Однако пора осознать, что, двигаясь в этом направлении, можно оказывать исключительно благотворное влияние; я думаю, что если бы принимали в расчет, как, занимаясь духоведением, можно приходить к открытиям вышеописанных вещей, то люди стали бы в истинном смысле направлять свой взор к духу, обращаться к духу в гораздо большей степени, нежели они делают это сейчас, когда им советуют: вы должны молиться, и вам будет дано то или иное. Это познается из духа. Да, мои господа, вещи, которые могут быть познаны только из духа и которые неизвестны современной науке, именно таковы, чтобы можно было знать: в какое время — мы говорим о брачном периоде — может быть наиболее полезен мед и так далее.
Я говорю, что есть нечто чудесное в том, что отовсюду в природе пчелы извлекают и перерабатывают в себе этот мед, столь полезный для жизни. Вы поймете, на чем основывается все это возникновение меда в целом, если я опишу вам, как идет подобный процесс, но в совсем иной форме, у соседей и родственников пчел, а именно у ос. Но от ос нельзя получить столь же плодотворного для человека меда, хотя то, что приготовляют осы, тоже может найти себе широкое применение в медицине. Но то, что делают осы, — это совсем иное, нежели то, над чем работают пчелы. Позднее, в следующий раз, я расскажу вам о муравьях. Но сначала мы рассмотрим один определенный вид ос.
Есть осы, отличительным свойством которых является то, что они откладывают свои яйца в разных местах: на растениях, на деревьях, например в листве, в коре деревьев. Есть даже такие, которые откладывают в цветы на деревьях. Выглядит это так (рисунок 19): здесь — древесный сучок, здесь, допустим — дубовый лист, и сюда, на дубовый лист, оса откладывает свое яйцо с помощью яйцеклада — он имеет форму стилета с полостью внутри. Что происходит теперь? Теперь в том месте, куда было отложено осиное яйцо, происходит изменение: вся ткань листа вокруг осиного яйца заворачивается
Рисунок 19
в форме шара. Лист рос бы совсем иначе, если бы не было отложено это яйцо. Ну, хорошо. Теперь посмотрим, что возникает благодаря тому, что отложено яйцо. Возникает то, что вегетативное развитие растения совершенно изменяется, и вокруг осиного яйца, вырастая из листа, возникает так называемый чернильный орешек.
Это те самые коричневатые чернильные орешки, которые вы встречаете на деревьях. Почему они возникают? Они возникают из-за того, что на это место оса отложила свое яйцо, и вокруг осиного яйца образовалась теперь эта видоизмененная растительная ткань, растительная субстанция. Она полностью окружает яйцо. Это осиное яйцо погибло бы, если бы было отложено где-то еще. Оно может развиться только благодаря тому, что сначала вокруг этого яйца находится указанная защитная субстанция, которую оса-орехотворка (Cynipidae, Cynips, Cynips folii и др. — примеч. перев.) похищает у растительной субстанции. Она отнимает ее для себя.
Вы видите: пчела, которая откладывает свои яйца в соты, возникает из личинки и так далее, становится пчелой, похищает растительную субстанцию и перерабатывает ее в самой себе. У осы этот процесс происходит с некоторым опережением. Оса отнимает у растения необходимую для нее субстанцию уже тогда, когда она откладывает яйцо. Пчелы приступают к такого рода деятельности, отбиранию субстанции у растения, после более продолжительного выжидания, чем осы. Осы делают это раньше. У высших животных и у человека это обстоит так, что яйцо уже в теле матери окружает себя защитной оболочкой. При этом из тела матери берется то, что осы берут из растений. Этот чернильный орешек нарастает из растения, подобно тому, как зародышевое яйцо в теле матери формирует вокруг себя оболочку хориона (сосудистую оболочку — примеч. перев.), которая позднее выходит с последом.
Вы видите, как осы развиваются совместно с растением. В местностях, особенно богатых осами, можно встретить деревья, сплошь покрытые такими чернильными орешками. Осы обладают общей, совместной с растениями жизнью. Они предрасположены к этому. Их семя не может развиться, если не будет окружено этой защитной оболочкой из соответствующих деревьев и растений. Она может выглядеть иначе. Формирование орешка может быть таково, что он выглядит не как яблочко, а как образование, вырастающее подобно волосам, сплетающимся друг с другом (см. рисунок 20). Но везде в середине, внутри находится вышеописанный зародыш осы. Иногда вам могут повстречаться эти орешки-галлы в форме ворсинчатого маленького орешка.
Рисунок 20
Это то, что указывает, как осуществляется совместная жизнь осы с растением. Затем, когда оса становится зрелой, когда она достигает стадии зрелости, она высверливается с помощью своих жвал и выползает наружу уже как оса, для того, чтобы, прожив некоторое время на воле, отложить на какой-нибудь лист или на что-либо подобное свое яйцо. Так что кладка яиц всегда осуществляется благодаря общей жизни с растением.
Вы, может быть, скажете: а какое это имеет отношение к приготовлению меда? Господа, это очень тесно связано с медообразованием, и можно изучать процесс получения меда, обращая внимание на такие вещи. И прежняя, так сказать, простонародная наука инстинктивно относилась с уважением к таким вещам. Вы, вероятно, знаете: в южных регионах, особенно в Греции, большое значение имеет разведение смокв. Есть так называемые дикие смоквы, они слегка сладкие, но для некоторых людей, которые любят полакомиться, этого недостаточно, и им хотелось бы иметь более сладкие смоквы, чем дикие. Что же делают эти люди?
Рисунок 21
Представьте, что это — дикая смоковница, дикое фиговое дерево. Эта дикая смоковница является излюбленным деревом для определенного вида ос (например, Blastophaga grossorum, орехотворка особая — примеч. перев.), которые откладывают сюда, внутрь, свои яйца (см. рисунок 21). Итак, представьте себе: это — дикая смоковница; на сучке — смоква, в которую оса откладывает свое яйцо.
Тот, кто разводит смоквы, должен быть весьма хитроумным парнем. Он позволяет этим осам откладывать свои яйца на диких смоковницах, которые он для этого даже специально разводит. После того, как яйцо отложено, хозяин срывает две такие смоквы, причем в тот момент, когда находящаяся внутри личинка осы еще не завершила своего развития, так что еще много времени остается до наступления ее созревания и выведения осы, хотя некоторый этап генезиса уже пройден. Что же делает хозяин дальше? Он берет тростниковую соломинку и с ее помощью связывает две смоквы, в которых находятся эти осиные личинки, не достигшие полной зрелости, так что смоквы держатся на этой соломинке. Затем он направляется к смоковнице, смоквы на которой он намеревается облагородить, и вешает на эту облагораживаемую смоковницу те две связанные соломинкой смоквы, в которых угнездились и отложили яйца осы. Что же, собственно, происходит?
Рисунок 22
Тогда происходит следующее: осы ощущают то, что сорванные им смоквы уже не соединены с той смоковницей и начинают подсыхать; они высыхают, так как к ним не поступает больше соков от дерева. Даже недоразвитые осы ощущают это внутренне. Даже яйцо это ощущает. Следствием же является то, что осы страшно торопятся поскорее вывестись. Хозяин проводит эту процедуру весной; сперва он позволяет осам отложить яйца. В тот момент, когда наступает май, он срывает две смоквы и совершает вышеописанную процедуру. «Вот, черт возьми! — думает сидящее внутри животное. — Теперь мне надо поторапливаться! Ведь быстро придет время, когда смоквы засохнут!» Животное страшно торопится и выводится значительно раньше, чем положено. Если бы смоквы оставались на дереве, выведение наступило бы в конце лета. А так выведение происходит ранним летом. Следствием из этого является то, что животное, поскольку оно вывелось ранним летом, должно сделать второй расплод и еще летом отложить яйца, тогда как в ином случае они были бы отложены только в начале года. И теперь с этими яйцами (для второго расплода — примеч. перев.) осы отправляются на ту смокву, которая должна быть облагорожена. Туда откладывают они яйца, причем поздние яйца, которые не созреют, а только разовьются до определенной ступени. Что же происходит в результате? Те смоквы, в которых был отложен второй расплод, оказываются вдвое слаще, чем дикие смоквы! Это и называется облагораживанием смокв, то, что они становятся вдвое слаще (этот процесс называется капрификацией — примеч. перев.).
Что же здесь происходит? Происходит то, что осы, хотя и родственные, но все же иные животные, чем пчелы, уже будучи в яйце, отбирают у растения то, что могло бы стать медом. И если человек окажется столь же искусен, как и разводящий смоквы садовник, который с помощью тростниковой соломки связывает две смоквы с осиными яйцами внутри и затем поднимает их кверху на дерево и подвешивает на нем; если человек столь искусным образом предрасполагает их к тому, чтобы заново воткать в одно растение то, что было ими воспринято из другого растения, то он дает им тем самым возможность способствовать появлению присутствия меда в том растении, в той облагораживаемой смокве, на которую он их подвесил. Наличие меда при этом проявляется как сладость. В этой окультуриваемой смокве сладость появляется оттого, что именно благодаря осе в очень малой дозировке вырабатывается мед. Это совершается в обход природы. Итак, вы видите; здесь мы ничего не забираем у природы, но внутренне побуждаем к проявлению саму природу меда. Осы не могут приготовлять мед как пчелы, поскольку их организация совершенно не приспособлена к этому. Но если их принуждают идти этим обходным путем, то они в процессе своего размножения могут с одного плода смоквы перенести ее медовую сладость на другой плод смоквы. Тем самым они делают вторую смокву облагороженной, сладкой. Внутри нее тогда находится своеобразная медовая субстанция. Итак, вы видите: здесь мы имеем дело с чем-то совершенно особенным. Свойством этих ос является то, что их тело не приспособлено к тому, чтобы извлекать из природы цветочный сироп, нектар и перерабатывать его в своем теле в мед. Но они могут в самой природе способствовать тому, чтобы специфический процесс медообразования осуществлялся, передаваясь от одной смоквы к другой.