Смекни!
smekni.com

З. В. Савкова искусство оратора (стр. 39 из 43)

Чувствовать «воздух в е к а», в котором живешь, по­нимать стремления в будущем на основании настоящего; учиты­вать настроение людей, их желания со всеми светлыми и темны­ми сторонами жизни.

Обладать юмором. Иногда закончить ни к чему не веду­щий спор помогает смех, юмор... Возбуждая смех, оратор или раз­бивает, или запутывает, или усмиряет противника. Юмор смяг­чает и ослабляет суровость и строгость. Оратор шутками разрушает тягостное общение, которое не всегда разрешается до­казательствами. Но только...

Уместна шутка и смешной бывает, Коль никого она не задевает.

Для юмора порой достаточно вскользь обронить фразу, опро­вергающую самые важные предположения. Хорошее настроение, юмор, чувство радости говорят аудитории о том, что оратор счи­тает: как бы ни расходился он по отдельным вопросам с оппонен­тами, они все преследуют одну цель - поиск истины.

Любить поэзию. Риторика и пиитика идут рука об руку с самых древних времен. В поэзии есть все то, что есть в ритори­ке. И - наоборот. Умение прибегнуть к пословице, поговорке, по­этическому материалу - весьма существенная победа в споре. По­эзия пробуждает чувство, убеждает в правде. «Поэтический ореол, которым окружен предмет речи, подкупает слушателей в пользу мнений оратора»1.

Жестово-мимические средства общения.

Зная о том, что зрительное восприятие сильнее слухового, надо избегать излишней жестикуляции. Она воспринимается как не­решительность оратора или как невоспитанность. Точно так дол­жна быть сдержанной и мимика, чтобы противник не прочел ва­ших скрытых мыслей, отношения к себе и многое другое.

Иногда, наоборот, выразительный взгляд, кстати родившийся жест, телодвижение гораздо более действенны, чем сами слова.

В использовании жестово-мимических средств общения надо знать закономерности, национальные особенности и традиции русского народа2.

1 См.: Об ораторском искусстве. М.: Знание, 1986. С. 77.

2 Там же. С. 85

Можно вывести ряд правил ведения спора, полемики:

• Не рвитесь в бой не имея достаточных доказательств своей правоты.

• Вступайте в дискуссию с равным вам по знаниям проблемы противником.

• Терпеливо выслушивайте собеседника, не говорите сразу: «Нет! Вы не правы!»

• Признавайте свою неправоту, если она доказана оппонентом.

• Будьте неуступчивы, если уверены в правоте своих суждений и можете их доказать убедительными аргументами и фактами.

• Умейте тактично закончить спор, понимая его бесполезность, с людьми, не владеющими достаточными знаниями, не умею­щими слушать, не желающими сдавать своих позиций, не зна­ющими основ искусства спора.

• Пытайтесь мыслить конструктивно, предлагать решения, ве­дущие к искомому результату.

• Никогда не вступайте в спор не будучи уверенными, что дока­жете свою истину. Такой спор часто навязывают, провоцируют, заранее зная, что противника все равно ни в чем не убе­дишь.

• Спор должен быть честен и чист по цели и аргументам доказа­тельства. Известны десятки безнравственных приемов и уло­вок в споре. Среди них, например, такие: «Ссылка на несуществующие авторитеты», «С больной головы на здоровую», «Лги и лги», «Закон предшествования», «Да... но», «Кричать, если нет аргументов», «Заменять расхождение во мнениях обвинением в политической неблагонадежности», «Приписывать оппоненту то, чего он не говорил», «Тенденциозно искажать его высказывания» и т.д.

Как видим, многое надо учитывать, многое знать, чтобы ис­кусно вести дискуссию, спор, полемику.

Ученые утверждают, что существуют различные стили мыш­ления. Знание их также повышает эффект достижения цели. Ос­тановимся кратко на описании этих стилей мышления.

Синтетический стиль мышления - это способность обобщать данные наук, практики. Создавать из них что-то каче­ственно новое. Это способность комбинировать из часто противоположных идей, взглядов, позиций, то есть «совмещать несовместимое» в новом сочетании1.

Синтезаторы отличаются остротой взгляда и языка. Распоз­нать синтезатора можно по открытому скепсису, несогласию. При этом он даже не делает попытки что-то предложить взамен кри­тикуемого.

Идеалистический стиль - это прежде всего широта взглядов, повышенный интерес к целям, мотивам, «качествам жизни».

Идеалисты больше полагаются на субъективные и социальные факторы, на интуицию, недооценивают факты.

У них высоко развиты моральные устои. Они гордятся свои­ми возвышенными идеалами. Их возмущают те, кто не заботится о других, об общем благе, не стремится к совершенству. И в спо­рах идеалисты не всегда оказываются победителями.

Узнать идеалиста можно прежде всего по открытой улыбке, по желанию наладить контакты с партнерами. Так же открыто (в мимике, жестах, речи) проявляются и другие эмоции: обида, гнев, возмущение, разочарование, досада... Идеалисты не терпят ссор, конфликтов, всегда стремясь к согласию.

Прагматический стиль - это опора на личный опыт, это убеждение, что мир непредсказуем, его нельзя понять, нельзя управлять им. Поэтому их формула: «сегодня сделаем так, а там посмотрим, что будет».

Прагматики хорошо улавливают требования момента и актив­но включаются в коллективные поиски истины. Они способны поставить себя на место другого человека и адаптироваться в мышлении и действиях.

1 См.: Об ораторском искусстве. М.: Знание, 1986. С. 66.

2 См. главу данной книги «Язык чувств».

Угадать прагматиков можно по большей смелости, чем харк-терна для идеалистов. Они менее впечатлительны и напряжены. Им нравится всем нравиться. Любят прибегать к юмору. Вносят оживление в самые скучные мероприятия.

Аналитический стиль - это всестороннее изучение воп­роса, проблемы. Аналитики глубоко и внимательно, логически и методически рассматривают проблему, не торопясь принимать решение. Они прежде всего теоретики, которые стремятся иметь «теорию» по любому вопросу. Аналитики любят концентриро­вать свое внимание на объективных данных, которые они скру­пулезно добывают, не жалея времени.

Внешне аналитики чаще бывают сухи, сдержанны, даже хо­лодны. С ними нелегко разговаривать. Они закрыты. Но, узнав их особенности и приняв их во внимание, с ними можно продук­тивно общаться. Они обстоятельно обсуждают проблему. Их речь негромкая, сдержанная. Но если они с чем-то несогласны - упря­мы и непоколебимы в своих утверждениях. В такие моменты их голос и речь звучат жестко.

Реалистический стиль - это эмпирика, это факты, а не теория. Реалисты тяготеют к конкретностям и желают исправ­лять ситуацию, чтобы прийти к определенному результату. Лю­бят вести дела безошибочно, обоснованно. Они ближе всех к ана­литикам. И те и другие опираются на факты, стремятся к объективности. Но есть и различия. Реалиста раздражает дедук­тивный, формально логический способ мышления аналитика.

Как узнать реалистов? Они выглядят людьми открытыми, прямыми, уверенными, напористыми. Они не сдерживаются в выражении согласия или несогласия. За словом в карман не ле­зут. Выражаются кратко, ясно. Любят такие же ответы. В напря­женные моменты говорят резко, тоном, не допускающим возра­жения. Нередко бывают упрямы. Любят приводить факты и конкретные образные примеры из жизни. Анекдот, шутка, кол­кость - все идет в ход для достижения цели. Они близки к «про­стым людям».

Конечно, все перечисленные стили мышления комбинирован­ные, взаимопроникаемые, но при этом какой-то из них доминирует.

В указанной выше книге «Поймите меня правильно подроб­но описываются «основные стратегии» действий всех пяти сти­лей общения.

Это описание поможет:

• развить свой интеллект, его особенно сильные стороны;

• зная стили и приемы мышления, стать объективнее в понима­нии собеседников;

• быть более гибким в поиске и принятии решений;

• превращать «противников» в «союзников».

Все полученные теоретические знания надо превращать в уме­ния. Для этого и рекомендуются следующие задания для само­стоятельной работы.

Проникать внутрь

Попытайтесь угадывать внутренний мир людей, с которыми общаетесь. Для этого составляйте «словесные портреты». Опи­шите глаза, губы, волосы, уши... Постарайтесь описать выраже­ние лица в различные запомнившиеся вам моменты жизни на­блюдаемого (радостные, грустные, напряженные...).

Прислушайтесь и запишите речевую характеристику, тембр голоса, интонационную особенность говорящего. Это задание воспитывает активное зрительное и слуховое восприятие, наблю­дательность.

Мимика, жесты, интонации - это те «окна», через которые мы проникаем внутрь изучаемого субъекта.

Постарайтесь затем угадать его характер, темперамент, чув­ственный и интеллектуальный мир.

Это задание сделает вас более внимательным к людям, помо­жет избегать ненужных конфликтов, разовьет умение деликатно вести диалог и даже спор.

И чувства добрые должны мы пробуждать

Составьте список друзей, сослуживцев, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное само­чувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему?

Вспомните, кто из них и чем вызвал у вас отрицательные эмо­ции, тревожное чувство или, наоборот, привел к душевному покою.

А какие ваши действия обрадовали, успокоили или, наоборот, обидели, встревожили собеседника?

Знаки внимания делят на положительные и отрицательные, психологические и физические...

Надо задумываться о том, как вызывать у людей оптимисти­ческие чувства, желание жить и работать радостно, с энтузиаз­мом. Как поддержать, похвалить, воодушевить...

Л.Н. Толстой устами Феди Протасова (героя пьесы «Живой труп») так говорит о главном в любви человека: «Мы любим лю­дей за то добро, которое им делаем, и ненавидим за то зло, кото­рое доставляем». Сегодня священнослужители поют гимны ма­лым добрым делам.

Чем больше человек оказывает положительных знаков вни­мания, тем смелее он может делать критические замечания. Ему будут внимать и воспринимать замечания не как придирки, а как полезные советы.