Смекни!
smekni.com

З. В. Савкова искусство оратора (стр. 43 из 43)

С помощью действенного слова, различных видов речи мы организуем не только наше общение со слушателями, но и свой внутренний мир, управляем своими мыслями, желаниями, памя­тью, чувствами, поведением, творческим самочувствием. Совер­шенствуем себя как личность.

ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ

Оратору часто приходится отвечать на вопросы слушателей. Появление вопросов - это хороший сигнал. Он говорит о том, что выступление вызвало интерес, взволновало аудиторию.

Мудрец хоть знает, но вопрос задаст,

Чтоб знанья укрепить.

Глупец не знает, но не спросит нас,

Чтоб знающим прослыть.

В ответах надо не уронить своего престижа. Отвечать на воп­росы следует профессионально и интересно: кратко, точно, убе­дительно, если надо - с юмором.

Прежде всего, ответы даются по существу вопроса, конкрет­но, правдиво, с достоверной информацией. Если вы не уверены в точности информации, лучше вовсе не отвечать, чем отвечать не­верно. Не надо бояться сказать о том, что вы не готовы к ответу. Или отвечайте (особенно по значительным событиям, явлениям), но с некоторой оговоркой: «мне кажется», «по-видимому», «мо­жет быть», «можно предположить» и т.п.

Слушатель воспримет благожелательно ваш «осторожный» ответ.

Бывают и такие случаи, когда оратор, отвечая на вопросы, проходит, «как бы случайно», мимо коварного вопроса. Иногда он вынужден точнее сформулировать вопрос слушателя.

Все эти приемы «честного признания», «отсрочки», «форми­рования вопроса» имеют место в ораторской практике.

Высоко оценивается слушателями четкая лаконичность отве­тов, краткость и в то же время полнота их. Если же ответы орато­ров длинны, то, по меткому замечанию Монтескье, они «навер­стывают длиною то, что не хватает у них в глубину». (Выделено мною. — 3. С.)

Никогда не следует упрекать слушателей в том, что они зада­ют вопросы, на которые вы уже отвечали в своем выступлении. Надо найти новые аргументы, факты, новый поворот раскрытия вопроса.

Необходимо учитывать и такую ситуацию: вопрос задает один человек, а ответ слушает вся аудитория. Значит, и оценивают от­вет все. И очень важно, чтобы оратор был внимателен к вопро­сам, доброжелателен к коварным или неумело сформулирован­ным.

И вместе с тем надо быть принципиальным в ответах на про­вокационные вопросы, сохранять спокойствие, живость ума, убежденность в своей правоте.

Трудность ответов на вопросы заключается и в том, что они не известны заранее оратору, а он должен найти верный и пол­ный ответ в считанные минуты.

Все это требует предельной собранности, умения мобилизо­вать мозговую деятельность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие существуют виды учебных речей?

Какие навыки тренируют малые речевые формы?

Какова роль внешней техники речевого действия в создании и воплощении

различных видов речей? Что надо знать о творческих нитях понимания действия каждого из видов

речей?

Как сочетаются мысль и чувство у различных ораторов? Что надо знать о мастерстве ответов на вопросы?

Задания по теме «Учебные речи» состоят в самостоятельной работе по созданию тех или иных видов речей, с которыми оратор выступает перед аудиторией. А это большая подготовительная работа: определение темы, нахождение необходимого материала, фактов, доказательств, это и состав­ление речи, голосо-речевой тренинг, нахождение средств выразительности выступления и т.д.

Библиография

Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М, 1984.

Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1972.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб, 1997.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону, 1998.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. — М., 1995.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

Калинин А. В. Культура русского слова. — М., 1984.

Колесов В. В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. — СПб, 1998.

Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М., 1977.

Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994.

Михневич А. Е. Введение в методику лекционной пропаганды. — Минск, 1982.

Маркачева Т. Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. М., 1988.

Петрова Э. А. Живое слово лектора. — Л., 1988.

Риторика и ораторское искусство. Хрестоматия. Составитель В. А. Шен­берг. - СПб, 1994.

Рождественский Ю. В. Риторика и стиль. — М., 1989.

Рождественский Ю.В. Речь и действительность. - Риторика публичной речи. - М., 1989.

Розеншток-Хюсси. О. Речь и действительность. — М., 1994.

Савкова 3. В. Средства речевой выразительности. — Л., 1982.

Савкова 3. В. Внеязыковые средства выразительности речи лектора. — Л., 1984.

Савкова 3. В. Творческое самочувствие лектора. — Л., 1986.

Савкова 3. В. Речь лектора - это сам лектор. — М., 1989.

Савкова 3. В. Энергия живого слова. — СПб, 1991.

Савкова 3. В. Риторические игры. — СПб, 1998.

Савкова 3. В. Техника звучащего слова. — СПб, 1997.

Сергеич П. Искусство речи на суде. — М., 1988.

Сопер П. Основы искусства речи. — М., 1992.

Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. — М., 1954—1961.

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1994.

Чихачев В. П. Речевое мастерство пропагандиста. — М., 1987.

Шенберг В. А., Колоченко А. К. Методика ответов на вопросы слушателей. — Л., 1989.

Шенберг В. А. Полемика как способ духовного противоборства. — Л., 1991.

Шенберг В. А., Савкова 3. В. Риторика. - СПб, 1997.

© Ссылка на сайт www.rodchenko.ru - обязательна.