в том растении, в той облагораживаемой смок­ве, на которую он их подвесил. Наличие меда при этом проявляется как сладость. В этой окультуриваемой смокве сладость появляется оттого, что именно благо­даря осе в очень малой дозировке вырабатывается мед. Это совершается в обход природы. Итак, вы видите; здесь мы ничего не забираем у природы, но внутренне побуждаем к проявлению саму природу меда. Осы не могут приготовлять мед как пчелы, поскольку их орга­низация совершенно не приспособлена к этому. Но ес­ли их принуждают идти этим обходным путем, то они в процессе своего размножения могут с одного плода смоквы перенести ее медовую сладость на другой плод смоквы. Тем самым они делают вторую смокву облагороженной, сладкой. Внутри нее тогда находится свое­образная медовая субстанция. Итак, вы видите: здесь мы имеем дело с чем-то совершенно особенным. Свойст­вом этих ос является то, что их тело не приспособлено к тому, чтобы извлекать из природы цветочный сироп, нектар и перерабатывать его в своем теле в мед. Но они могут в самой природе способствовать тому, чтобы спе­цифический процесс медообразования осуществлялся, передаваясь от одной смоквы к другой.