Смекни!
smekni.com

Пятнадцать лекций и одно сообщение для работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с (стр. 48 из 53)

Исследовать все это можно только с помощью духов­ной науки. Ведь другая наука, естественная наука, ин­тересуется только тем, что пчела забирает у цветка. Но пчелы не могли бы тысячи лет сидеть на цветах, если бы не возвращали им то, что они отобрали у цветка.

Так же обстоит дело и с безжизненным материа­лом в лесу. Только подумайте, господа: даже физиче­ская наука, каковой она является в настоящее время, считает, что когда-нибудь Земля станет совсем мертвой. Это может произойти также и в том случае, если когда-нибудь наступит такое состояние, при котором тенден­ция к разложению, гниению, станет преобладающей, и тогда Земля будет отмирать. Но этого не произойдет до тех пор, пока Земля повсюду в тех местах, где проис­ходит гниение, одновременно пронизывается тем, что дают пчелы, осы и муравьи. Пчелы дают это только живым цветам, осы, в основном — тоже живым цветам. Но муравьи отдают вырабатываемую ими муравьиную кислоту еще и разлагающемуся мертвому, они до неко­торой степени возбуждают в нем жизнь, они привносят то, благодаря чему Земля вообще остается живой, не­смотря на идущие на ней процессы разложения.

Можно сказать: удивляешься духу, находящемуся внутри всех этих вещей. Но только ознакомившись с этим вопросом ближе, можно увидеть, какое боль­шое значение все это имеет.

Теперь посмотрим на муравьев хозяйственных, муравьев-земледельцев, которые возделывают свои ма­ленькие поля и изменяют свойства растений. Человек не смог бы питаться тем, что они там возделывают. Ес­ли бы человек употреблял в пищу эти маленькие зерна муравьиного риса, твердые как камень, у него, во-пер­вых, появились бы симптомы болезни, поскольку он тем самым получал бы слишком большую дозу муравьи­ной кислоты, но, кроме того, он мог бы просто поломать себе зубы, так что у зубных врачей оказалось бы очень много работы. И впоследствии человек мог бы прийти к плачевному концу, употребляя этот твердокаменный муравьиный рис, добытый там.

Но муравей, муравейник в целом, рассуждает сле­дующим образом: если бы мы выползали туда, где при­рода развивается сама по себе, свободно, и если бы мы высасывали из растений только то, что есть повсюду, в нас образовывалось бы тогда слишком мало муравь­иной кислоты, и слишком мало муравьиной кислоты мы могли бы отдавать Земле. Вот почему мы поступаем так: мы выбираем для себя только те растения, которые мы можем возделывать таким образом, чтобы все в них стало плотным, твердым как камень, и благодаря этому уплотнению мы получаем возможность извлекать мно­го муравьиной кислоты. Так что эти хозяйственные муравьи, муравьи-земледельцы, поступают так, что­бы получить как можно больше муравьиной кислоты. Именно эти муравьи вносят в землю много муравьиной кислоты. Вот какая здесь закономерность.

В этом вы можете усмотреть и то, что яды, когда они действуют воспаляющим, раздражающим и тому подобным образом, являются в то же время лекарствен­ным средством, препятствующим омертвлению. Мож­но сказать: именно пчелы играют очень важную роль в этом отношении, и все, чем они кормятся, содержится в цветах, ибо существует глубокое родство между пчелой и цветком.

Такого рода кормление сопряжено с тем, что вся­кий раз, когда насекомое таким образом прогуливается по земле, земля в этом месте, я бы сказал, насыщается ядом. Эти отношения носят духовный характер. Если меня спрашивают, в чем же состоят духовные отноше­ния, мне никогда не хочется просто говорить, что это так-то и так-то, но я привожу факты, и на основании этих фактов вы сами можете судить, имеет ли это смысл или не имеет. Ибо факты таковы, что можно ви­деть: внутренний смысл есть во всем, повсюду. Только об этом вам сегодня не расскажут люди, которые назы­вают себя учеными. Но в жизни это играет известную роль. В нашей местности это не очень распространено, но вот южнее можно услышать, как крестьяне, простые люди, на основе инстинктивного знания говорят: «Не смейте разрушать эти муравьиные кучи, ведь муравьи создают условия, чтобы гниль не так сильно вреди­ла». В таких местностях весь образ мыслей говорит еще и нечто иное. Прогуливаясь с кем-либо в лесу, в таком лесу, где есть вырубка, где деревья срублены и подрастает молодая поросль, можно услышать, как эти люди — они очень умны, но только не «верхним умом», а умом, который у них в носу; ведь можно иметь ум и в носу, — проходя по вырубке, где должны подрастать молодые деревья, эти люди могут в каком-нибудь месте сказать: «Ну, дело идет совсем неплохо, гнилью тут не пахнет, как обычно; видно, что вблизи есть муравей­ник, он сделает свое дело». Эти люди ощущают запах; у них, так сказать, умный нос. Посредством такого ум­ного чутья с помощью носа проистекает многое из той простонародной науки, которая очень полезна.

К сожалению, современная цивилизация ориен­тирована исключительно на культуру мозга, а эти ин­стинктивные вещи упускаются. Из-за этого инстинкт становится пустым словом. Животные коллективного типа, объединенные в улей, муравейник, в сущности, знают все это. Это достигается ими благодаря специ­фическому чувству обоняния. И, как говорилось, ин­стинктивное знание добывается умным носом.

На следующей неделе мы продолжим наши заня­тия. Сегодня я хотел сказать только одно: пчелы, осы и муравьи не только обирают природу подобно граби­телям; они дают ей возможность жить и процветать.

ЛЕКЦИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ

Дорнах, 22 декабря 1923 г.

Доброе утро, господа! Нам надо еще немного обсу­дить вопрос господина Доллингера. Он хотел узнать от вашего имени — ведь это интересно для каждо­го, — какая связь в духовном отношении имеется меж­ду этим множеством насекомых, непрестанно двигаю­щихся и посещающих растения, и тем, что находится в самих растениях.

Видите ли, господа, я уже раньше говорил вам: повсюду вокруг нас присутствует не только кислород и азот, но во всей природе присутствует разум, настоя­щий разум. Никто не удивится, если ему скажут: мы вдыхаем воздух — ведь воздух есть всюду, и так назы­ваемая наука сегодня настолько сильно внедрилась в школьные учебники, что все люди говорят: повсюду есть воздух, и мы вдыхаем воздух. Но мне приходилось быть знакомым и с такими людьми, живущими в дерев­не, которые считали это фантастикой; они просто не знали, что повсюду есть воздух; точно так же, как люди сегодня не знают, что повсюду есть разум. Они считают фантастикой, если им говорят: точно так же, как мы вдыхаем легкими воздух, так вдыхаем мы, например, носом или ухом разум. Я уже приводил вам раньше дос­таточно примеров, на которых вы могли убедиться, что разум есть повсюду. В последнее время мы обсуждали особенно интересную естественнонаучную главу о пче­лах, осах и муравьях. Немногое в природе позволяет так же глубоко заглянуть в ее тайны, как позволяет это сделать поведение насекомых. Насекомые — одни из самых удивительных животных, и они еще позволят пролить свет на многие тайны.

Примечательно то, что разговор о насекомых мы ве­дем как раз в то время, когда исполняется сто лет со дня рождения известного энтомолога Жана-Анри Фабра, который родился 22 декабря сто лет назад и жизнь ко­торого пришлась на время материализма, и поэтому он подходил ко всему материалистически; но тем не менее, он пролил свет на невероятно большое число фактов из жизни насекомых. Так что вполне уместно сегодня, ко­гда мы говорим о насекомых, вспомнить и о нем.

Сегодня прежде всего я хочу привести вам в качест­ве примера один вид насекомых, который мог бы быть интересен для вас именно в связи с пчелами. Пчелы работают в высшей степени совершенно, и наиболее примечательно у пчел не то, что они приносят мед, а то, что свои удивительно построенные сотовые ячейки они делают из того, что содержится в них самих. То, что они используют в качестве материала, они достав­ляют на себе в свой улей. Они работают так, что мате­риал не используется в его первоначальном виде; они перерабатывают его, прежде чем отдать в улей. Так они работают, опираясь на свои собственные силы.

Есть один вид пчел, которые работают иначе, но и их труд доказывает присутствие разума во всей при­роде. Давайте посмотрим, как работает этот вид пчел, которых обычно называют древогнездами (Xylocopa, Xylocopa violacea — примеч. перев.) и которым не уделяют столько внимания, как обыкновенным пчелам, посколь­ку людям было бы в тягость наблюдать за их работой. Это животное необыкновенно прилежно, и для того, что­бы жить — не ему самому в отдельности, но чтобы мог выжить весь род, — оно совершает огромную работу. Это животное ищет древесину, которая уже не связана с рас­тущим деревом, которая получена в результате обработ­ки дерева. Вы могли бы найти этих пчел-древогнездов с их гнездами, которые я вам сейчас опишу, если вы, ска­жем, нарубили кольев, то есть найти там, где древесина уже отделена от дерева и заметно, что это неживая древесина: колья, столбы, сваи, изготовленные из дерева. Там, внутри, вы можете обнаружить пчелу-древогнезда, а так­же в садовых скамейках, садовых воротах. Итак, там, где дерево уже использовано, там пчела-древогнезд делает свое гнездо, причем особым способом.

Рисунок 28

Представьте себе, что это столб (см. рисунок 28). Это древесина, полученная в результате обработки ствола дерева. Пчела-древогнезд подлетает и начинает спер­ва бурить снаружи ход, идущий по наклону внутрь. Проникнув внутрь, она создает ход, извлекая древеси­ну так, что остается пробуренный канал, а затем она начинает бурить в другом направлении; она бурит так, чтобы возникла кольцеобразная полость. Потом насекомое вылетает наружу, собирает все, что можно собрать вокруг, и набивает в эту полость. Затем, когда полость набита, пчела откладывает в ней яйцо, из ко­торого выйдет личинка. Пчела откладывает его здесь, внутри. Когда яйцо отложено, пчелка начинает строить крышу, в середине которой остается отверстие. Затем она начинает бурить дальше и здесь, над отверстием, устраивает второе жилище для второй выводящейся пчелы-древогнезда; набив его и сделав отверстие, она вновь откладывает яйцо. Так продолжает действовать пчела-древогнезд до тех пор, пока не отстроит десять или двенадцать таких пустот, находящихся одна над другой. И в каждой она откладывает одно яйцо.