Смекни!
smekni.com

Безопасности несовершеннолетних (стр. 9 из 14)

Бездействие органов опеки и попечительства создали ситуацию отъема квартиры у детей-сирот А-вых, проживающих в Якутске. В августе 2009 года Уполномоченному пришлось в экстренном порядке просить о мерах прокурорского реагирования по защите жилищных прав сирот. Благодаря вмешательству Прокуратуры г.Якутска был аннулирован договор социального найма на жилое помещение с гражданином (кстати, участковым уполномоченным милиции), заселенным управой округа в квартиру, закрепленную за сиротами.

По данным Прокуратуры Республики Саха (Якутия), по состоянию на 1 февраля 2010 года в республике 1198 человек, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Закону от 14 апреля 2010 года З № 531-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)», управление муниципального жилья органа местного самоуправления решает вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и включает их в план обеспечения жилыми помещениями, на основании которого орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в срок до 1 апреля заключительного года обучения, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, принимает решение о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

Выделяемых средств недостаточно на обеспечение всех нуждающихся: в 2009 году выделено 30 млн рублей, на которые приобретена 91 квартира, т.е. обеспечены жильем 8% от общего числа нуждающихся. В 2010 году предусмотрены средства в объеме 60 млн рублей при необходимости в 1,5 млрд рублей.

4.2. Нарушение имущественных прав

К Уполномоченному неоднократно поступали обращения попечителей о необходимости социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 18 лет и продолжающих обучение в общеобразовательном учреждении.

Их подопечные в силу личных жизненных и семейных обстоятельств поступили в первый класс с опозданием от сверстников, либо, уже обучаясь в школе, пропустили 1-2 года, оставаясь на повторный курс обучения по болезни либо по другим причинам. Впоследствии, находясь под опекой в благополучных условиях, они наверстывают упущенное, успешно обучаются в школе, имеют намерение получить полное среднее образование и поступить в учреждение среднего или высшего профессионального образования. Те же из них, которым в период обучения в школе исполнилось 18 лет, не пользуются правом на дополнительные гарантии по социальной поддержке, так как они не являются обучающимися учреждений профессионального образования.

В отношении обеспечения мер социальной поддержки этих лиц существует пробел в федеральном законодательстве. Пособие на содержание ребенка в семье опекуна, попечителя, приемного родителя, выплачивается до достижения совершеннолетия, независимо от получения общего среднего образования, согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 года 369- з № 753-III «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местно самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств».

Так, в ноябре 2009 года ко мне обратилась С-ва, которая является опекуном и попечителем 3 несовершеннолетних племянников. Заявительница просила ходатайствовать о продолжении выплаты опекунских пособий на содержание Валерии, которой в период обучения в 9 классе средней общеобразовательной школы исполняется 18 лет.

До оформления опеки Валерия с братом и сестрой проживали в улусе. Два учебных года девочка не училась, так как находилась в очень трудной жизненной ситуации. Их мать злоупотребляла алкоголем, оставляла на попечение старшей дочери малолетнего брата. В 2006 году мать лишили родительских прав, детей определили в приют. В 2007 году Валерию перевели в детский дом, откуда ее взяли на воспитание родственники.

По словам директора школы и учителей, Валерия показывает хорошие и удовлетворительные знания по всем предметам, отличается примерным поведением и прилежанием. Высказывает желание по окончанию 9 класса продолжить учебу в ССУЗе. Со своей стороны администрация школы гарантирует дальнейшее устройство девочки как лица, относящегося к льготной категории граждан.

Уполномоченный обратился к главе администрации ГО «Город.Якутск» с ходатайством «учитывая исключительный случай и в целях государственной поддержки, изыскать денежные средства и продолжить в течение 4 месяцев, до поступления в ССУЗ, выплату пособия на содержание Валерии, подопечной С-вой».

По данному письму поступил отказ начальника отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними Управления образованием г.Якутска в связи с тем, что в бюджете Окружной администрации не предусмотрены финансовые средства на дополнительную оплату ежемесячных денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, устроенных в семьи, в возрасте от 18 лет до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях (школах) г.Якутска.

4.3.Нарушения прав несовершеннолетних со стороны опекунов

Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлены определённые требования и ограничения к кандидатам в усыновители и опекуны. Однако при устройстве детей в семьи органами опеки и попечительства допускается формализм в этой работе, в результате чего страдают дети. Уполномоченным были выявлены нарушения жилищных прав несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей опекунами и попечителями, в ряде случаев при полном бездействии специалистов органа опеки и попечительства.

Нередко в конфликтных ситуациях, связанных с нарушением прав детей, находящихся под опекой, со стороны опекунов, специалисты отдела опеки и попечительства администрации ГО «Город Якутск» занимают сторону опекунов-нарушителей.

Так, в ноябре 2009 года с просьбой о содействии в восстановлении нарушенных прав несовершеннолетней племянницы К-ной, и назначении ее опекуном обратилась П-ва.

С 2003 года П-ва фактически взяла на себя обязанности по воспитанию и содержанию племянницы. В 2006 году ей было отказано в назначении опекуном без какого-либо документального обоснования. При этом не были учтены привязанность девочки к тете, их совместное проживание в течение нескольких лет, и опекуном был назначен дедушка девочки, отец гражданского мужа матери.

Акты обследований, проведенных социальными педагогами, учителями школы, свидетельские показания, ходатайства организаций говорят о том, что в течение всего времени с назначения опекунства по сегодняшний день К-на продолжает постоянно проживать с тетей, у деда бывает эпизодически.

Из-за образовавшейся по вине опекуна задолженности по оплате коммунальных услуг несовершеннолетний ребенок в течение 8 месяцев проживал в квартире с отключенным электричеством. Проживание в условиях, не соответствующих санитарным нормам, требованиям противопожарной безопасности является нарушением прав несовершеннолетнего ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, на достойные условия проживания, развитие и образование.

Прокуратура г.Якутска в данной ситуации не усмотрела оснований для принятия мер прокурорского реагирования, не выявила нарушений прав несовершеннолетней К-ной, так как «у опекуна имеются все необходимые условия для проживания несовершеннолетней, фактическое воспитание и материальное содержание осуществляется опекуном К-ным, предпринимаются меры по сохранности имущества (!) несовершеннолетней». При этом тетя девочки «характеризуется посредственно (!), ранее злоупотребляла спиртными напитками».

Уполномоченный направил материалы проверки по заявлению П-вой в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) в числе прочих материалов о нарушениях требований федерального законодательства в работе органов опеки и попечительства. В мае 2010 года поступил ответ о том, что в результате прокурорской проверки в настоящее время решается вопрос об установлении солидарной опеки К-на и П-вой над несовершеннолетней К-ной.

В декабре 2009 года в одной из школ г.Якутска был выявлен факт отказа от проведения медико-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего К-ва, 1997 г.р. со стороны опекуна, Ш-ой. Опекун в категоричной форме запретила проводить вакцинацию ребенка от гриппа, а также отказалась от постановки ребенку туберкулиновой пробы Манту. Между тем несовершеннолетний подопечный с 8-летнего возраста находился на стационарном лечении, а затем состоял на учете детско-подросткового диспансерного отделения ГУ НПЦ «Фтизиатрия».

Согласно представленным документам, мальчик находится под опекой с 2005 года. Во время посещений ученика на дому социальный педагог, классный руководитель К-ва были встревожены тем, что мальчик живет в ненормальных для труда и отдыха условий: не имеет полноценного рабочего места, спит на матрасе, на полу. Кроме того, опекун и ее муж – миссионеры Ассоциации церквей евангельских христиан - применяли к подопечному активные методы религиозного воспитания: мальчику не покупали книги, игрушки. В течение двух лет администрация школы пыталась воздействовать на семью опекуна в рамках своих полномочий, но все усилия были тщетны.

О ситуации, сложившейся в опекунской семье, о фактах ненадлежащего исполнения обязанностей опекуна Ш-ной в отношении несовершеннолетнего К-ва, администрация и медработник школы своевременно поставили в известность детское отделение поликлиники, отдел опеки и попечительства администрации ГО «Город Якутска».