Можно ли принять язык ученого-историка, рассуждающего о культуре и руководстве ею: «Попытка ввести глобальный совет окончилась разрушением самих механизмов культуры... И что же вышло? Приказнорасстрельный документооборот был удачно дополнен застрелыюэнтузиастической массовой коммуникацией... Если для общества можно построить глобалистскую схему доминантной ситуации, то это заведомо плохо»5.
И пусть как напутствие звучат сегодня слова великого знатока русской речи Александра Сергеевича Пушкина: «Да говори просто: ты довольно умен для этого».
И действительно, чем больше знает человек, чем он более образован, воспитан, уважает тех, к кому обращено его слово, тем более проста и доступна для понимания всякого слушающего его речь: «Честна не кудрявая речь, а правдивая»...
Сохраняйте же свой индивидуальный язык. Обогащайте его непременно, но разумно, не подражая слепо другим, чья речь не может являться образцом для подражания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Как понимается слово «культура»?
Для чего нужен литературный язык?
В чем двойственная структура публичной речи? На что следует обращать внимание при совершенствовании своей речевой
культуры?
Что надо знать о словах «благодаря» и «пара слов»? Как следует относиться к иностранным словам, которыми насыщается
современная русская речь?
Что значит «штамп» и «навязчивые слова и выражения»? Какие слова А. С. Пушкина служат нам в качестве одного из законов;
публичной речи?
МОЕ БОГАТСТВО - МОЙ ЯЗЫК
(Языковые средства выразительности)
Пред вами громада — русский
язык! Наслажденье глубокое ждет вас,
наслажденье погрузиться во всю неиз-
меримость его и изловить трудные за-
коны его...
Н. В. Гоголь
Познать и почувствовать все богатство родного языка, родной речи — одна из задач тех, кто решается выступать публично.
Действенное живое слово — непременное слагаемое речи содержательной, научно-доказательной, правдивой, логичной, целеустремленной, наполненной юмором, убежденностью в правоте суждений и так далее.
1 Г. О. Винокур. О культуре языка. Цит. по кн.: Основы культуры речи. Хрестоматия. - М., 1984. С. 166.
2 Т. Иванова. Химера // Огонек. 1990. № 35.
3 И. В. Пешков. Три июля в беседах о речевом общении: Сб. — М., 1989. С 58.
Эмоциональное воздействие речи усиливается и тогда, когда оратор знает и умело применяет в своем выступлении языковые средства выразительности. На них мы и остановим наше внимание.
Выразительность, эмоциональность публичной речи усиливают стилистические фигуры — повтор, анафора, эпифора, инверсия, градация, персонификация, риторический вопрос; лексические средства — сравнение, синонимы, омонимы, эпитеты, метафоры, перифраз, гипербола и др.
Усиливают выразительность речи и облетают ее восприятие и так называемые сегментированные к о н с т р у к ц и и (конструкции, состоящие из двух частей-сегментов, т. е. отрезков). Легко почувствовать экспрессивность приема сегментации, произнося два варианта одного и того же по содержанию предложения:
— Почему подвергается нападкам слово «патриотизм»?
— Слово «патриотизм». Почему оно подвергается нападкам?
— Кто такие демократы? _ Демократы... Кто они?
Высказывание, разделенное на две части, с паузой между ними, легче воспринимается слушателями. Мысль становится доходчивее, когда она передается не целиком, а по частям. «В самом деле, если письменный язык может представить высказанные мысли в форме органического и связного предложения, то потребность в быстром сообщении вынуждает представлять элементы высказывания, так сказать, в виде отдельных кусков с тем, чтобы их можно было переварить»1.
Выразительность разговорной речи создают и присоединительные к о н с т р у к ции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности. Причем в нашем сознании присоединительные конструкции возникают после того, как сформировалась основная мысль, когда к основному высказыванию добавляются дополнительные сообщения, разъяснения, уточнения. Например:
«Будем же серьезно относиться к своей профессии. По-настоящему серьезно!»
«Надо уметь радоваться жизни. Искренне радоваться!» «И подавайте, подавайте воды всякому, кто будет нуждаться. Подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нем». (Архимандрит Иоанн)
Экспрессивность высказыванию придает такая стилистическая фигура, как повтор с л о в а или словосочетания. Особенно выразителен повтор начальных слов и словосочетаний (анафора). Отдельные слова и словосочетания иногда повторяются и в конце предложений (эпифора). Речь при таких приемах становится более организованной, сильнее захватывающей внимание слушателей. Мы знаем, какое эмоциональное воздействие имело в годы Великой Отечественной войны стихотворение К. Симонова «Жди меня». Неоднократно повторенное «Жди меня» в различных ситуациях жизни, отраженной в стихах, имело невероятно внушаемую силу веры.
Вслушайтесь в слова П. А. Столыпина:
«Теперь Государь пытается собрать рассыпанную храмину русского народного чувства, и выразителями этого чувства являетесь вы, господа. И вы не можете отклонить от себя ответственность за удержание этих державных прав России. Вы не можете отвергнуть от себя и обязанностей, несомых вами в качестве народного представительства. Вы не можете разорвать с прошлым России».
А вот фраза из простой газетной заметки, но пронизанной болью солдата войны М. Трубчанинова:
«Этот дот — моя смерть. Этот дот — моя жизнь. Этот дот — памятник погибшим браткам. Этот дот — мои сны».
Ш. Баллы. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. С. 84. Цит. по кн.: Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М-, 1980. С. 57.
Часто прием словесных повторов «монтируется» с приемом градации, когда слова, относящиеся к одному предмету, располагаются в последовательном порядке. При этом приеме мысль выражается более точно, четко и эмоционально.
«Множьте любовь! Множьте щедрость! Множьте великодушие ваше!»
(Л. Андреев)
«В Сербии нас любят
горячей, искренней, почти нежной любовью». (Л. Андреев. Слово о Сербии.)
«Дивный путь малых дел, пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра — цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел!»
(Архимандрит Иоанн)
«Власть в России должна быть красивой, освященной Божественной благостью, совестью, честью и ответственностью перед потомками за судьбы Отечества». (В. Белабанов, скульптор)
Ведь если человек не ограничивается одним словом, оценивая то или иное событие, а прибегает к нескольким словам, то каждое последующее слово звучит более эмоционально, более действенно.
Экспрессивность речи придает такой стилистический прием, как многосоюзис (полисиндетоп) и бессоюзие (асиндетон). Вспомним пушкинские строки:
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Вот еще примеры: «Да, он беден и бос, и руки его в мозолях, и тело его в шрамах, и душа его налита неиссякаемой скорбью; он серб, у которого дети вместо школы должны драться за свободу и жизнь» (Л. Леонов. Слово о Сербии).
Обратите внимание на Библию. Текст Библии изобилует союзами:
И рече Бог: сотвори человека
По образу нашему и по подобию,
И да обладает рыбами морскими,
И птицами небесными,
И зверьми, И скотами, И всею землею,
И всеми гады пресмыкающимися по земли.
И сотвори Бог человека,
По образу Божию сотвори его:
Мужа и жену сотвори их.
И благослови их Бог, глаголя:
Раститеся и множитеся,
И наполните землю,
И господствуйте ею...
А если обратитесь к пушкинскому «Пророку», то тоже убедитесь в том, что многосоюзие придает многозначность, глубинный смысл, внутреннюю наполненность, торжественность происходящему:
...Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул...
Еще пример из другого произведения А. С. Пушкина:
Не многим, может быть, известно, Что дух его неукротим, Что рад и честно и бесчестно Вредить он недругам своим; Что ни единой он обиды С тех пор как жив не забывал, Что далеко преступны виды Старик надменный простирал; Что он не ведает святыни, Что он не помнит благостыни, Что он не любит ничего, Что кровь готов он лить, как воду, Что презирает он свободу, Что нет отчизны для него.
Вот как используя союз «что» (употребляется для связи придаточного предложения со сказуемым или иными членами главного, имеющим значение думать, говорить, знать, чувствовать...), поэт нарисовал образ изменника Мазепы в поэме «Полтава».