Смекни!
smekni.com

Религиозно мистический симптомкомплекс в клинической картиненепрогредиентных эндогенных заболеваний. Религиозно мистический симптомкомплекс в клинической картине эндогеных расстройств (стр. 96 из 96)

Предсказательная астрология — раздел астрологии, посвящённый предсказанию событий в жизни человека. Основным рабочим материалом предсказательной астрологоии являются т. н. прогрессивные горосокопы — гороскопы, составленные по особым правилам относительно натального гороскопа, которые призваны описать события в жизни человека в тот или иной период жизни (обычно год). Помимо прогрессий (так же дирекции) в предсказательной астрологии изучаются влияния транзитов (движений) планет на человека, планетарные возвращения (для этого гороскопы строятся на момент возврата планеты в тот же градус эклиптики, какой она занимала в натальном гороскопе человека) и т. п.

Хорарная астрология (от лат. hora — час), дословно: «астрология часа», «часовая астрология», астрология текущего момента — раздел астрологии, занимающийся поиском ответа на любой вопрос, анализируя хорарный гороскоп, то есть гороскоп составленный на момент задания вопроса, относительно места, где задан вопрос, но трактуемый по особым правилам. Хорарная астрология отвечает на любые вопросы, касающиеся начатых или будущих дел. Например, на вопросы «Где и когда я встречу своего будущего мужа и как я его узнаю?», или «Где мое потерянное кольцо?», или «Победит ли мистер ХХХ на выборах?» или «как будут развиваться наши отношения?»

Элективная астрология (от лат. electio — выбор), дословно: «астрология выбора» — раздел астрологии, определяющий наилучший момент времени для совершения какого-либо действия: регистрации фирмы, хирургической операции, поездки на большое расстояние и т. п. В случае если известно время и место рождения человека, элективная астрология превращается в продолжение астрологии предсказательной, поскольку пользуется её методами для определения благоприятного времени индивидуально для данного человека. Однако элективная астрология занимается выбором момента времени, исходя и из всеобщих тенденций, например, она может определить момент времени, удачный для тех или иных покупок вообще, независимо от покупающего.

Мунданная астрология (от лат. mundus — мир), дословно: «мировая астрология» — древнейший раздел астрологии, изучающий развитие и взаимодействие государств, наций и прочих больших социальных групп. Здесь гороскоп служит вспомогательным средством, основное внимание уделяется циклам планет, особенно медленных: Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона. Интересной версией является Геоастрология или Астрогеография, которая рассказывает о влиянии планет и Знаков Зодиака на различные регионы Земли.

Астрометеорология — раздел астрологии, изучающий влияние планет на погоду.

Астрология и современная наука

Поскольку за астрологией исторически закрепилось название, включающее в свой состав корень греческого слова «логос», и применяемый для образования названий различных наук, современная академическая наука постоянно разъясняет, что с позиции современного научного знания астрология носит название науки только в дань традиции. Утверждение о том, что астрология — не наука (а псевдонаука), учёные основывают на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией, и поэтому астрологию относят к суевериям, лженаучным учениям и к разновидности гадательной магии. Лишь небольшую часть традиционно астрологических знаний учёные склонны признать научными: астрономические знания о движении планет и развёрнутую классификацию, связанная с описанием психологических состояний, характера и поведения людей, так нередко астрологи пользуются профессиональной терминологией, развитой в психологии.

Кроме теоретических аргументов, учёные в своей критике часто ссылаются и на результаты различных статистических исследований достоверности астрологии. Наиболее известными в этой области являются работы Мишеля Гоклена), давшие неоднозначные результаты. Смысл работ состоит в том, что на основании большого списка гороскопов «знаменитых людей» по профессиям сравнивались гороскопные данные. Работы Гоклена показали отсутствие корреляции между характером и видом деятельности человека, с одной стороны, и астрологическими параметрами — знаком зодиака и положением планет в момент рождения, с другой. При этом одновременно была обнаружены некоторые статистические закономерности, которые однако были сочтены не настолько явными, чтобы как-то подтвердить астрологические утверждения (см. эффект Марса). Статистические отклонения были не очень велики, и их корректность может оспариваться. Помимо того, критерий значимости выборки считается критиками достаточно произвольным, отчего результаты Гоклена считают непоказательными.

Критику астропсихологии современная наука часто подкрепляет ссылкой на эксперимент Форера (см. Эффект Барнума). В 1948 году психолог Бертрам Форер (Bertram R. Forer) провёл психологический эксперимент: раздал своим студентам тест личности, чтобы по результатам тестирования предоставить им анализ их личности. Однако вместо настоящего анализа, он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента оценить по пятибалльной шкале: насколько описание их личности соответствует действительности. Средняя оценка оказалась равной 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён множество раз с тем же результатом. Этим эффектом учёные объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии и различных псевдонаук.

Астрология и религия

Большинство толкователей христианского учения придерживается мнения, что астрология является неакадемической дисциплиной, которая использует в своей работе не точные знания, а предположения, связанные с верованиями различных магических культов. В Библии астрология, как одна из форм гадания запрещена, поскольку любое гадание трактуется, как обращение к бесовским духовным силам (в доказательство чего приводится весьма легкомысленные слова в адрес обычных шарлатанов пророка Исайя 47 глава 13-14 стихи). Св. Августин утверждал что: астрология не только дурна, но и лжива.

Согласно каббале, нет никакой связи между каббалой и астрологией. Когда человек, своим исправлением, вмешивается в высшее управление, то будущее никак заранее определить нельзя — ведь оно меняется в зависимости от человека. Ущерб от гаданий и астрологических предсказаний двойной — неправильные прогнозы и отвлечение от исправления. А соотвественно, и реакция свыше, коррекция — двойные страдания.

Каббала, повсеместно используемая в христианстве, и основанная на Сефер Йецира, где были указаны известные поныне астрологические символы, связывая Древо Жизни с планетами. Европейские названия дней недели названы по именам планет (Солнце и Луна - в астрологии тоже планеты). Последний (в Европе) день недели «суббота» (saturday - «день Сатурна») назван именем 7-ой последней видимой планеты. Иудеям заповедано в шаббат отдыхать, как Яхве отдыхал на 7-ой день творения, и зажигать семисвечник символизирующий освящение 7 планет 7-и небес 7-и дней Творения Мира. В России во времена еврее-коммунистической революции был введён субботник («суббота» - буквально переводится «день чистки»). В Средние века инквизиция казнила астрономов, опровергающих геоцентризм и существование более 7 планет, ибо это опровергало 7-и уровней иерархии Бога, 7 подсвечников 7-и Церквей, 7 рогов Агнца Апокалипсиса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ажажа В. Г. Иная жизнь М.: Голос 1998.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология М.: Аспект Пресс 2007
  3. Кочетов А. Н. Ламаизм. - М.: Наука, 973
  4. Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и государство. - Новосибирск: Наука, 988
  5. Кочетов А. Н. Буддизм - ламаизм. - М.: Наука, 979
  6. Ислам, краткий справочник, Из - во "Наука", М. 1983
  7. В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб., 1902.
  8. Атеистический словарь, М, из - во полит. литер., 1986
  9. История Древнего Востока, М. 1988
  10. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;
  11. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986;
  12. Л. Климович, Книга о Коране, М. 1986
  13. С. Токарев, Религия в истории народов мира, М. 1986
  14. Горностай П., Титаренко Т. Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru;
  15. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – Режим доступа: www.bookup.ru;
  16. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Режим доступа: www. ihtik.lib.ru;
  17. Юнг К.-Г. Человек и его символы. - Режим доступа: www. ihtik.lib.ru.
  18. Библиография
  19. “Иллюстрированная история религии” (том второй), Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. (репринторное издание), 1992
  20. “Религии мира”, Энциклопедия,т.6, “Аванта +”, М. 1996
  21. Порублев, “Культы и мировые религии” (электронная версия)
  22. Сайт Иркутского Буддийского Центра Традиции Карма Кагью (http://come.to/kcl-irkutsk)
  23. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999;
  24. История религий. В 2 т. – Т.1. – М., 2002;
  25. Рак И.В. мифы древнего и раннесредневекового Ирана. – СПб.-М., 1998;
  26. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.-СПб., 1997;
  27. avesta.org.ru;
  28. www.rubricon.ru.
  29. Atisha and Buddhism in Tibet, comp. and transl. by Doboom Tulku and Glenn. H. Mullin, Tibet House, Delhi, 1983
  30. Historical Dictionary of Buddhism by Ch. S. Prebish, Sri Satguru Publ., Delhi, 1995
  31. History of Indian Buddhism by E. Lamotte, Motilal Barnasidass Publ., Delhi
  32. History of Indian Buddhism by Hirakawa Akira, tr. and ed. by P. Groner, Motilal Barnasidass Publ., Delhi, 1993
  33. Indian Buddhist Pandits, transl. from The Jewel Garland of Buddhist History by Lobsang Norbu Tsonawa, LTWA, Delhi, 1985
  34. Karma Kagyu Buddhist Network (http://diamondway-buddhism.org/)
  35. Taranathas History of Buddhism in India Ed. Debiprasad Chattopadhyaya, Motilal Barnasidass Publ., Delhi
  36. The Blue Annals by G.N. Roerich, Motilal Barnasidass Publ., Delhi
  37. The Treasury of Knowledge (tib. She dja kun khyab dzö) by Jamgon Kongtrul Lodrö Thaye, Gangtok, 1983