Смекни!
smekni.com

Религиозно мистический симптомкомплекс в клинической картиненепрогредиентных эндогенных заболеваний. Религиозно мистический симптомкомплекс в клинической картине эндогеных расстройств (стр. 95 из 96)

Нет никаких богов; сказать что правит Юпитер - ложь,

Один лишь Случай слепой приводит в движение года.

— Луциан

Самой многообещающей доктриной, противостоящей концепции случая, было учение о судьбе и восприятие картины событий человеческой истории в виде упорядоченного, направленного к цели потока. Филосовская школа стоиков представляла всё происходяшее в жизни отдельного человека и космоса в целом как части одного неделимого процесса, имеющего божественное происхождение. Таким образом, задача философа сводилась к обучению приятия этого процесса, позволяющего избежать боли от напрасных усилий сопротивления року. Высокая популярность школы стоицизма в Греко-Римском мире побудила принять мыслителей аргументы астрологов, связывающие движение небесных тел и жизнь отдельного человека в единый поток жизни космоса.

Зодиак в синагоге VI века (мозаика)Астрология древних, имевшая в основе своей натурфилософию Аристотеля и воззрения Платона, разделяла мироздание на божественную, вневременную часть, к которой приписывали светила, управляющие временем, и на мир изменчивых явлений, находящийся под нижней из планетарных сфер в геоцентрической модели мира - сферой Луны. Мир подлунный подвластен самому времени, то есть цикличным движениям светил. Все явления подлунного, временного мира, имеют момент рождения, момент кульминации и момент заката и неизбежной смерти. Все явления подлунного мира имеют в основе своей сцепления первосостояний материи или элементов. Круговращение светил вызывают распад и новые сцепления этих элементов, тем самым проявляя распад старых и рождение новых форм. Поскольку движение планет по своей природе неукоснительно, вызываемые ими явления тоже могут поддаваться предвидению. Именно поэтому астрология древних была столь фаталистична в своей философии и непреклонна в своих прогнозах.

Третьим принципом астрологии, отдельно неформулируемым, но постоянно применяемым, вытекающим из Принципа Причины и Следствия, является «Принцип начала», согласно которому условия в начале любого процесса определяют дальнейший ход и развитие этого процесса. В судьбе человека за такую отправную точку принимается момент рождения, в судьбе организации — момент её регистрации, и т. д., а в качестве начальных условий выступает расположение небесных тел. В то же время, некоторые современные астрологи на основе различной аргументации отвергают классические воззрения, согласно которым за начало отсчёта человеческой судьбы берётся момент рождения. Взамен они предлагают вести отсчёт судьбы человека с момента его зачатия и развивают направление астрологии зачатия по аналогии с натальной астрологией (см. ниже).

Разделы астрологии

Астрологические учения получили широкое распространение в разных частях света, так что сформировалось несколько направлений астрологии, часто существенно отличающихся одна от другой. Например, западная астрология нового времени признала роль высших (не видимых с Земли невооруженным глазом) планет, тогда как традиционная западная астрология, равно как и индийские школы астрологии не принимают их во внимание, связывая семерку видимых планет с семеричной структурой космоса. Кроме того, существует ряд традиций, связанных с календарём, которые в настоящее время так же часто называют астрологическими, хотя, строго говоря, они таковыми не являются; см., например, китайский гороскоп.

Натальная астрология (от. лат. natalis — относящийся к рождению, день рождения), дословно астрология рождения — один из главных и наиболее развитых разделов астрологии, занимающийся предсказанием судьбы человека по его натальному гороскопу (так же натальная карта и карта рождения), то есть гороскопу, составленному на место и время рождения человека. В большинстве случаев под понятием гороскоп человека или его радикс имеется в виду именно натальный гороскоп, и намного реже — другие виды гороскопов. Согласно большинству интерпретаций астрологического канона натальный гороскоп не определяет судьбу человека досконально, до последней мелочи, но определяет все основные тенденции его жизни, круг событий, которые могут произойти с человеком, и круг событий, которые не могут быть никогда.

Если речь идёт о рождённом на земле чернокожих, пусть даже в его натальной карте Венера и Луна находятся в градусах Асцендента, не жди, что он будет считаться красавцем в странах, где живут белые люди, однако по меркам своей родины он будет очень красив. Также, даже если управитель этого рождённого — Меркурий, не считай его мудрым и учёным, поскольку никто не может быть учёным на земле чернокожих из-за невероятной жары, однако ты можешь судить о нём как о наиболее смышленым среди своих соплеменников[1]. <…> Два человека рождаются в одном месте и в один и тот же час, но при этом один из них — в дворянской семье, а другой — в семье булочника, и хотя их натальные карты пророчат обоим огромную власть и величие, не думай, будто оба они одинаково возвысятся, лучше предположи, что сын дворянина станет королём, а сын булочника — купцом.

— Бен Эзра, «Книга суждений о звёздах». XI—XII вв.

Медицинская астрология — направление астрологии, посвящённое вопросам здоровья человека. Корифеем медицинской астрологии молва считала Парацельса.

Средневековая иллюстрация астрологической анатомии человекаМедицинская астрология существует на стыке натальной астрологии, астрологии предсказательной и элективной. В основе этого направления лежит убеждение, что каждому знаку зодиака и каждой планете могут быть поставлены в соответствие те или иные органы человеческого тела, те или иные его функциональные системы. Так, например, Овну ставится в соответствие голова и лицо, Лев и Солнце управляют сердцем и т. д. Таким образом, если в натальном гороскопе человека некоторые планеты расположены неудачно, «повреждёны», астролог делает вывод о слабости соответствующих органов человека и склонности рождённого к тем или иным болезням.

Для предотвращения подобных заболеваний в прошлом предлагалось усиливать ослабленные органы с помощью соответствующих магических талисманов, а так же с помощью применения травяных настоев и других веществ, которые находились под влиянием ослабленной в гороскопе планеты, чтобы усилить её влияние на человека, или планеты, противостоящей дурному влиянию.

Если, к примеру, женщине не хватает элемента, сущность которого излучается Марсом, и она страдает потому малокровием и недостатком нервной силы (анемией), мы можем дать ей железа, ибо звездные элементы железа соответствуют звездным элементам, содержащимся в Марсе, и будут притягивать их, как магнит притягивает железо. Но нам надлежит найти растение, содержащее железо в эфирном состоянии, ибо оно предпочтительнее, нежели металлическое железо. При водянке было бы крайне вредно давать любое лекарство, способное притянуть злое влияние Луны; Солнце же противоположно Луне, и те лекарства, что притягивают звездные эссенции Солнца, будут противостоять лунным, и таким образом причина водянки может быть устранена. Подобный ход рассуждений можно применить и при других звездных болезнях.

— Парацельс

Значительную роль в медицинской астрологии вплоть до конца XVII века играла так же теория критических дней, которые рассчитывались на основе натального гороскопа или гороскопа начала заболевания, в этих расчётах значительная роль отводилось транзитам (движению) Луны. Текущее положение планет на небе, их неудачное взаимное влияние, согласно воззрению медицинской астрологии, так же способно приводить к обострениям и вспышкам тех или иных заболеваний.

Мир есть Макрокосм, человек есть Микрокосм, и все элементы, сущие в первом, существуют и во втором. Все влияния, исходящие от Солнца, планет и звезд, оказывают невидимое воздействие на человека. <…> Мир окружен парообразной сферою подобно тому, как яйцо окружено скорлупою. Космические влияния проникают внутрь сквозь эту скорлупу, и потому они могут быть отравлены миазмами воздуха и вызвать эпидемии. Злые астральные влияния не отравляют весь мир, но лишь те места, где есть основание для заражения.

— Парцельс, «Paramirum»

Синастрическая астрология (от греч. συν — приставки, обозначающей совместность действия, соучастие и греч. αστρον — звезда), дословно «астрология совмещённых звёзд» — раздел астрологии, изучающий взаимодейтсиве двух натальных гороскопов различных субъектов (людей, учреждений, сообществ, стран и т. д.) для изучения отношений между ними.

Простейшим примером синастрической астрологии запада могут служить популяризованные правила взаимоотношений знаков зодиака, которые базируются на взаимном расположении Солнц гороскопов двух субъектов. Согласно этим правилам гармонично сочетаются друг с другом знаки, начала которых находятся в гармоничном аспекте, то есть в соединении (знаки совпадают), секстиле или трине.

Основным методом синастрического анализа, методом давшим название этому направлению астрологии, является изучение синастрического гороскопа, получаемого путём перенесения элементов натального гороскопа одного субъекта в натальный гороскоп другого. По взаимодействиям элементов полученного гороскопа делается вывод о возможном сценарии взаимоотношений субъектов. Другой метод синастрического анализа базируется на анализе т. н. композитов, горосокопов, построенных по специальным правилам на основе натальных гороскопов субъектов. Примером композита может служить гороскоп, положение элементов которого вычисляется усреднением положения соотвествующих элементов в исходных гороскопах. Ещё один метод — метод сравнения гороскопов. В этом случае астролог оценивает каким-либо способом гороскопы, например, по преобладающим в них стихиям, по сосредоточенности планет под горизонтом или над ним, по их сосредоточенности в западной части гороскопа или восточной. А затем делает вывод насколько такие гороскопы совместимы. Этот метод отличается значительно большей субъективностью выводов астролога, по сравнению с предыдущими. В ведической астрологии анализ совместимости супружеской пары проводится с помощью различных способов оценки взаимного положения Лун в натальных гороскопах супругов.