МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
Военная кафедра
Реферат на тему:
«Битва под Москвой. Международное значение»
Работу выполнил
Студент IV курса ф-та МЭО
Тоболин Сергей
МОСКВА, 2011
«Родная Москва, любимая, великая столица! Не топтать врагу твоих улиц, не бывать извергам под стенами Кремля!»
Битва под Москвой занимает особое место в истории войны Германии против СССР. Она характеризовалась крайней напряженностью, сложностью и огромным размахом боевых действий. Сражение за столицу Советского Союза продолжалось более шести месяцев и велось на фронте протяженностью около 2 тысяч километров.
Описание битвы
К осени 1941 года военное положение Советского Союза было сложным и опасным. Стратегической инициативой владели немецкие войска, хотя главные замыслы командования вермахта срывались в сражениях с Красной Армией. Группа армий "Центр" не смогла прорваться к Москве летом 1941 года. Блокирование Ленинграда и успехи, достигнутые на Правобережной Украине, создали, как считало верховное командование Германии, благоприятные условия для наступления группы армий "Центр" на Москву. Еще во время подготовки окружения советских войск под Киевом 6 сентября Гитлер подписал директиву верховного командования вермахта (ОКВ), в которой говорилось о том, что созданы предпосылки для проведения решающей операции на Западном направлении и наступления на Москву.
Сражения под Москвой начались в условиях, когда войска фашистской Германии в течение всего предшествовавшего периода второй мировой войны шли от победы к победе, не имея еще ни одного крупного поражения стратегического масштаба. Эти несомненные военные успехи, а также всемерное раздувание геббельсовской пропагандой мифа о непобедимости германской армии и гениальности фюрера укрепляли в немецко-фашистских войсках и в их руководителях чувство самоуверенности в своем превосходстве над любым противником. После захвата и подчинения себе почти всей Западной Европы нацистские руководители решили покончить с главным для фашистской Германии препятствием на ее пути к мировому господству — с Советским Союзом. Окрыленные легкими успехами в борьбе с капиталистическими странами Европы, они рассчитывали «нанести поражение Советской России в быстротечной кампании...». Раскрывая военно-политические цели войны, Гитлер на совещании с руководящим составом фашистской армии в марте 1941 г. заявил: «Наша задача в отношении России — разбить вооруженные силы, уничтожить государство»
Основным рубежом сопротивления на подступах к Москве стала Можайская линия обороны. Всего на этом рубеже от "Московского моря" до слияния р. Угра с Окой (230 км) в составе четырех советских армий насчитывалось лишь около 90 тысяч человек. С середины октября до начала ноября шли упорные бои на Можайском рубеже. Советские войска оказывали упорное сопротивление отборным соединениям вермахта и задержали их на рубеже рек Лама, Руза и Нара. Тяжелые бои шли и в районе Калинина. Однако немецкие войска оказались неподготовленными к успешным действиям в распутицу и при понижении температуры. Потери группы армий "Центр" только с 1 по 17 октября составили 50 тысяч человек. План операции "Тайфун" не был выполнен. Всё же, немецкое командование не отказалось от захвата Москвы.
15-18 ноября началось новое наступление группы армий "Центр". Главные удары наносились в направлении на Клин, Рогачев - в обход Москвы с севера и на Тулу, Каширу - в обход Москвы с юга. Завязались упорные бои. Немецкие войска продвигались вперед. 22 ноября танки генерала Г. Гота вошли в Клин, через два дня дивизии генерала К.К. Рокоссовского вынуждены были оставить Истру, а 28 ноября авангарды 7-й танковой дивизии противника вышли к каналу Москва - Волга, в районе Яхромы, форсировали р. Нара севернее и южнее Наро-Фоминска, подошли к Кашире с юга. Дальше немецким войскам продвинуться не удалось.
27 ноября в районе Каширы и 29 ноября севернее Москвы советские войска нанесли контрудары по южным и северным группировкам немцев. 3-5 декабря 1-я ударная, 16-я и 20-я армии контратаковали немецкие войска в районах Яхромы, Красной Поляны и Крюкова. В эти же дни войска 33-й армии при содействии части сил 43-й армии разгромили прорвавшиеся войска противника, а их остатки отбросила за р. Нара. 50-я армия, усиленная 1 гв. конным корпусом отбила атаки немецких войск севернее Тулы. Группа армий "Центр" не смогла прорваться к Москве ни на одном из участков фронта. С 16 ноября по 5 декабря в ходе второго этапа наступления на Москву немцы потеряли свыше 153 тысяч убитыми, ранеными и обмороженными.
Еще в ходе немецкого наступления на Москву советское Верховное Главнокомандование приступило к подготовке контрнаступления. Основная задача в контрнаступлении возлагалась на Западный фронт, в состав которого ставка передала из своих резервов 1-ю ударную, 10-ю и 20-ю армии. Севернее и южнее наносили удары войска Калининского и Юго-Западного (командующий маршал С.К. Тимошенко, с 18 декабря 1941 года генерал-лейтенант Ф.Я. Костенко) фронтов. Советские войска переходили в контрнаступление в условиях, когда численное превосходство в людях, артиллерии и танках было еще на стороне противника. Немецкая разведка не сумела вовремя выявить сосредоточение крупных сил советских войск, предназначенных для контрнаступления. Командование группы армий "Центр" до последнего дня считало, что советские войска обессилены и у них нет резервов. Оно было застигнуто врасплох. Контрнаступление Красной Армии под Москвой началось 5-6 декабря 1941 года без какой-либо оперативной паузы. Первый этап контрнаступления советских войск под Москвой (Московская стратегическая наступательная операция) к началу января 1942 года был успешно завершен. Группа армий "Центр" была отброшена от советской столицы на 100-250 км, а войска советских фронтов охватывали ее с севера, востока и юга. Освобождены были Московская и Тульская области, крупные города Калинин и Калуга, ряд районов других областей. (Самсонов А.М. Указ. соч. С. 182.) В январе - марте 1942 года Красная Армия развернула общее наступление на важнейших стратегических направлениях. (См. Приложение 1)
Буржуазные фальсификаторы истории второй мировой войны пытаются умалить победу Красной Армии и огромное значение поражения гитлеровских войск под Москвой. Стремясь скрыть от широких народных масс истинные причины поражения немецко-фашистской армии, многие бывшие гитлеровские генералы — Типпельскирх, Бутлар, Рендулич, Гудериан, Блюментрит и др. — повторяют, в частности, созданную фашистской пропагандой легенду о морозах и якобы «двадцатикратном» количественном превосходстве советских войск. К подобным же взглядам, по существу, пытаются примкнуть и некоторые английские и американские военные историки (Фуллер, Брэдли и др.), судя об этом по вышеупомянутым западногерманским источникам, либо проводя какие-то абсолютно ненаучные аналогии с наполеоновской легендой о французском поражении в России в 1812 г., которая объясняла его также «суровой зимой». Эти попытки в силу их надуманности не выдерживают никакой критики. Условия погоды осенью 1941 и зимой 1941– 42 г. в абсолютно одинаковой степени действовали как на войска Красной Армии, так и на немецко-фашистские войска. Неподготовленность последних к зиме свидетельствует только о недальновидности гитлеровского командования и его вере в придуманную им самим теорию «блицкрига» и свою «непобедимость». В начавшейся битве под Москвой превосходство в силах и технике было явно на стороне противника.
Международное значение
Победа Красной Армии под Москвой имела огромное военно-политическое и международное значение. Она оказала большое влияние на весь ход Великой Отечественной войны и второй мировой войны. В ходе контрнаступления советских войск под Москвой группе армий "Центр" был нанесен мощный удар, были разбиты 38 немецких дивизий, в том числе 11 танковых и 4 моторизованных. На полях Подмосковья немцы оставили тысячи орудий, сотни танков и много другой техники. Победа под Москвой навсегда похоронила гитлеровский план "молниеносной войны". Это первое крупное поражение вермахта во второй мировой войне привело к изменению характера вооруженной борьбы. Война приняла затяжной характер, чего стремилось избежать немецкое командование. Началась длительная, изнурительная война, бесперспективная для Германии.
Первая большая стратегическая победа показала, что СССР и его Вооруженные Силы явились единственной силой, которая способна нанести поражение немецко-фашистской армии. Ведущую роль Советского Союза в борьбе против фашистской Германии и ее союзников не могли не признать политические руководители крупнейших стран мира. О провале германского «блицкрига» в итоге шести месяцев борьбы на советско-германском фронте говорит в своих мемуарах У. Черчилль.
Бывший президент Соединенных Штатов Америки Ф. Рузвельт в послании на имя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, полученном 16 декабря 1941 г., писал: «Я хочу еще раз сообщить Вам о всеобщем подлинном энтузиазме в Соединенных Штатах по поводу успехов Ваших армий в защите Вашей великой нации. Все это неоспоримо свидетельствует о том, что Советский Союз, ведя в то время войну с гитлеровской Германией, по существу, в одиночестве внес громадный вклад в дело борьбы с фашистским агрессором. В результате нашей победы под Москвой укрепился и возрос авторитет СССР и его влияние на решение международных проблем, связанных с борьбой против фашистского блока. Советское правительство всемерно стремилось к скорейшему и полному разгрому нацистской Германии и ее союзников. Поэтому оно в целях общей победы сосредоточивало усилия своей внешней политики на укреплении политических, экономических и военных связей между странами, над которыми нависла угроза порабощения фашизмом. Возглавляя борьбу за создание антифашистской коалиции, основой которой был справедливый, освободительный характер войны, Советский Союз нашел поддержку и сочувствие среди всего прогрессивного человечества. Благодаря его усилиям и международному влиянию 1 января 1942 г. была подписана декларация 26 государств, которая отвечала надеждам и чаяниям народов всех стран. Участники декларации — СССР, Англия, Китай и другие государства обязались использовать все свои ресурсы для борьбы против фашистской Германии и её союзников и не заключать с ними сепаратного мира или перемирия. Таким образом, все расчеты немецко-фашистского руководства на международную изоляцию СССР под флагом «антикоммунизма» и «нового» порядка рухнули.