· по ст. 3.3 – инспекторы подразделений милиции по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства;
· по ст. 3.4 – участковые уполномоченные милиции.
3.4. Обеспечение безопасности несовершеннолетних в детских оздоровительных лагерях, на детских площадках
В июле 2006 года произошел несчастный случай с несовершеннолетним В-ым в ДОЛ «Каландаришвили» г.Якутска.
По заключению комиссии Управления образованием г.Якутска, причиной несчастного случая стала «недисциплинированность воспитанника В-ва, заключающаяся в том, что он в нарушение «Правил поведения воспитанников лагеря», не дождавшись сбора всей группы, отправился на дискотеку без сопровождения воспитателя, а, проходя мимо открытой концертной площадки, решил из озорства попрыгать по скамейкам». Во время прыжка мальчик одной ногой попал на скамейку, а носком второй ноги зацепился за ее сиденье и, потеряв равновесие, упал животом на край следующей скамейки.
Нарушений правил охраны труда со стороны администрации лагеря, воспитателей отряда, которые могли бы привести или привели к данному несчастному случаю, комиссия не усмотрела.
Следует лишь отметить, что 9-летний мальчик на третий день пребывания в лагере получил сложную травму, потребовавшую сложнейшего оперативного вмешательства – тупая травма живота, внутреннее кровотечение, разрыв печени, ушиб селезенки и почек, органов грудной клетки.
По итогам проверки, Уполномоченный направил в Министерство образования Республики Саха (Якутия) рекомендации по организации детского отдыха в оздоровительных лагерях и детских площадках. Произошедший несчастный случай должен стать предостережением для всех структур, занятых организацией досуга, отдыха и оздоровления детей. Со вновь прибывшими детьми следует своевременно и доходчиво проводить инструктаж по технике безопасности, на котором дети должны не только быть ознакомлены с правилами поведения в лагере, но и усвоить их. Для этого следует пересмотреть подход к проведению инструктажа среди детей, найти и разработать с учетом их возрастных особенностей форму и содержание для подачи материала по правилам поведения.
С 2004 года находится на контроле дело о нарушении прав детей, связанных с нецелевым использованием нежилого сооружения, расположенного по адресу: г.Якутск пр.Ленина, д. 23/1. Во дворе этого дома, несмотря на многочисленные заявления и обращения жильцов, на месте скверика и детской площадки было выстроено двухэтажное каменное здание. Первый этаж был отведен под гаражи, на втором этаже предполагалось разместить детский спортивный клуб. На деле помещения сданы в аренду различным коммерческим фирмам, ни одно из них не занимается организацией досуга детей.
По этому вопросу Уполномоченным неоднократно направлялись запросы и ходатайства в мэрию г.Якутска, руководителям Управления ГАСН РС (Я), ФГУ «ЦГСЭН в г.Якутске», ГПС по г.Якутску. Так как действенные меры по восстановлению нарушенных прав детей не принимались, Уполномоченным было направлено обращение в Прокуратуру РС (Я).
По результатам проведенной проверки прокуратурой г.Якутска внесено представление в адрес собственника административного здания с требованием устранить нарушения земельного законодательства в части использования земельного участка не по целевому назначению. Но до сегодняшнего дня собственникам здания закон не писан и прокурорское представление - не указ.
Глава 4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
4.1. Нарушения жилищных прав
В силу заявительного характера обращений аппарат Уполномоченного не имеет возможности привести полноценный мониторинг предоставления сиротам жилья и его качества. Тем не менее, есть достаточное количество жалоб несовершеннолетних о нарушении их жилищных прав. Крайне болезненной остается проблема обеспечения жильем для выпускников детских интернатных учреждений.
Следует учесть, что сироты обращаются к Уполномоченному после многолетних мытарств, как в последнюю инстанцию.
К нарушению жилищных и имущественных прав несовершеннолетних данной категории граждан приводит, в первую очередь, неудовлетворительная работа органов опеки и попечительства по установлению правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей, и оформлению необходимых документов, а также неинформированность законных представителей о жилищных правах подопечных.
Так, в декабре 2009 года ко Уполномоченному с просьбой о содействии в получении жилья обратился Е-в, уроженец Верхневилюйского улуса. Согласно представленным документам, Е-в – сын одинокой матери, в возрасте 13 лет выехал с родственником в другой улус. Его мать вела асоциальный образ жизни, злоупотребляла алкоголем, через 4 года после отъезда сына погибла при невыясненных обстоятельствах. Е-в до 18 лет проживал в Горном улусе, у посторонних людей. Он закончил среднюю школу, отслужил в рядах Российской Армии, прошел обучение по специальности «парикмахер» в ПТУ № 29, куда поступил по ходатайству Общества инвалидов, создал свою семью, они с женой ждут ребенка. В настоящее время молодой человек крайне нуждается в помощи, так как не имеет стабильного заработка: не может трудоустроиться на постоянное место работы из-за отсутствия прописки.
Таким образом, вследствие бездействия органов опеки и попечительства двух улусов и правовой безграмотности добрых людей, приютивших несчастного ребенка, Е-ву не был установлен статус ни ребенка, оставшегося без попечения родителей, ни круглого сироты, которым он практически и являлся в течение последних 5 лет. В настоящее время Е-в подал в суд исковое заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, на признание статуса ребенка-сироты, чтобы иметь право быть в списках на получение государственной субсидии на жилье согласно установленному статусу.
К наиболее характерным нарушениям жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся отказ в постановке на учет нуждающихся в получении жилья и предоставление жилья, непригодного для проживания.
Вторыми по обращаемости стали заявления сирот, уже обратившихся в суд с иском на местную администрацию о предоставлении жилой площади, либо, в случае отсутствия возможности ее выделения, о возмещении денежной компенсации. Тяжбы по жилью длятся годами, а ведь сироте надо где-то жить, трудоустраиваться, что становится невозможным в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.
Факты нарушений жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были подтверждены итогами проверок, проведённых органами прокуратуры по инициативе Уполномоченного.
Вмешательство Уполномоченного в большинстве случаев приводит к восстановлению жилищных прав данной категории граждан, что вполне объяснимо: нарушение жилищных прав детей-сирот имеет, как правило, очевидный характер, да и должностные лица, надо признать, относятся к нуждам этих детей с достаточным участием. Непонятно лишь, что мешает им проявить такое участие сразу, не дожидаясь обращения Уполномоченного.
В систему работы Уполномоченного вошли постоянные консультации опекунам со всех улусов республики, которые не могут добиться постановки на учет детей, оставшихся без попечения родителей, в улусную администрацию в очередь на получение в будущем жилья. И только после официального письма Уполномоченного главе администрации улуса принимаются меры по исполнению закона.
Так, в ноябре 2009 года к Уполномоченному обратилась гр. Г-ва из Верхоянска - опекун несовершеннолетнего И-ва. Заявительница просила содействовать в установлении статуса ребенка-сироты и закреплении за ним жилья.
Согласно представленным документам, 12-летний И-в остался сиротой в 2002 году после смерти одинокой матери. Постановлением администрации Верхоянского улуса опекуном мальчика с выплатой опекунского пособия назначена Г-ва, родная тетя.
На запрос Уполномоченного 23 ноября 2009 года поступил ответ Главы МО «Город Верхоянск» о том, что мальчик «не имеет статуса ребенка-сироты, и соответственно не имеет закрепленного за ним жилья в муниципальном образовании».
Уполномоченный направил представление в защиту прав ребенка-сироты в Верхоянскую межрайонную прокуратуру. 25 декабря 2009 года поступил ответ о том, что проведенной прокуратурой проверкой установлено: «Согласно информации органа опеки и попечительства при Администрации МО «Верхоянский район» И-в состоит с 2003 года на первичном учете, как ребенок, не имеющий закрепленного жилья». В связи с этим и.о. Верхоянского межрайонного прокурора рекомендует (!) Уполномоченному обратиться к главному специалисту органа опеки и попечительства при администрации МО «Верхоянский район».
9 апреля 2010 года поступил ответ из Прокуратуры Республики Саха (Якутия) на представление Уполномоченного в защиту прав несовершеннолетнего И-ва, в котором подтверждается, что в связи с наличием соответствующих документов статус И-ва как ребенка-сироты считается установленным. Кроме того, в письме подтверждается, что «в настоящее время по информации Верхоянской прокуратуры И-в. с 2003 года состоит на первичном учете (видимо, органов опеки) нуждающихся в жилье».
Особо следует выделить обращения тех сирот, которые лишились закрепленного за ними жилья. Органы опеки ряда муниципальных образований (Якутск, Верхоянский, Оймяконский, Усть-Майский улусы) не владели информацией о наличии задолженности по коммунальным платежам по закрепленному за сиротами жилью. Квартиры сирот продавались либо отбирались за задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в некоторых случаях жилые помещения вследствие ненадлежащего ухода стали непригодными для проживания.