Наиболее удобным материалом для обогащения тембра являются поэтические произведения, окрашенные определенным чувством.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
В этих словах, конечно, любовь, преклонение, и потому голос окрашен теплым, нежным, мягким тембром.
Ненастный день потух: ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла...
Все мрачную тоску на душу мне наводит...
А в этих строках А. С. Пушкина проявляется его тоска в разлуке с любимой женщиной, и потому звук голоса тяжелый, низкий, мрачный.
Для тренировки тонального слуха полезно работать с магнитофоном. Слушая запись образцовой выразительной речи (артиста, чтеца, оратора), надо проследить за тем, каким тоном окрашены выступление в целом и его отдельные части? Какие чувства передаются через различные тембры?
Записав на магнитофонную пленку часть своего выступления или чтение стихов и затем прослушав, проанализировав запись, можно установить, как владеешь тембрированием: если оно плохо развито, то надо совершенствовать тембр голоса.
«Прежде русские дикторы могли различные по смыслу сообщения передавать по-разному. Русская музыкальная и поэтическая культура, уникальная сама по себе, развивала возможности устной речи — ив тональности, и в ритме, и в произношении звуков, всегда с уважительным отношением к слушателю.
Современные «радиоголоса» изменились, но в одном отношении они одинаковы: с ироническим ли оттенком звучания, заигрыванием или запугиванием — они несут общий отпечаток стилистической безвкусицы»'.
Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей — говорил К. С. Станиславский. Через тембр голоса слушатель чувствует сердце говорящего. Речь наших современников воспринимается иностранцами «как агрессивно озлобленный монотон»! Пора спасать русскую речь и ее носителей!
Говоря об интонационной выразительности, нельзя пройти мимо такого действенного средства речи, как пауза.
Паузы выполняют различные функции в звучащей речи.
Артикуляционные паузы необходимы при произношении некоторых звуков, слогов, в слове, между словами.
Например: Нет хуже удела,
Чем быть не у дела.
У бахчи — сарай —
Не Бахчисарай.
В танцах из вращений
Не делай извращений.
В цветенье скор пион.
А на подлость — скорпион.
Я — колокол. Подам я зык —
И в час луны, заката иль утра ты
Услышишь вновь набатный мой язык
Глас радости, тревоги и утраты.
Разговор о литературе
— Чем заняты таланты?
Возвести!
— Да продолжают славный воз везти!
— А бездари?
— Те мнят, Что делают погоду.
— А критики?
— Темнят Или молчат по году.
(Я. Козловский)
Усилительные паузы возникают перед или после слова, логически выделяемого. Эти паузы подчеркивают значимость слова, усиливают его значение.
Цветок,] засохший, безуханный,
Забытый в книге | вижу я.
— Не осуждай меня | без нужды.
— Я так хочу увидеться с тобой!
Ситуативные паузы замедляют речь, выполняя те или иные цели: дают возможность слушателям подготовиться к исполнению приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!); успеть записать услышанное (диктовка): легче воспринять речь, звучащую во время шума, при плохой акустике, звучащую на большое расстояние; при активных глаголах действия (Внушаю. Запрещаю. Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю. Изумляю...)
В. В. Колесов. Русская речь. СПб, 1998. С. 214.
Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)
Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?! (упрекаю с чувством горечи) Ритмические паузы — стихотворные. Постоянные паузы ставятся в конце стихотворной строки, подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы — в середине строки, когда в ней более четырех стоп:
Простишь ли мне | ревнивые мечты?
Моей любви | безумное волненье?
Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||
Всегда пугать | мое воображенье?
Это пятистопный ямб с цезурой после второй стопы. «Зашагивание» мысли на другую строку. Пауза более длительная.
Физиологические паузы возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе — забывается слово, не находится нужное. Такая речь с трудом воспринимается слушателями. К такого рода паузам прибегает, например, артист Л. Дуров, создавая образы своих киногероев. Когда он слишком злоупотребляет паузами, его трудно слушать.
Физиологическая же пауза для легкого «добора» воздуха не воспринимается как остановка в речи.
Психологические паузы — это интонационные паузы. Они обладают интеллектуальным и эмоциональным значением. И возникать могут в самых неожиданных моментах речи. Вот, например, речь Маши из пьесы А. П. Чехова «Три сестры»:
«— Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда... Скажу сию минуту... Это моя тайна, но вы все должны знать... Не могу молчать... Я люблю, люблю... Люблю этого человека... Вы его только что видели... Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина...»
Или возьмем короткий диалог из чеховской шутки в одном действии «Медведь»:
Попова: Почему вы не хотите драться?
Смирнов: Потому что... потому что вы... мне нравитесь.
Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь.
Смирнов: Послушайте... Вы все еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли... как бы этак выразиться... Дело в том, что, видите ли, такого рода история, собственно говоря... Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь?.. Я... я почти влюблен!
Индивидуальные паузы связаны с особой манерой говорить. Своеобразна неповторимая паузировка в речи Б. Н. Ельцина, Е. Киселева и других.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какова роль мелодики речи в речевом действии?
Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного
предложения?
Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога
в русской речи?
Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?
Что характерно для вопросительных предложений русской речи?
Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?
Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов?
Что надо знать об относительности пиано и форте?
Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?
Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?
Каковы условия звучания сценической скороговорки?
Какова роль искусства тембрирования в речевом действии?
Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовали речевого мастерства?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Составить карточки с текстами и графическими изображениями их мелодического звучания. Тренироваться в их воспроизведении.
Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы.
Овладеть искусством тембрирования на специально подобранных текстах. Например, взяв такие двустишия В. Маяковского:
Отечество
славлю,
которое есть,
НО ТРИЖДЫ —
которое будет.
Жена,
да квартирка,
да счет текущий
вот это —
отечества райские кущи.
Читая их и наполняя внутренним содержанием, подтекстом, отношением, услышать, как различно звучит слово «отечество» в первом и втором двустишии.
Полезно повторять какую-либо фразу, текст с различным настроением: подавленным, приподнятым, веселым, меланхолическим, шутливым, гневным, энергичным, благодушным, раздраженным, радостным, грустным, трагическим, комическим.
Сочинять или находить в литературе тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма и т. д. Тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой, индивидуальный «блок голосо-речевой разминки». Напоминаем еще раз последовательность расположения упражнения для развития того или иного навыка:
1 цикл — Дыхательная гимнастика.
2 цикл — Свобода звучания.
3 цикл — Опора звука.
4 цикл — Собранность и звонкость голоса.
5 цикл — Дикционная четкость.
6 цикл — Мелодика и логика речи.
7 цикл — Диапазон голоса.
8 цикл — Сила голоса.
9 цикл — Темпо-ритм речи.
10 цикл— Эмоциональный тембр.
В ходе работы одни упражнения могут заменяться другими, развивающими те же свойства и качества речи. «Блок разминки» более полным создается для ежедневной тренировки. В сокращенном же варианте — для того, чтобы приводить «в рабочее состояние» голосо-речевой аппарат непосредственно перед выступлением.
ЯЗЫК ЧУВСТВ
(Жесты и мимика как средство общения)
Жест — есть не движение тела, а движение души.
Ф. И. Шаляпин
Лицо говорит вместе с языком.
А. Ф. Кони
Оратор пользуется не только языком слов, но и «языком чувств» — неречевыми средствами выразительности. Не следует думать, что речь — это одно, а жесты, мимика, движения — другое. Все это — единый экспрессивный поток внутренней жизни человека. А так как оратор воспринимается двумя каналами (зрительным и слуховым), причем зрительное восприятие сильнее слухового, то необходимо добиваться, чтобы жестово-мимические средства общения составляли единое целое с речевым процессом.
Следя за мимикой, жестами, позой, движениями оратора, слушатели легче вникают в процесс его мышления. А знание оратором классификации жестово-мимических средств выразительности, понимание их сути, роли в ораторском искусстве помогают ему добиваться большего взаимодействия с аудиторией, а значит, и действенности выступления.