3-й вопрос. «Празднества и театр в культуре античности».
При рассмотрении третьего вопроса важно уяснить праздничность, внешнюю красочность, зрелищность греческой культуры. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э.; Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
Театр Греции был представлен его драматургией (Эсхил, Софокл). Он был древнейшим на территории Европы и достиг своего расцвета в V в. до н.э. Театр был государственным учреждением, поэтому госу-дарство брало на себя организацию театральных представлений, на время которых приостанавливались все дела в городе. «Хлеба и зре-лищ!» – в этот лозунг укладывалось мировоззрение граждан Рима, проводивших все свое время на площадях, в харчевнях, банях, амфи-театрах, где развлекались созерцанием конных состязаний, гла-диаторских боев и травли диких зверей, привезенных из экзотических стран.
4-й вопрос. «Античная архитектура. Градостроительство».
Содержание четвертого вопроса связано с анализом структурных принципов греческих храмов (гармония, мера, соразмерность) и сис-
темы ордеров (дорический, ионический, коринфский) и их вопло-щением в ансамбле афинского Акрополя, храме Артемиды и «Мав-золее в Галикарнасе».
Проанализируйте также достижения римлян в области архитектуры
и градостроительства (триумфальные арки, форумы, храмы, театры, мосты, акведуки, термы и т.д.). Подумайте над вопросом: почему возникло выражение “все дороги ведут в Рим”?
5-й вопрос. «Древнегреческая скульптура. Римский скульп-турный портрет».
Характеристику древнегреческой скульптуры необходимо рас-сматривать из хронологических этапов ее становления, при этом подчеркнув, что именно в классическом искусстве совершенный человек становится «центром притяжения», мерой всех вещей. Скульптурные изображения Афины-Паллады и Диониса, Зевса-громо-вержца или юного дискобола – творения Мирона, Поликлета, Фидия, Праксителя и сегодня воспринимаются как чудо. К сожалению, эти произведения сохранились лишь в фрагментах. В своем законченном виде они известны по более поздним римским копиям. К семинару подготовьте материал о бессмертных творениях греческих скульп-торов, а также обратите внимание на то, что подлинной жемчужиной римской культуры стал скульптурный портрет, подчеркивающий неповторимость и индивидуальность человека и продемонстри-ровавший умение античных авторов фиксировать его внутреннее состояние.
Литература: [2,4,5,6,7,8,10,11,12,16,17,22,24,26,27,31,32,36,37,41,45,46,54,56].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные исторические периоды Древней Греции.
2. В чем сущность загадки «греческого чуда»?
3. Каково соотношение мифологии и религии в античной культуре?
4. Когда возникло христианство и когда стало государственной ре-
лигией в Древнем Риме?
5.Почему скульптура стала наиболее значительным видом искус-ства Древней Греции?
6.Назовите великих скульпторов Древней Греции.
7.Назовите памятники архитектуры Древнего Рима.
8.Какие достижения античности стали достоянием мировой куль-туры?
9. Назовите «чудеса света».
Ключевые понятия и термины
Агора – рыночная площадь, место для проведения народных соб-
раний, центр общественной городской жизни. По краям агоры раз-мещались торговые лавки, общественные и культовые здания.
Акведук – искусственный канал для воды, иногда подземный, но часто поднятый на арках (арочный мост).
Акрополь (верхний город) – укрепленная часть древнегреческого города, где находились главные святыни.
Античность (лат. antiquns – древний) – греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). Введено понятие итальянскими гуманистами XV века для обозначения куль-туры Древней Греции и Рима, к возрождению которой они стремились.
Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – понятие древне-греческой этики о душевном покое как высшей ценности.
Волюта – завиток, архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка.
Гимнасий – в Древней Греции архитектурный комплекс для упражнений, игр, физических тренировок и обучения.
Дорический ордер – один из трех основных архитектурных орде-ров. Колонна не имеет базы, ствол прорезан вертикально. Самый масс-сивный, имеет простую капитель, колонна с каппелюрами, без базы.
Ионический ордер – один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками. Капитель состоит из двух крупных завитков (волют).
Каппелюры – вертикальные желобки в стволе колонны.
Капитель – верхняя часть колонны.
Кора – древнегреческая архаичная женская задрапированная ста-туя.
Коринфский ордер – один из трех основных архитектурных ор-
деров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками и пышной капителью, состоящей из рядов листьев акандос и небольших волют.
Курос – обнаженная мужская статуя.
Ордер архитектурный (порядок, строй) – система организации архитектурных форм, состоящая из колонны и антаблемента.
Орхестра – в древнегреческом театре круглая площадка перед
сценой для плясок хора и актеров.
Полис – в Древней Греции самоуправляющаяся гражданская общи-на, «город-государство».
Слепа – в древнегреческом театре палатка для переодевания ак-теров.
Термы – В Риме комплекс бань, со ІІ века до н.э. включающий нес-
колько помещений с разной температурой: фригидарий, тепидарий, кальдарий (холодная, теплая, горячая бани) и лаконик (парильня). Постепенно термы стали местом отдыха, клубом, и в их структуру вошли дворы для солнечных ванн, помещения для массажа, гимнастики, бассейны.
Тема 2. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(XIV – XVI вв.)
1.Социально-экономические и культурно-исторические предпо-сылки эпохи Возрождения. Особенности и периодизация, характер-ные черты.
2.Творчество великих мастеров эпохи Возрождения:
а) итальянское Возрождение;
б) северный Ренессанс.
3.Белорусское Возрождение: особенности становления и дости-жения.
1-й вопрос. «Социально-экономические и культурно-истори-ческие предпосылки эпохи Возрождения. Особенности и периоди-зация, характерные черты».
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры, где главными открытиями стали мир и человек: мир как сфера приложения человеческого разума и воли; человек как состоявшаяся и самодостаточная личность. Следует отметить, что культура Возрождения формируется в лоне средне-вековой, постепенно вырастая из нее. От предшествующей культу-
ры Возрождение не отделяют те исторические катастрофы и катак-
лизмы, которые лежали между Античностью и Средними веками.
Поэтому изучение первого вопроса рекомендуется начать с ха-рактеристики социально-экономических предпосылок Возрождения: кризис феодализма, зарождение капитализма и связанные с ним изме-нения в социальной структуре общества (роль третьего сословия, великие географические открытия, рост городов, создание крупных национальных государств, формирование наций).
Рассматривая культурно-исторические предпосылки, необходимо
осмыслить, почему в истории мировой культуры эту эпоху сравнивают с классическим периодом Древней Греции, какие исторические события стимулировали знакомство итальянских гуманистов с ан-тичной культурой (формирование городской культуры, духовное обновление в памятниках великой античной культуры, Реформация, которая сформировала свою систему ценностей и этику).
Анализ предпосылок приводит к мысли о том, что в основе культуры Возрождения лежат значительные изменения в эконо-мической и общественной жизни стран Европы.
Характеризуя вторую часть первого вопроса, следует обратить внимание на то, что хронологические рамки эпохи Возрождения в различных странах не совпадают. В современной культуро-логической литературе, например, выделяют 2 основных фазы развития культуры Ренессанса:
1) итальянская фаза (1300 – 1450 гг.), где ярко выражен интерес к античности;
2) общеевропейская фаза (1450 – 1620 гг.) связана с широким распространением ренессансного стиля за пределами Италии. Центр тяжести культуры Ренессанса перемещается ко дворам абсолютитских европейских монархий Англии, Франции, Испании. Белорусское Возрождение охватывает XVI – XVII вв.
Кроме различных временных границ для искусства эпохи Возрож-дения характерно неравномерное развитие видов искусства, поэтому необходимо отметить, что в странах северной Европы ведущая роль принадлежала живописи и графике в отличие от второстепенности скульптуры, и особенно, архитектуры. Подумайте, почему существо-вала такая особенность.
При освещении первого вопроса важно усвоить основные черты Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневеко-вой христианской традиции, интерес к античной культуре, новое отношение к миру, светский характер культуры, становление национальной литературы, литературных языков европейских народов