Смекни!
smekni.com

Религиозно мистический симптомкомплекс в клинической картиненепрогредиентных эндогенных заболеваний. Религиозно мистический симптомкомплекс в клинической картине эндогеных расстройств (стр. 14 из 96)

Ст. Грофом человеческого мозга при помощи ЛСД и голотропного дыхания. Гроф считает, что именно открытия, связанные с человеческим бессознательным, требуют изменения научной парадигмы, которая перестала отвечать требованиям времени.

В отечественной психологии сложилась точка зрения на бессознательное как на низший уровень психического. Бессознательное трактуется как врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность, направленная на удовлетворение биологических потребностей - выживание и продолжение рода.

МИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ.

Человек в своем мистическом поведении, мышлении и чувствах является предметом психологии мистики. Каким образом, на основе каких критериев психология отличает мистический акт от немистического? Социология отвечает на этот вопрос, определяя социальную роль мистических институтов — те функции, которые выполняет в обществе мистика и только мистика, в отличие от права, искусства или философии, т. е. как она влияет на развитие экономики, политические процессы и т. д. Между тем психолог имеет дело с мистикой как с психическим феноменом, а не социальным, т, е. с теми процессами, которые происходят не в обществе, не в социальном организме, а в человеческой душе.

Мистика рассматривается психологией мистики как переживания индивида, как фактор, способный влиять на переживания и через них на действия индивида или какой-то группы людей. Как связаны размышления о сверхъестественном, выраженные в понятиях, облеченных в слово, с переживаниями глубоко интимного свойства, которые не поддаются выражению на языке интеллекта, абстракций? Как отличить мистические переживание от переживаний, вызываемых музыкой, танцем или наркотиком? Психология мистики на нынешнем уровне ее развития не пришла к однозначному ответу на эти вопросы. Можно указать на два основных подхода направления поисков. Первый состоит в том, что мистические переживания не сводятся к человеческим эмоциям, это — переживания божественного или сверхъестественного. Мистические переживания как переживания особого предмета, «сверхъестественного», в отличие от всех других, имеют место там, где человек «встречается с сверхъестественном». Это в основе своей теологический подход.

Психологическое объяснение мистической жизни индивида сводится в таком случае просто к констатации притязания или уверенности верующего в том, что он живет вместе с «живым» высшей сущностью. Мистические переживание отличается от немистического тем, что оно является «на самом деле» переживанием сверхъестественного, Научная психология занимается и может заниматься лишь тем, что переводимо на язык науки, тем, что составляет содержание психической жизни «имеющих мистику людей». Поэтому другой подход состоит в том, что психология должна оставаться в рамках науки и, следовательно, изучать не связь человека со сверхъестественным, а существующую у многих людей веру в сверхчеловеческую силу, т. е. видеть в мистике человеческий феномен, не принимая заведомо то, что представляется верующему реальностью, за саму реальность. Признание сверхъестественного в качестве источника мистических переживаний равнозначно признанию того, что их источник недоступен научному объяснению. Психологическое исследование мистической жизни, будучи ее научным исследованием, ограничивается изучением человека — руководствуется принципом «отказа от ссылки на трансценденцию», «методологическим атеизмом». Психологический анализ мистических представлений и верований состоит в том, что исследователь «выносит за скобки» вопрос об их истинности, оставляя его теологии и философии.

Психологии мистики оказалось необходимым определить свои отношения не только с теологией и философией, но и с социологией. Психология мистики ограничивает свою задачу изучением человека, изучением психического аспекта, субъективной стороны мистики. Но при этом сама мистика остается социальным, «коллективным» феноменом, она не сводится к психическому и субъективному: индивидуальный мистический опыт всегда опосредован для индивида — социально и исторически — той или иной традицией.

Иными словами, то, что индивидом воспринимается и обозначается как мистическое, зависит всегда от того понятия мистики, которое вырабатывается и существует в том обществе, в котором живет индивид и которое он воспринимает в процессе обучения, т. е. от того образа мистики, который существует в общественном сознании. Психика человека, психологические функции и способности развиваются во взаимодействии индивида с социальной средой, т.е. психика в этом смысле есть социальный продукт. Эта посылка важна для решения не только вопроса о том, что есть мистика с психологической точки зрения, но и вопроса о самой психике и о роли мистики как социального фактора психической жизни личности.

Психология мистики сегодня, как и всякая другая научная дисциплина, предполагает наличие теоретической гипотезы и ее эмпирического подтверждения. Описания индивидуального мистического опыта, игравшие главную роль в начале века (У. Джемс, например), стали уступать место количественным (статистическим) методам изучения мистического поведения и состояний сознания, интерпретации данных, полученных с помощью анкетирования и опросов. Главное внимание направлено на изучение тех воздействий, которые мистический опыт оказывает на поведение индивидов и групп, мотивов обращения к мистики, т. е. взаимодействия личностных и социальных факторов, того, что обусловливает социальную значимость мистики для индивида. Сегодня в психологии мистики главное внимание обращено не столько на индивидуальные психологические характеристики верующих и различия между ними, поиски «психологических корней мистики», сколько на социальные процессы, в которых происходят, в которые «вписаны» мистические действия и мистическое сознание, и тем самым психологический анализ мистики выходит на уровень рассмотрения таких кардинальных проблем, как, например, проблема мистической преемственности поколений или психологических факторов модернизации в странах «третьего мира».

Психология мистики непосредственно изучает, таким образом, субъективную сторону мистики; мистичность индивида в его социальных связях, прежде всего функциональных. Психологический анализ мистичности включает в себя изучение психических мотивов и установок, обусловливающих специфически мистические представления, состояния сознания — во-первых; мистическое поведение и действия ( медитация, ритуалы и т. д.) — во-вторых; мистические отношения (внутри общины, с внешним миром) — в-третьих.

ЧАСТЬ 2. МИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.

ЧТО ТОКОЕ МИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ?

Личность человека разнообразна разноплановна, невозможность найти людей с одинаковым характером и взглядами на жизнь. Личность (personality; от латинского persona – маска актера: роль пологжение лицо) – особое качество человека приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Мистическая личность – это та личность, которая по особому развивается, по другому мыслит, даже можно сказать, у них мистические взгляды на жизнь. Они по другому относятся к окружаещему, чем обычныелюди с обычным мышлением.

РАЗВИТИЕ МИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
Человек уже рождается мистиком, а не он становится таковым в процессе взаимодействия с социальной средой. В социологии и социальной психологии различают макросреду личности, т.е. существующую в данный момент систему социальных отношений, в рамках которых данная личность живет и действует, и ее микросреду, т.е. непосредственное социальное окружение, включающее семью, друзей, родственников, членов контактных групп (на работе, в процессе отдыха, занятий спортом и т.п.), с которыми данная личность систематически общается. Для объяснения причин формирования религиозности того или иного индивида в социалистическом обществе важнейшее значение имеет изучение его микросреды, и в частности влияния на него мистической семьи, а также мистической общины в лице ее активистов и служителей культа. Следует заметить, что специального рассмотрения требует и проблема мистического «обращения».

Не менее важно изучить социально-психологические особенности уже сформировавшейся мистической личности. Речь идет о специфических для верующих потребностях, мотивах поведения, ценностных ориентациях, стереотипах в их сознании и поведении. Кроме того, следует учитывать, что верующие неоднородны с точки зрения их социально-психологических характеристик. Существуют разнообразные социально-психологические типы верующих, отличающиеся и по их отношению к мистике, и по их ценностным ориентациям и социальным установкам.

Все эти вопросы не могут рассматриваться только на теоретическом уровне. Они требуют привлечения конкретного материала, в частности данных социологических и социально-психологических исследований. Естественно, что при этом в центре внимания должны быть особенности формирования мистической личности в социалистическом обществе, равно как и специфика верующих, живущих в условиях социализма.

а) Младенцы (Рентальная стадия 0-1).

Характеризуется самым началом становления личности, в том числе преддосположенности или непредосположености к мистицизму или мистическим переживаниям.
Психологи считают, что это не верно. Они утверждают, что уже во втором полугодии можно четко увидеть мистериальное поведение. Младенцы переживают два этапа: 1) аремистическую фазу; 2) фазу квазимистического поведения. Во второй фазе, благодаря способности различать цвета, звуки, формы и действия, ребенок может переживать мистический опыт. На первом этапе жизни для человека существенным является чувствовать от окружающих его тепло и ласку, заботу и любовь, особенно от матери. Это сеет в ребенке прадоверие, что помогает преодолевать страх, несет выразительную радость и открытость к другим, и тем самым закладывает психологический фундамент для развития возможных мистических переживаний.

б) Период раннего детства (1- 3).