Смекни!
smekni.com

З. В. Савкова искусство оратора (стр. 33 из 43)

Создавать творческое самочувствие искусственным путем так же невозможно, как невозможно сознательно, произвольно вызывать его и управлять им в процессе публичного выступле­ния. Но произвольно можно научиться создавать для него бла­гоприятную почву. Значит, терпеливым, кропотливым трудом, комплексом специальных заданий, упражнений надо выработать отдельные элементы внутреннего и внешнего самочувствия.

К творческому самочувствию прежде всего ведет полная готовность к выс т у п л е н и ю, которую обеспечивает глу­бокая проработка материала по теме выступления, научность, логичность и доказательность содержания, языковое оформле­ние, владение материалом. Владеть материалом — значит кроме основного материала иметь резервный, т. е. знать больше того, что будет освещено: уметь извлекать из «кладовых памяти» нужные именно для этой аудитории факты, примеры, суждения; пропускать некоторые «куски», включая свежие факты, новые сведения и данные; соединять различные части в единое органи­ческое целое, передавать содержание живой импровизационной речью со своеобразной индивидуальной интонацией.

К творческому состоянию ведет прочувствованная сверх­задача выступления.

Оратор обязан знать, что он намеревается изменить в созна­нии, в чувственном мире слушателей, в их взглядах, позициях, в понимании тех или иных событий, происходящих в стране, мире.

Так, например, выступая по теме «Оратор и его голос», ста­вишь перед собой задачу: раскрыть роль голоса в искусстве ора­тора, его значение в речевом взаимодействии со слушателями; побороть неверие одних, считающих, что голос не важен в ора­торской деятельности; развеять сомнения других, думающих о том, что поздно приступать к работе над голосом, что вряд ли можно достичь результатов; приоткрыть практические пути, ве­дущие к достижению цели. И если оратор вызвал желание слу­шателей разрабатывать, совершенствовать свой голосо-речевой аппарат, значит, выполнена сверхзадача выступления, лекция была результативной. Знание сверхзадачи выступления активи­зирует всю творческую природу выступающего, дает ему эмо­ционально-волевой заряд.

Для творческого самочувствия необходимо такое воспитан­ное качество, как умение сосредоточиться на теме, плане выступ­ления, «погрузиться» в материал. Ведь «творчество есть прежде всего — полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение»1.

Одновременно надо развить внутреннее бесстрашие и бди­тельность, которые будут ограждать сосредоточенность оратора от разрушающих воздействий аудитории, не допустят психоло­гического зажима, а значит, будет исключена возможность поте­ри способности мыслить в ситуации публичного выступления.

«Выбить» из творческого самочувствия могут такие факторы, как, например, приход рецензента (повышение чувства ответст­венности за выступление может вызвать излишний самоконтроль, разрушающий процесс творчества); появление людей, ранее слушавших эту лекцию (желание не повториться, как-то иначе подать материал, привести другие факты и при этом не снизить впечатления от выступления также усиливает самоконтроль, появляются волнение, смущение, ведущие к потере качества выс­тупления). Выбить из творческой колеи могут и другие факторы. Например: на глазах у оратора двое ведут диалог; или неожидан­но увиденный «тихо посапывающий», или, наоборот, слишком бурно реагирующий слушатель; люди, опоздавшие, но вошедшие в зал; уходящий человек; неожиданная реплика или вопрос, пре­рывающие выступление; равнодушное выражение лица одного из слушателей...

Но ведь двое говорящих могли оказаться людьми, попавшими на лекцию случайно, или они просто недостаточно воспитаны, или не сдержанны — не вытерпев, обменивались друг с другом мнением о качестве лекции и, оказалось, что хорошо се оценили, задавая интересные вопросы; ушедший же не догадался преду­предить об этом оратора заранее, равнодушное выражение лица одного из слушателей может не иметь никакого отношения к лекции.

«Внутреннее бесстрашие» и бдительность помогают преодо­левать неуверенность, «ораторскую лихорадку», прятать волне­ние, смущение, всегда сохранять уверенный вид, умело отвечать на возникающие у слушателей вопросы и продолжать выступле­ние. Они помогают не заметить или остроумно парировать реп­лику, не прерывая при этом творческого процесса речевого взаимодействия с аудиторией, продолжая развивать свои мысли, раскрывать содержание.

Можно привести немало примеров из опыта личных выступ­лений или наблюдений за поведением других ораторов, владею­щих внутренним бесстрашием или, наоборот, теряющихся при любых помехах.

Так, лектор М. пришел в аудиторию, откликнувшись па на­стоятельную просьбу организаторов «выручить» (заменить забо­левшего лектора), начал выступление и... не мог понять, что происходит. Он увидел обращенные к нему недоумевающие, как бы изучающие его взгляды слушателей; услышал таинствен­ную тишину зала. Но мужественно продолжал выступление. И только после лекции он выяснил причину странного поведения слушателей. Оказывается, предыдущий лектор выступал по той же теме. И естественно, что слушателям ничего не оставалось делать, как лишь заниматься сравнительным анализом двух ора­торов, выступающих по одной теме.

Другой пример: на лекции «Неречевые средства выразитель­ности», материал которой вызывал естественную улыбку, легкий смех, один из слушателей необъяснимо для всех громко хохотал, невольно привлекая к себе общее внимание. Нисколько не сму­щаясь, владея внутренним бесстрашием, оратор С. продолжала выступление, умело захватывая внимание аудитории. При сле­дующей встрече с этой же аудиторией в лекции «Творческое самочувствие оратора» она использовала реакцию этого слуша­теля как наглядный пример, могущий легко «выбить из творче­ского состояния» малоопытного оратора. И тут же умело, так­тично выяснила причину столь бурной его реакции. Оказалось: он, слушатель, получил из дома очень приятную весть, у него на душе было так хорошо, что он не мог сдержаться и таким обра­зом (громким смехом) делился с людьми своей радостью.

Рекомендуется поэтому ориентироваться на людей «среднего темперамента». Что это значит?

К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 1. С. 302.

Надо выбрать группу слушате­лей (а их бывает обычно большинство), которые хорошо воспринимают выступление и своим поведением как бы подтвер­ждают, что все в порядке: они-то и будут стимуляторами обще­ния. Вместе с тем нельзя выпускать из вида всех присутствую­щих, надо управлять их вниманием, поведением, используя для этого различные способы: в их адрес направлять свою речь, говорить, несколько усиливая звучание голоса или, наоборот, затихая, или на несколько секунд замолкая, и этим привлекать к себе их внимание и т. д.

Творческое самочувствие обеспечивается еще и навыком многоплоскостного внимания. Надо уметь воспринимать и осоз­навать сразу несколько объектов, погружаясь в материал, одно­временно контролировать верность словесного оформления сво­их мыслей, следить за аудиторией, помнить о регламенте, решать, как лучше завершить лекцию и т. д.

Творческому самочувствию способствует умение создавать в восприятии слушателей положительный образ ора­тора, владеть самопрезентацией (самоподачей) — умением отте­нять наиболее привлекательные стороны своей личности. Ведь обаяние повышает стойкость интереса слушателей, следящих за оратором, — ходом его мысли, его внутренним миром, эруди­цией. Положительное отношение к оратору складывается прежде всего как к авторитету, но обязательно и как к привлекательной личности. Привлекает в ораторе его приветливость, вниматель­ность, отзывчивость, уважительное отношение к слушателям, чувство юмора, желание передать свои знания, сходность пози­ций, взглядов, суждений...

Вспоминается такая картина. Идет научно-методическая конференция. В зале те, кто хорошо разбирается в вопросах теории и методики лекционной пропаганды. На трибуну подни­мается доктор наук, профессор, пользующийся авторитетом сре­ди ученых. Его подчеркнуто неторопливая походка, критический взгляд, которым он окидывает зал, барственно зазвучавший го­лос и вся несколько напыщенная поза вызвали у некоторых слушателей невольную улыбку. Говорил выступавший хорошо, касался вопросов повышения эффективности лекционной про­паганды, но не сумел затронуть душевных струн слушателей. Почему? Да потому, что ораторам многое могут простить, но зазнайства никогда не простят.

Нельзя переступать грань ораторского такта. Слово «такт» (tactus) и переводе с латинского означает «прикосновение». Такт — это понимание душевного состояния других людей и умение, по словам И. П. Павлова, «войти в субъективное состоя­ние другого», т. е. поставит!) себя на место слушателей. Особенно необходим такт при ответах на вопросы, которые задают подчас и не по теме, и слишком остро, а иногда и каверзно, на которые не всегда легко ответить. Такт вырабатывается путем постоян­ного самоконтроля, воспитания чувства меры во всем, совершен­ствования характера, повышения профессионального мастерства. Сдержанность, самообладание, требовательность к себе должны стать устойчивой нравственной привычкой оратора.

Вызванная в начале выступления симпатия подкрепляется затем в процессе слушания авторитетностью, компетентностью, идейной убежденностью, принципиальностью, смелостью сужде­ний, правдой в освещении темы. А видя, что он «принят» ауди­торией, симпатичен ей, оратор еще больше вдохновляется и тво­рит, не скрывая радости своего общения со слушателями.

Что же такое обаяние человека? Ответ прост: естественность поведения. «Стараться быть самим собою — единственное сред­ство иметь успех», — писал Стендаль. Отсюда требование к оратору: «Кажись таким, какой ты есть» или «Будь таким, каким ты кажешься».