РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР
ЧЕЛОВЕК И МИР ДЕЙСТВИЕ ДУХА В ПРИРОДЕ О ПЧЕЛАХ
Пятнадцать лекций и одно сообщение для работающих
на строительстве Гётеанума в Дорнахе с
8 октября по 22 декабря 1923 г.
GA 351
Перевел с немецкого Александр ДЕМИДОВ
МАРИЯ ШТАЙНЕР
Введение к появлению публикаций из лекций Рудольфа Штайнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 по сентябрь 1924 г.
Эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их содержание по настоянию Рудольфа Штайнера всегда определяли сами рабочие. Им было разрешено самим избирать темы, он побуждал их задавать вопросы и делать сообщения, поощрял их самопроявление, их возражения. Рассматривалось и дальнее и ближайшее. Особенно интересными оказались терапевтические и гигиенические стороны жизни; видно, что об этих вещах рабочим приходилось заботиться каждый день. Но также затрагивались и все явления природы, бытие минералов, растений и животных, причем это рассмотрение выводило в космос, к первоистоку вещей и существ. В конце рабочие просили дать им введение в духоведение, в познавательную основу для понимания Мистерии христианства.
Общая духовная работа сложилась на основе нескольких курсов, которые доктор Роман Боос проводил по окончании работ на стройке для интересующихся; позднее эти курсы проводились и дальше другими членами Антропософского Общества. Позднее рабочие попросили Рудольфа Штайнера принять их и утолить жажду знаний — и, если возможно, посвятить этому один час обычного рабочего времени, пока они еще бодры и могут сохранять восприимчивость. Это происходило в утренние часы после перерыва в работе. Могли прийти также некоторые служащие строительной конторы и еще двое или трое из узкого рабочего круга доктора
Штайнера. Обсуждались практические вещи, например, разведение пчел для тех, кто интересовался пчеловодством. Когда Рудольфа Штайнера уже не было среди нас, экспериментальная агрогруппа опубликовала для своих членов конспект этих лекций в виде брошюры.
Многие проявляют большое желание ознакомиться с этими лекциями. Однако они были рассчитаны на особую аудиторию, и в той особой ситуации были импровизацией на темы, продиктованные обстоятельствами и настроением рабочих-слушателей; при этом они не предназначались для печати. Именно та форма, в которой они были прочитаны, позволила сохранить свежесть и непосредственность, которые не хотелось бы потерять. Была создана особая атмосфера взаимодействия того, что жило в душе спрашивающего и в душе дающего ответ. Не хотелось бы упускать этот колорит, эту окраску в ходе педантичной редакторской переработки. Поэтому мы отважились по возможности ограничить ее. Пусть не все здесь соответствует стилистическим литературным канонам, зато во всей своей непосредственности сохраняется настоящая жизнь.
ЧЕЛОВЕК И МИР ДЕЙСТВИЕ ДУХА В ПРИРОДЕ
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ
Дорнах, 8 октября 1923 г.
Доброе утро, господа! Вы задумали что-нибудь такое, на что можно было бы ответить сегодня? Если нет, то я хочу рассказать вам о том, что могло бы стать очень хорошим дополнением к тому, что уже обсуждалось.
Если человек присматривается к природе — вообще-то он смотрит на нее весьма бездумно, — для него наступает такой момент, когда он начинает по-настоящему задумываться над явлениями природы и понимает, что во всей природе присутствует дух, повсюду присутствует духовное; ему, как бы я сказал, становится любопытно: а как же этот дух действует в природе. У меня уже была возможность на примере строительных работ у бобров, на примере других подобных вещей показать вам, насколько все эти вещи в природе проникнуты духом. Сегодня я хотел бы показать вам кое-что другое.
Не правда ли, оказавшись летом на природе, человек видит прекрасных фланирующих бабочек с их разноцветными, пестро переливающимися крыльями, но у него не возникает вопроса: откуда же берутся эти красочно и пестро переливающиеся крылья бабочек, которые так свободно парят?
Это имеет большое практическое значение. Я даже убежден в том, что если бы нам здесь при Гетеануме удалось предпринять новые попытки в области воздухоплавания, мы не стали бы основываться на принципах, построенных по результатам материалистической науки. При этих попытках за основу берется птичий полет, полет стрекозы, водяной стрекозы, и так далее. Но никому не приходит в голову взять за основу полет бабочки. И все же воздухоплавание приняло бы правильные формы только в том случае, если бы были по большому счету предприняты эксперименты на основе полета бабочки. Однако не правда ли, люди сегодня не занимаются такими вещами из-за того, что они не могут увидеть правильное направление. Только исследуя духовное, можно увидеть правильным образом такие, касающиеся практической жизни, вещи.
Рисунок 1
Сегодня я хочу сообщить вам о бабочках нечто такое, что не имеет непосредственного отношения к воздухоплаванию, но может внести ясность в область, касающуюся летательных аппаратов. Видите ли, бабочка не появляется сразу, она, как вам известно, проходит сложный путь развития. Прежде всего отметим, что с приближением осени бабочка, достигшая зрелости, откладывает яйцо. Из этого яйца не сразу появляется бабочка. Так, скажем, бабочка, называемая махаон (Papilio machaon — примеч. перев.), которая выглядит вот так (см. рисунок 1), не вылупляется из яйца: из яйца выводится то, что в народе называют червем, выводится гусеница.
Итак, гусеница выводится из яйца. Здесь находится ее голова (см. рисунок 1), здесь, сзади, шип; она медленно, неторопливо ползает кругом, производит впечатление этакой лентяйки. Но внутренне такая гусеница вовсе не ленива, из своего тела наружу она выпрядает нить и из этой нити она делает вокруг себя кокон. Так, если здесь находится гусеница (см. рисунок 1), то эта гусеница выпрядает из себя нить и делает вокруг себя твердую оболочку — кокон. Постепенно гусеница исчезает внутри, опутывается этой нитью, делая вокруг себя оболочку-кокон, который она подвешивает где-нибудь на стволе дерева; сначала она подклеивает нить, а затем скрывается в оболочке. Так что мы имеем яйцо, гусеницу, а здесь то, что называют куколкой. Эта куколка некоторое время остается подвешенной. Затем в ней где-то образуется отверстие, и через него наружу вылезает бабочка. Так что прежде, чем такая бабочка возникнет, необходимо осуществление четырех этапов: первый — яйцо, второй — гусеница, третий — куколка, и четвертый — сама бабочка. Где-нибудь откладывается яйцо. Затем вокруг ползает гусеница. Куколка остается совсем твердой, а бабочка весело порхает в воздухе. Затем она снова откладывает яйцо, и по ходу года вся история повторяется. Это факт.
Ну вот, люди на это просто смотрят, ученые объясняют все это, наблюдая с помощью микроскопа или чего-то подобного. Все это не так просто. Надо обратить внимание на то, как может жить яйцо, как живет гусеница, как живет куколка, и, наконец, как живет бабочка. Яйцу для дальнейшего развития, для того, чтобы могла вывестись гусеница, прежде всего необходима влажность — пусть даже в очень небольшом количестве — влага, в которой растворено немного соли. Яйцо не сможет развиваться, не получая чуть-чуть влаги, содержащей немного соли. Поэтому это животное, бабочка, должно иметь инстинкт откладывать яйца там, где они получат влагу, содержащую немного соли. Без этого ничего не получится. То, что я рассказываю вам о бабочках, относится точно так же и к пчелам. И для пчел тоже необходимо, чтобы то место, куда откладывается яйцо, было пропитано — хотя бы очень незначительно — раствором соли. По наблюдениям, ее может быть очень мало. Достаточно даже выпадения тумана: он всегда содержит нечто влажно-соленое. Здесь природа приходит на помощь. Человеческий рассудок не всегда может уяснить себе это целиком. Природа гораздо разумнее человека. Итак, яйцо всегда должно быть увлажненным, а влага — содержать соль. У бабочек это тоже так: и тогда выводится гусеница. Следовательно, яйцу необходима только эта слегка подсоленная влажность; глаз у него нет, оно ничего не видит; во всем остальном оно живет само по себе — в мире, где совсем темно. В тот момент, когда вылупляется гусеница, она попадает на свет, она постоянно находится на свету. У гусеницы есть органы чувственного восприятия, и вот она выходит на свет. Теперь она стала совсем иным существом, нежели яйцо. Яйцо "целиком превратилось в гусеницу. И поскольку гусеница находится на свету и имеет органы чувств, это производит на гусеницу внутреннее впечатление. Это весьма радикально выражается в некоторых явлениях. Вам всем знакомо такое впечатляющее явление: если вы зажигаете где-нибудь лампу, то в комнату слетаются всякие насекомые, привлеченные светом лампы, устремляются к ней, причем так глупо, что сгорают. Отчего это? Конечно, в случае гусеницы этого не происходит, но стремление к этому есть и у гусеницы. Гусеницу точно так же привлекает солнечный свет, она, я бы сказал, прямо-таки сладострастно стремится к нему, как и насекомые, устремляющиеся в пламя свечи; только гусеница не может подняться к Солнцу. Если бы она могла подняться и взлететь к Солнцу, то очень скоро гусениц бы совсем не осталось, они все взлетели бы к Солнцу, они все улетели бы прочь. Им хочется этого, но земная тяжесть удерживает их, и они не могут этого сделать. Так, рассматривая гусеницу, мы обнаруживаем, что она имеет стремление, волю к свету. Но осуществить это она не может. Что же она делает?
Представьте себе: вот луч света, вот гусеница (изображается на рис. 1). Теперь гусеница прядет нить, причем она ползет по ходу светового луча. Гусеница прядет нить по ходу светового луча, когда же ночью светового луча нет, она закручивается в эту нить; днем она снова прядет нить в световом луче, а ночью заворачивается в нее. Так вокруг нее возникает оболочка. Гусеница как бы растворяет себя в свете, умирает в свете, подобно насекомому, идущему на огонь; хотя она не может подняться к Солнцу, она входит в световой луч; свое собственное тело она выпрядает в этой нити и делает вокруг себя кокон — как его называют — то есть нити, спряденные вместе. Гусеница тутового шелкопряда прядет шелк по ходу света. Так, получая шелк от гусеницы тутового шелкопряда, вы могли бы уверенно сказать: что это? — Это спряденный свет! — Это земная материя, спряденная по направлению луча света. И если вы где-нибудь видите куколку, то это чистый спряденный солнечный свет, это кольцеобразно скрученное земное вещество, спряденное по ходу солнечного луча.