Смекни!
smekni.com

Национальный план действий в области прав человека в республике казахстан (стр. 40 из 49)

Кроме того, к позитивным шагам можно отнести:

- создание в 2004-2005 гг. системы общественных наблюдательных комиссий за местами содержания под стражей.

29 декабря 2004 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам органов юстиции» (далее - Закон), которым предусматривается организация общественного контроля за обеспечением соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями в целях оказания содействия лицам, содержащимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, в осуществлении их прав и законных интересов в части условий содержания, медико-санитарного обеспечения, организации труда, досуга и обучения, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2005 года утверждены Правила образования областных (города республиканского значения) общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих общественный контроль.

Кроме того, во исполнение пункта 11 Программы развития уголовно-исполнительной системы (УИС), Комитетом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан разработаны и направлены во все общественные наблюдательные комиссии Рекомендации по осуществлению контроля за соблюдением прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) созданы практически во всех регионах страны и включают в себя представителей неправительственных правозащитных организаций.

Однако статус и деятельность этих комиссий не закреплены в законе, и они не имеют права внезапного доступа в места лишения свободы;

- создание рабочей группы по предупреждению пыток при Уполномоченном по правам человека РК (Омбудсмене) с участием представителей правозащитных организаций, в задачу которой входит посещение мест содержания под стражей и подготовка рекомендаций по модели и процедуре создания национальных превентивных механизмов. Рабочая группа в октябре 2008 года уже осуществила первое посещение ряда мест содержания под стражей;

- создание в 2008 г. общественного совета при Министре внутренних дел и реализация пилотного проекта в г.Алматы по созданию мониторинговой группы из представителей правозащитных НПО по мониторингу соблюдения прав задержанных с правом внезапного посещения полицейских участков и изоляторов временного содержания, находящихся в ведении Министерства внутренних дел. Проект реализуется по инициативе Министра внутренних дел и будет распространен на несколько других регионов Казахстана.

Несмотря на эти позитивные шаги ситуация в целом остается вызывающей серьезную озабоченность масштабами применения незаконных методов дознания и следствия, в том числе пыток и других видов жестокого обращения, и неэффективностью борьбы с ними.

Так в 2001 году Казахстан представил свой первоначальный доклад о выполнении Конвенции против пыток. Одновременно неправительственные правозащитные организации Казахстана представили альтернативный доклад о выполнении данной Конвенции. По результатам рассмотрения официального доклада Правительства Казахстана с учетом положений и рекомендаций альтернативного доклада Комитет ООН против пыток принял 16 рекомендаций. По состоянию на 2008 год по информации неправительственных организаций Казахстана Правительством было полностью выполнено лишь 5 рекомендаций.

Существующие проблемы можно разделить на три группы.

1. Проблемы законодательного характера.

Несмотря на включение в 2002 году в Уголовный кодекс РК статьи 347-1, определяющей такое преступление как «пытка», определение, данное в этой статье, не в полной мере соответствует определению, содержащемуся в ст.1 Конвенции против пыток, поскольку отсутствует положение, согласно которому роль должностных лиц может заключаться не только в активных действиях, но и в подстрекательстве, в молчаливом согласии или же в заведомом бездействии. К тому же эта статья практически не работает, поскольку за все годы со времени ее введения в действие по этой статье было возбуждено лишь несколько уголовных дел.

Кроме этой статьи, нормы уголовно-процессуального законодательства в отношении того, что доказательства, полученные с применением пыток, являются недопустимыми, а также недостаточно определенного нормативного постановления Верховного Суда РК о применении норм международных договоров, никаких иных законодательных шагов для борьбы с пытками сделано не было. Не появилось законодательных положений, касающихся независимых органов по расследованию сообщений о пытках, никаких положений процедурного характера, касающихся эффективного расследования сообщений о пытках и т.д.

Более того, например, такой важный документ, как Правила содержания лиц в следственных изоляторах органов национальной безопасности, имеет гриф «для служебного пользования», то есть, закрыт для общественности, что, помимо прочего, является нарушением Конституции РК, которая запрещает применение неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека.

2. Проблемы институционального характера.

Несмотря на рекомендации Комитета ООН против пыток не произошло существенных улучшений институционального характера.

Не создано независимых органов для проведения эффективного расследования сообщений о пытках. Создание Управления собственной безопасности в структуре системы Министерства внутренних дел, призванного расследовать сообщения о пытках, не повлияло на ситуацию по причине очевидной внутриведомственной корпоративности.

Более того, несмотря на передачу системы следственных изоляторов Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции, следственные изоляторы органов национальной безопасности так и остались в ведении Комитета национальной безопасности РК.

Созданный в 2002 году институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) не соответствует Парижским принципам, касающимся статуса национальных учреждений по правам человека, создан подзаконным актом, а не Законом, ограничены в компетенции и полномочиях.

В соответствии с международными стандартами, установленными ООН, и рекомендациями ОБСЕ деятельность института Омбудсмена должна соответствовать Парижским принципам, устанавливающим общие критерии независимости и эффективности функционирования национального института по правам человека. Национальные учреждения, созданные не в соответствии с Парижскими принципами, считаются зависимыми и не пользуются достаточным доверием со стороны международного сообщества.

В связи с этим институт Омбудсмена должен быть создан в соответствии с Конституцией либо отдельным Законом, то есть быть независимым, с четко отраженной юрисдикцией и полномочиями. При этом процедура назначения Омбудсмена должна производиться по Закону с участием Парламента страны. Действующее законодательство Казахстана позволяет в равной мере участие Президента и Парламента в назначении Уполномоченного по правам человека без внесения изменений в Конституцию, и дает возможность принять новый Закон об Омбудсмене. К примеру, кандидатура Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) выдвигается Президентом страны и утверждается Мажилисом Парламента либо Парламентом в целом, что соответствует общепризнанным Парижским принципам ООН и рекомендациям ОБСЕ.

Необходимость принятия Закона РК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» неоднократно подчеркивалась в итоговых документах международных конференций по правам человека, проведенных Комиссией по правам человека при Президенте Республики Казахстан совместно с международными организациями, и доведенных до сведения соответствующих уполномоченных государственных органов.

В настоящее время в связи с предстоящим председательствованием Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году назрела необходимость разработки и принятия Закона РК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан».

Принятие такого Закона позволило бы повысить статус казахстанского Омбудсмена в соответствии с международными стандартами, и он как «народный адвокат» эффективно защищал бы нарушенные права конкретного человека, считающего себя жертвой несправедливых действий со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, других организаций. Это исключило бы критику деятельности казахстанского института Омбудсмена со стороны международных и правозащитных организаций.

Проводящие расследования по жалобам о пытках Управления собственной безопасности в системе органов внутренних дел и органы прокуратуры, которые санкционируют следственные действия и поддерживают обвинение в суде, являются органами, связанными корпоративностью и своими функциями, и не предполагают независимого и эффективного расследования сообщений о пытках. Также не существует независимых медицинских служб для независимого освидетельствования жертв пыток, а медсанчасти мест лишения свободы и мест предварительного заключения существуют в системе, соответственно, пенитенциарной системы и органов внутренних дел.

В ноябре 2008 года в Комитете ООН против пыток состоялось рассмотрение второго доклада Республики Казахстан о выполнении Конвенции ООН против пыток. Неправительственные правозащитные организации Казахстана также представили свой альтернативный доклад.

В Заключительных замечаниях Комитета ООН против пыток по результатам рассмотрения второго доклада Республики Казахстан с учетом положений альтернативного доклада содержится более 20 рекомендаций, касающихся законодательных, институциональных и процедурных моментов предупреждения и эффективной борьбы с пытками.