УИТ АЛЕКСЕЙ
Психология мистицизма.
МОСКВА
2009
Содержание.
Введение.
Часть 1 Мистицизм и психология.
Мистицизм.
Психология.
Мистика и психология.
Часть 2 Мистическая личность.
Что такое мистическая личность?
Развитие мистической личности.
Классификация мистической личности.
Особенности мистической личности.
Мистические переживания.
Классификация мистических переживаний.
Психологические типы.
Личностно значимые компоненты мистической личности: мистическая вера, мистический опыт, мистическое поведение.
Мистическая личность: влияние мистичности на поведение.
Представители конкретных наук о «мистическом опыте».
Часть 3. Мистическая личность и общество.
Семья – важный канал формирования мистической личности.
Воздействие мистической общины на индивида.
Психологические последствия вовлечение индивида в мистическую общину.
Психология мистического «обращения».
Социально – психологические особенности мистической личности.
Часть 4. Мистическая личность и психопатология.
Клинические концепции.
Нейропсихологический контекст. Феноменалогия мистического переживания.
Мистический опыт и психоз.
Религиозно – мистический симптомкомплекс в клинической картиненепрогредиентных эндогенных заболеваний.
Религиозно – мистический симптомкомплекс в клинической картине эндогеных расстройств.
Депрессия с религиозной фабулой бреда.
Клинические варианты депрессии с религиозной фабулой бреда.
Культовая травма.
Тоталитарный культ.
Манипуляции использованные в тоталитарных культых.
Риск возникновения психологического расстройства в результате культовой травмы.
Проблема оказания психиатрической помощи адептам деструктиных культов.
Часть 5 Религиозно – мистические учения.
Особенности религиозного мистицизма.
Зоростризм.
Религия древних иранцев.
Зоростризм и маздеизм.
Буддизм.
Ломанизм.
Каббала.
Христианство.
Мусульманство.
Шаманизм.
Часть 6. Квазинаучные мистические учения.
Уфология.
Контактерство.
Парапсихология.
Астралогия.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Вашему вниманию представляется новая книга посвященная психологии мистики. В принципе это еще один взгляд на трансоаналитическую теорию. В этой книги подробнейшим образом я постараюсь изложить отношении мистики и психологии.
Сейчас когда стало популярным занятие уфологией, парапсихологией, астрологией и магией, мне кажется просто необходимо выпуск такой книги. Которая, может даже предостеречь от вступления в различные мистические общества, которых развилось по России в огромном количестве. Вовлечение индивида в такое общество может быть опасно для его психического здоровья. Я долго занимался исследованием этих обществ, могу сказать они практически не несут ни какой пользы для самой личности общественности. К сожалению, наше правительство и академия наук закрывает глаза на деятельность мистических организаций. Особенно огромный «вклад» в развитие мистических обществ сыграло СМИ особенно телевидение, бесконечно транслирующее передачи о всяком мистическом и псевдонаучным, берутся интервью у магов, колдунов, оккультистов, уфологов и т.д. Сейчас, когда я пишу эти строки, мистические учения развились так, что существуют даже школы, которые обучают уфологии, колдовству, оккультизму, телепатии, ясновидению и т. д., а, попросту говоря дурачат людей собирая с них деньги. Сразу возникает вопрос: Как изменить создавшуюся ситуацию? Ответ может быть только один - изменить самих людей, показать им негативные последствия вступления в мистические организации. В моей практике были случая психологических расстройств после вступления и участия в деятельности таких организаций, но это наиболее худший сценарий, как правило последствия не такие страшные но все же.
Особое места нужно уделить семьям с мистическим воспитанием, в этой книги я подробно рассказываю каким последствиям могут привести такое воспитание, к сожалению некоторые родители под воздействием СМИ начинают внушать ребенку реальность сверхъестественного, не давая при этом ни какого критического обоснования, я уж не говорю про влияние телевидения и передач оккультного характера.
В том числе в этой книги представлена дополненная теория о мистической личности. Особая часть уделена мистической личности взаимодействия с обществом. В том числе в этом разделе приводится примеры из моей личной практике и исследования мистических организаций (в основном они представлены на примере уфологических организаций).
Особое место уделено психопатологиям в результате воздействия мистического на человека, этому уделен особый раздел книги. В том числе огромное место в работе занимает мистические учения как религиозно – мистические так и квазинаучные мистические учения.
Я очень надеюсь, что эта работа позволит узнать много нового, про мистику и возможную негативную ее сторону. Мне хочется сказать большое спасибо читателю, и хочется пожелать приятного прочтения книги.
Алексей Уит
29 апреля 2009
ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ И МИСТИЦИЗМ.
Мистицизм.
Мистика (от греч. mspan>ós — таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Мистицизм - понятие весьма растяжимое Оно охватывает собой чрезвычайно многочисленный и разнообразный класс явлений. Поэтому нельзя говорить о мистицизме, не установив предварительно, что мы будем разуметь под этим понятием и какие задачи будем преследовать при изучении этого явления Прежде всего, заметим, что мы будем иметь дело с мистицизмом как известным видом религиозной жизни. Этим самым мы устраняем из поля своего зрения целый ряд явлений, которые хотя и обозначаются обыкновенно понятием мистицизма, но, в сущности с религиозным мистицизмом ничего общего не имеют. Таковы, например, явления телепатии, оккультизма, ментализма, месмеризма, магии, спиритизма и т.п. Далее, в настоящем очерке мы будем говорить о религиозном мистицизме как известном внутреннем опыте, т.е. как о ряде своеобразных психических переживаний, обращаясь к мистическим доктринам лишь настолько, насколько они отразили в себе эти переживания и, следовательно, насколько могут содействовать уразумению смысла феноменов мистического опыта. Наконец, имея дело с психологией мистика мы отнюдь не претендуем на всестороннее исследование ее. Наша задача будет состоять в том, чтобы отметить главные моменты мистической жизни и путем анализа их попытаться уяснить общую природу и основную тенденцию мистического опыта.
Приступая к исследованию мистицизма как известной своеобразной формы религиозной жизни, мы естественно наталкиваемся на вопрос: в чем же заключается своеобразие этой формы по сравнению с религиозной жизнью вообще? Дать ответ на этот вопрос значит уяснить отношение мистицизма к религии. Собственно говоря, к решению этого вопроса удобнее было бы обратиться в конце нашего очерка, после того, как мы уясним природу мистицизма. Только в этом случае пред нами со всей ясностью выступило бы существенное различие между мистицизмом и религией. Но так как это различие, с одной стороны, поможет нам дать предварительное понятие о религиозном мистицизме, а с другой, покажет, что не все черты, характерные для мистицизма, могут быть перенесены на религиозную жизнь, то мы считаем целесообразным рассмотреть этот вопрос теперь же.
Все разновидности религиозных верований пропитаны мистикой, однако сам по себе мистицизм может не совпадать ни с какой конкретной разновидностью религии, а существовать самостоятельно в качестве верований и практики. Люди, исповедующие различные религии, могут принадлежать к одному мистическому сообществу, занимающемуся, например, астрологией или спиритизмом. Основой мистического сознания является как вера в существование сверхъестественных сил, так и представление о непознаваемости связей и отношений между явлениями действительности, имеющих для человека важное, судьбоносное и смысложизненное, значение. Такое представление о непознаваемости этих явлений компенсируется верой в возможность их сверхопытного и сверхчувственного постижения и приобщения к таинственному миру сверхъестественного.
В рамках самих мистических учений отсутствует их типология и классификация, однако предварительным образом можно вслед за исследователями этого явления духовной жизни разделить их на религиозно-философскую мистику - мистическое богословие и теософия, мистические философские учения, и мистику реальную, практическую - гадания, прорицания, ясновидения, чародейство, магия, спиритизм, суеверия.
Образуя существенное содержание всякой религии, мистика, тем не менее, и по содержанию, и по форме не совпадает с нею. Так, с точки зрения христианства, существует "божественная мистика", которая служит доказательству истинности христианской религии и проявляется в откровениях, провидениях, в экстатических состояниях, внушенных Богом и служащих укреплению веры. Наряду же с нею существует также "демоническая", "сатанинская мистика", связанная с притязаниями человека на всеведение, всемогущество, обретение бессмертия или спасения без божественного участия и проистекающая из "общения человека с нечистой силой" и "дьявольского наущения". Такая мистика имеет своей целью уничижение Бога и проявляется в магических действиях, чудотворствах, ведовстве и колдовстве, вследствие чего сурово осуждается церковью.
В то же время грань эта подвижна и условна, ибо определять степень "божественности" или "дьявольского" характера каких-то откровений или обрядов берется сама церковь. Вследствие этого, например, католическое вероисповедание было отвергнуто протестантизмом как разновидность церковной магии, умаляющей величие Бога, а наличие в христианском культе "таинств" явно имеет мистический и непостижимый для разума смысл, несмотря на то, что осуществляется открыто и публично.
Мистика пронизывает не только религию, но претендует и на проникновение в область науки, образуя так называемые "оккультные науки", то есть "тайные", "сокровенные", доступные только для посвященных. Оккультные науки выросли на промежуточной территории между философией иррационализма и богословием, между наукой и религией и трактуют своё содержание как совокупность воззрений, верований и знаний о таинственных силах и явлениях действительности и человека. Претендуя на научность, оккультизм стремится, в отличие от "поверхностной" науки, проникнуть в глубину и суть вещей и явлений, постичь величайшие тайны мироздания и души человеческой. В связи с этим он не отказывается от некоторых общепринятых научных методов познания - эксперимента и логического рассуждения, сравнительного анализа и аналогий. Принимает оккультизм и общую задачу научного познания - построение целостной и взаимосвязанной картины мира.
Однако с религией у него больше общего, ибо в качестве первичной исходной реальности и причины всего сущего оккультизм признаёт Бога, а главным источником познания - божественное откровение.