Смекни!
smekni.com

Религиозно мистический симптомкомплекс в клинической картиненепрогредиентных эндогенных заболеваний. Религиозно мистический симптомкомплекс в клинической картине эндогеных расстройств (стр. 91 из 96)

Доказательством того, что шаманизм – это призвание, своего рода, профессия, служит сложная система отбора кандидатов в шаманы. В Сибири и Северо-Восточной Азии главными методами отбора шаманов являются:

1) наследственная передача шаманской профессии;

2) природное призвание («призыв» или «выбор»).

Встречаются также случаи, когда шаманами становятся по своей воле (как, например, у алтайцев) или по воле рода (тунгусы и др.). Последние, однако, считаются более слабыми, чем те, кто унаследовал эту профессию или последовал «зову» богов и духов. Однако, выбор, совершаемый родом, зависит от экстатического опыта кандидата: если такого опыта нет, то юноша, намеченный заранее на место старого шамана, исключается из перечня кандидатов.

Независимо от метода отбора, кандидат признается шаманом только после наставления двойного порядка:

1) экстатического (сны, трансы и т. д.);

2) традиционного (шаманские техники, имена и функции духов, мифология и генеалогия рода, тайный язык и т. д.).

Это двойное наставление, даваемое духами и старыми наставниками-шаманами, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал. Однако отсутствие подобного рода ритуала вовсе не означает отсутствия посвящения: оно вполне может осуществляться во сне или в экстатическом переживании неофита. М. Элиаде отмечает: «Имеющиеся у нас материалы о шаманских снах ясно показывают, что речь здесь идет о посвящении, структура которого хорошо известна в истории религий; здесь нет и речи о беспорядочных галлюцинациях и о чисто индивидуальной фантазии: эти галлюцинации и фантазирования соответствуют вполне определенным традиционным моделям, хорошо выраженным и с удивительно богатым теоретическим содержанием». Этот факт, по его мнению, ставит на более твердую почву проблему психопатии шаманов. Будущий шаман, психопат он или нет, в связи с посвящением должен пройти определенные испытания и получить наставления - иногда чрезвычайно сложные. Только это двойное посвящение - экстатическое и дидактическое - превращает кандидата из возможного невротика в признанного обществом шамана. То же замечание относится и к происхождению шаманских способностей: существенную роль играет не отправная точка в обретении этих способностей (наследство, дар духов, добровольный поиск), а техника и лежащая в ее основе теория, передаваемые при посвящении. Отбор шаманов у манси связан с представлением о том, что шаманизм является наследственным и передается также по женской линии. Но будущий шаман отличается от других людей уже с юности: нередко он становится нервным и иногда даже бывает подвержен припадкам эпилепсии, которые расцениваются как встречи с богами. Иначе выглядит ситуация у восточных хантов. Там не обучаются шаманизму, так как считают его даром Неба, который получают в момент рождения. В Прииртышьи его считают даром бога Неба, проявляющимся с детских лет. Васюганы тоже считают, что шаманом человек рождается. Обычно обе формы обретения шаманских полномочий сосуществуют друг с другом. Например, у вотяков шаманизм является наследственным, но он дается которое само обучает будущего шамана через сны и видения. Точно так же обстоит дело у лапландцев, где этот дар передается в семье, однако духи дают его и тем, кому пожелают. Интересны в данном случае, способы обучения будущего шамана. Окружающие глубоко верят, что его обучают боги. И, конечно, же, непривычными для современного человека способами. Чаще всего, обучение начинается с момента наступления умственного расстройства или расстройства поведения будущего шамана. Это считается знаком избранности для обретения шаманской «профессии», и в дальнейшем требует особой инициации, «посвящения», которое также осуществляется в снах и трансах (измененных состояниях сознания) болезненного характера.

ЧАСТЬ 6. КВАЗИНАУЧНЫЕ МИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ.

Квазинаучные мистические учения являются предметом нашего времени и представляют собой мифологизацию тех или иных научных концепций. К квазинаучным можно отнести верования уфологов – контактеров, верящих в возможность телепатического общения с НЛО и вмешательства инопланетян в жизнь людей, недавно созданную общину раэлитов, считавших, что жизнь на земле создана инопланетянами посредствам клонирования, и планирующих обрести вечную жизнь с помощью этой процедуры.

Уфология

Днём рождения современной уфологии можно считать 24 июня 1947 года. Именно в этот день 32-х летний американский бизнесмен Кеннет Арнольд, разыскивая над Каскадными горами (шт. Вашингтон) место падения транспортного самолёта (ВВС обещали вознаграждение нашедшему) увидел девять дискообразных объектов бело-голубого цвета, летящих с большой скоростью. После публикации его рассказа сообщения о неопознанных летающих объектах (UFO - НЛО) обрушились лавиной. Так и родилась уфология.

Нельзя сказать, что раньше НЛО не замечали, но ещё никогда они не вызывали столь широкий резонанс.

Начиная с этого момента НЛО в штате Нью-Мексико фиксировались чуть-ли не ежедневно. И 7 июля 1947 г. В. Роудзу из города Феникса (Аризона) удалось сделать первый снимок НЛО. 9 июля две его фотографии были опубликованы в местной газете " Arizona Republic", после чего негативы были изъяты представителями ВМС и ФБР. Кеннет Арнольд, увидев эти снимки в газете, подтвердил что это те же самые объекты. В эти же дни НЛО были засняты в штатах Мичиган и Вирджиния.

Однако эти снимки не стали сенсацией. Всё затмило сообщение для печати пресс-атташе базы ВВС в Розуэлле (шт. Нью-Мексико) от 8 июля 1947 года в котором говорилось о том, что ВВС удалось получить разбившийся НЛО. Однако через несколько часов сообщение было опровергнуто и было заявлено, что диск оказался шаром-зондом.

Этот инцидент послужил толчком к тому что с 1947 года Правительство США начало несколько проектов по изучению НЛО. Первым из них был "Знак", переименованный в декабре 48-го в Grudge (Зависть) а самый известный несекретный проект, призванный стать ширмой для серьёзных исследований, был назван "Синяя книга" и проводился с 1952 по 1969 годы. Книга его руководителя Руппельта "Отчёт об НЛО" , вышедшая в 1956 году впервые показала многие эпизоды борьбы ВВС с летающими тарелками. Не менее, если не более, на слуху сверхсекретные проекты "Водолей".
Православной Веры" [Москва, 1992] Иеромонах Серафим (Роуз) изложил взгляд
церкви на проблему неопознанных летающих объектов. В 1982 году автор
брошюры умер, "Господь призвал его к Себе" - сказано в предисловии. Но
концепция не только осталась, а даже растиражирована последователями Роуза
для, надо полагать, внедрения в сознание массового читателя.
Что же мы находим в брошюре? Иеромонах сразу берет быка за рога, называя
исследования НЛО (т.е. уфологию) новой религией, "... еще одним знамением
"пост-христианской веры" - таким же, как и восточные культы". В качестве
научного адвоката отец Серафим привлекает ученого Карла Юнга, который
сводит суть проблемы к галлюцинациям, рассматривая "летающие тарелки" как
явление, имеющее психологический и религиозный смысл. Т.е. по Юнгу -
уфология, как разновидность веры, имеет массово-психическую основу.
Что такое религия? Это - мировоззрение и мироощущение, а также
соответствующее поведение и специфические действия (культовые), которые
основываются на вере в существование Бога (или нескольких богов),
"священного", т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. В
религии человека порабощают продукты его собственного воображения. Девиз
уфологии, провозглашенный еще на 1-й учредительной конференции Всесоюзной
уфологической Ассоциации в октябре 1990 года постулирует совершенно
обратное: "Ни слова на веру". И о каких галлюцинациях людей может идти
речь, если тома собранных материалов фиксируют посадочные следы НЛО,
поражения флоры, фауны и людей. Фото-, кино-. видеоаппаратура,
радиолокаторы и другая техника, не подверженные галлюцинациям, усталости
или алкоголизму, свидетельствуют не о воображаемых, мысленных, а о
материальных, физических НЛО. И, наконец, показания миллионов психически
здоровых, грамотных, заслуживающих доверия очевидцев доказывают точность
выбранного девиза - "Ни слова на веру". При этом необходимо отметить, что
НЛО проявляют духовную нейтральность - являясь как верующим так и
неверующим, поражая и похищая одинаково и тех и других.
Здесь нужно в некоторых положениях согласиться и с о. Серафимом и с
К.Юнгом. Есть отдельные люди (и даже группы людей), причисляющие себя к
уфологам, но в отличие от уфологов основывающие свою деятельность не на
научных фактах и знаниях, а на вере в то, что высокоразвитые существа из
внеземного пространства ниспосланы Богом, чтобы направлять эволюционное
развитие человечества. По моему твердому убеждению последние занимаются не
уфологией, а уфоманией - болезненной верой в избавление, якобы идущее от
гипотетических инопланетян.
На этих принципах функционирует, например, японская уфологическая партия,
которая даже была представлена в японском парламенте. Такие же течения есть
и в Испании (группа "УММО"), в Италии такую группу возглавляет Е.Сирагуза
(в нее входит Орацио Валенти, издавший на русском языке религиозную книгу),
и даже в России есть подобные организации.
Прикрываясь знаменем Бога, российские уфоманы пытались террором
противостоять развитию научных уфологических исследований, прибегая к нему
сообразно моменту. Вот выдержка из манифеста "ЭНИО-УФО", подписанного
псевдонимом "Китти" и "Мигель", за которыми стоят отбывающая ныне срок
наказания Анна Киларева и скрывающийся от милиции Павел Дроздов:
"Готовьтесь к радостной встрече Бога и Братьев из Космоса! Сотни уфологов и
лжепророков пытаются сбить с толку, с истинного пути земную расу, льют
грязь на высшие цивилизации с экранов телевизоров и газетных полос!"
Уфоманы из "ЭНИО-УФО", спасая Бога, совершили десятки поджогов жилищ и
покушений на жизнь уфологов. Двое детей попали в реанимацию, с трудом
ликвидирован ночной пожар в доме, где проживает полтысячи человек.
Материальный ущерб велик, но несоизмерим моральный ущерб,
особенно-нанесенный слабонервным. Такова слепая вера, доведенная до
фанатизма.
И вопрос об их союзе стоять не может, потому что невозможно совместить
принципиально разные способы познания и освоения мира. Религиозный
путь-Откровение через духовное приближение к Истине. Наука приближается к
Истине с помощью материальных средств и рациональных (научных) методов.
Недаром выдающийся ученый И.П.Павлов, будучи к тому же религиозным
человеком, сказал: "Я Бога не пускаю в свою лабораторию". Это понятно,
поскольку лаборатория - "от мира сего".
Уфология - это не религия грядущего, а современное научное направление,
отвергающее слепую веру в "инопланетян", как носителей "светлого будущего",
и осознающее пришельцев как объективно сосуществующую "надгуманоидную"
субстанцию, контролирующую человечество. Уфология - это научное
направление, изучающее генезис и воздействие на биотехносферу Земли и на
другие пространства Вселенной неизвестных форм разумной жизни,
обнаруживающих себя в НЛО и связанных с ними антропоморфных и других
феноменах.
Если говорить об основных негативных последствиях (есть и позитивные)
сосуществования человечества с НЛО, то следует выделить травмы и гибель
людей, похищения людей без возврата, массовые ротационные кратковременные
похищения людей (с возвратом) и вивисекции над ними (до 10% населения),
изменение психофизического стереотипа людей вследствие контакта с НЛО, в
т.ч. телепатического. По данным УФОцентра 95,6 процентов людей, выходящих
на контакт, получает расстройства, ведущие к разного рода заболеваниям, к
десоциализации личности и даже полному подчинению человека источнику
контакта. Здесь можно и нужно говорить о вреде и зле, которые исходит от
НЛО и пришельцев. И именно здесь позиция исследователей сходна с позицией
Церкви. Иеромонах Серафим называет такие контакты бесовщиной, сатанизмом,
демонизмом (кстати, эти понятия человеку ничего научно не разъясняют,
просто одна загадка заменятся другой), несущими зло. А игумен Марк так и
назвал свою брошюру "Злые духи и их влияние на людей". Работа издана в
Петербурге в 1899 году, переиздана в 1994 г. фирмой "Красный пролетарий"
(!). На эту же тему книгу "Силы зла и методы защиты от них"
члена-корреспондента МАИ В.М.Приваловой издал в 1993 г. Северо-Кавказский
филиал УФОцентра.
Игумен Марк в качестве защиты от злых контактов рекомендует "смирение",
"... ибо на смиренного не поднимается рука, о стену смирения разобьется
всякое зло" ("Злые духи и их влияние на людей", стр. 164). И сам же себе
противоречит на стр. 149: "... если найдут нас боязливыми и смущенными, то
немедленно нападают, как разбойники, нашедшие неохраняемое место". Уфолог
В.М.Привалова на пятидесяти страницах дает четкие рекомендации как
нейтрализовать пагубное воздействие в контактных ситуациях. Методы
Приваловой и ее школы получили широкое распространение в России и за
рубежом, они исцелили тысячи людей и включают себя энергетические,
психологические, этнографические и даже некоторое церковные способы (иногда
посещение церкви активизирует у отдельных людей защитные силы организма).
УФОцентр выпустил и другие книги-рекомендации ("Осторожно, НЛО!", 1991,
"Разговор с невидимками", 1991, "НЛО: психофизический аспект", 1991,
"Пособие по нейтрализации негативных контактов", 1994).
Но по той же статистике УФОцентра 4,4 процента контактов не вызывают
расстройств, т.е. могут считаться положительными. А как их выявить заранее?
В "Первом послании Иоанна Богослова" (гл. 4, ст. 1,2,3) говорится: "...Не
всякому духу верьте, но испытывайте духов - от Бога ли они, потому что
много лжепророков появилось в мире". Действительно, как поступать при
контакте - сближаться или спасаться? Это типичная игровая ситуация, при
которой решение приходится принимать в условиях неопределенности. Идет игра
слепого (человека) со зрячим (неизвестные разумные силы). И опять-таки
УФОцентр рекомендует не испытывать судьбу и не целиться в жалкие проценты
успеха, а избегать контакта всегда, не тратя время на опознание: кто ангел,
а кто бес, маскирующийся под ангела.
Отец Серафим связывает вспышку уфологии, активизацию бесовщины с
современным кризисом общества: "И вот Сатана "вырвался из темницы", чтобы
обольщать народы и подготовить их к поклонению антихристу, который
ожидается в конце времен" (дата, как всегда, не сообщается). Спрашивается,
а почему же такого не случилось в другие кризисные времена: 1914 (война),
1917 (большевики), 1933 (Гитлер), 1937 (массовые репрессии), 1941 (война),
1945 (Хиросима)?
Не прав батюшка. НЛО были всегда с человечеством, и это религия
фиксировала. Одно только свидетельство "Нового Завета". (Откр., 10;1-2)
чего стоит: "И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба... и лицо
его как Солнце, и ноги его как столпы огненные..." Если оставить в стороне
образность изложения и авторские оценки, то получим нечто очень похожее на
некоторые современные феномены. Да и сам о. Серафим, изрядно запутавшись,
пишет: "Богатство знаний от этой реальности в Священном Писании и
Святоотеческой литературе ставят православного наблюдателя в исключительное
положение, позволяющее оценивать новые гипотезы и феномен НЛО в целом". Вот
тебе и договорились! Куда там уфологии, когда религия в познании
оказывается приобрела "исключительное (!) положение". Но по сути за этой
фразой ничего нет. Обычная церковная демагогия.
За двадцать веков существования православия церковь продемонстрировала
чрезвычайно низкий познавательно-рекомендательный коэффициент полезного
действия, в отличие от куда более молодого института науки. Религия и по
сей день тянет доверчивых в средневековое болото, цепляясь за обветшалые
каноны и термины, не пытаясь постичь загадки бытия. В сегодняшней науке
установлено, что новые учебники и даже монографии, то есть знания,
устаревают через восемь-десять лет. Не сгнил ли за 2000 лет фундамент
Церкви, стоящей на древних писаниях и не ведающий, что такое реконструкция?
Разгадыванием тайн природы занимается естествознание и ее дочернее
направление-уфология. В основу концепции уфологии заложены:
-расширеное понятие материи (все сущее - материально);
-доказанная многомерность мироздания (за теоретическое обоснование
11-мерного пространства в 1973 г. присуждена Нобелевская премия);
-доказаное сосуществование людей с пришельцами из околоземного пространства
или другого измерения (не инопланетянами);
-реальность невидимого (4-ое измерение) органа человека-ИРС
(информационно-распорядительной структуры), по-простому-души, сохраняющей
жизнеспособность и индивидуальность после смерти биологической структуры и
обеспечивающей реинкорнацию (вселение ИРС во вновь родившегося);
-обоснованое существование общего информационного комплекса (образованного
ИРС различных форм), который объединяет все живое и жившее на планете
(возможно, и в Космосе) и который влияет на поведение как отдельных членов
так и целых сообществ. Этот всеобщий комплекс информации условно назван
Абсолютом;
-новое обоснование Абсолюта. (Если под Богом понимается некий мифический
или конкретный субъект, обладающий сверхестественными качествами, то
Абсолют-это некое образование, объединяющее множество элементарных
субъектов, формирующих подобие единого, объединенного Разума, обладающего
неким всеобщим интегральным самосознанием). А если говорить по большому
счету, то сегодняшней Православной Церкови следует задаться следующим
вопросом - не отстала ли она безнадежно от жизни? И если уж она собирается
быть полезной людям сегодня и, главное, завтра, то не должно ли ей
модернизироваться и стать глашатаем иных принципов? Но это уже другой
разговор.