Смекни!
smekni.com

Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех факультетов заочной формы обучения (стр. 3 из 8)

и дать им объяснение. Названные черты тесно связаны друг с другом, поэтому изучение одной в отрыве от другой грозит потерей объективности в оценке этого времени.

2-й вопрос. «Творчество великих мастеров эпохи Возрожде-ния: а) итальянское Возрождение; б) северный Ренессанс».

Изучение второго вопроса необходимо начать с ответов на проб-лемы: почему «новый дух» культуры создается в свободных городах Италии? Необходимо отметить, что если в средние века искусство имело в основном прикладной характер, то в эпоху Ренессанса оно впервые приобретает самоценность, становится самостоятельной областью прекрасного, воспринимается как одно из самых мощных средств познания и даже уравнивается с наукой. Следует показать, как искусство воплощало эти принципы в архитектуре (Д. Браманте), литературе (Данте А., Ф. Петрарка), скульптуре (Донателло) и др.

Давая характеристику творчества мастеров эпохи Возрождения, не-обходимо отметить особенности Северного Возрождения в отличие от итальянского. Так, итальянское Возрождение опиралось на античное наследие, в то время как Северное происходило в период Реформации, и в культуре этих народов (Англия, Голландия, Франция и др.) отсутствовали памятники античности. Особо следует подчеркнуть эстетическое начало итальянского Возрождения (на примере творчества Леонардо да Винчи, Р. Санти, С. Боттичелли и др.) и этическое – Северного Ренессанса (творчество Рембрандта, Х. Босха, А. Дюрера и др.).

Целесообразно в рассматриваемых вопросах проанализировать проявление черт Возрождения в различных видах искусства.

3-й вопрос. «Белорусское Возрождение: особенности становле-ния и достижения».

Третий вопрос темы связан со становлением и развитием бело-русского Возрождения, поэтому при его освещении важно под-черкнуть его особенности; специфические черты, которые нашли воплощение в столкновении «восточных» и «западных» культурно-идеологических и религиозно-церковных тенденций, создании духовной культуры белорусской народности в составе много-национального и поликонфессионального государства – ВКЛ, а потом и Речи Посполитой. Необходимо также отметить важность для белорусского Возрождения признания белорусского языка наивысшей духовной ценностью, связь с христианским мировоззрением, что нашло воплощение в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовского, В. Тя-пинского и др.

Подводя итоги темы, обратите внимание на вклад эпохи Воз-рождения в мировой культурный процесс, подчеркнув при этом его значение в формировании нового типа человека, устремленного к реализации своего творческого потенциала, переворота в развитии западного христианства, эволюции западной культуры и цивилизации.

Литература: [2,4,6,7,8,10,11,13,16,22,23,25,36,39,41,42,46,51,59].

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы истоки культуры Ренессанса? Какие предшествующие культуры повлияли на ее становление?

2. На какой социально-политической основе вырастает ренессан-совый индивидуализм?

3. Какие характерные черты Возрождения?

4. Какие ценности приоритетны для человека ренессансной куль-туры?

5. Почему изобразительное искусство считается высшим выраже-нием культурных устремлений Ренессанса?

6. Что составляло основу искусства итальянского и северного Воз-рождения? В чем их отличительные черты?

7. Кого можно отнести к наиболее значительным представителям ренессансной литературы?

8. Какое отношение к религии было свойственно культурной элите Ренессанса?

9. Почему в эпоху Ренессанса возникает интерес к магии, алхимии, эзотерике?

10.Почему ренессансному мироощущению были свойственны настроения пессимизма и духовные колебания?

Ключевые понятия и термины

Антропоцентризм («антропо» и «центр») – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Великие географические открытия (середина XV – середина XVII вв.): открытие Америки в 1492 г. Колумбом; морского пути из Европы в Индию 1497 – 1499 гг. Васко да Гаммой; первое кругосветное плавание в 1519 – 1922 гг. (Ф. Магеллан); путешествия русских землепроходцев XVI – XVII вв.

Возрождение (Ренессанс) – период в культурном и идейном

развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах – конец XV – XVII вв., переходный от средне-вековой культуры к культуре Нового времени). Основная черта Возрождения – антифеодальный, светский характер, гуманистическое миропонимание, интерес к античной культуре.

Гуманизм (лат. humanus – человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление

своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взгля-дами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Портрет сарматский – вид портрета распространенный в Бе-ларуси в конце XVI – XVIII вв. Определяется сочетанием характерной для аристократического портрета парадности, представительности. Сарматские портреты обычно имели надписи информационного содержания, изображения гербов, предметы, которые призывали рассказать о человеке как можно больше.

Проторенессанс (лат. «прота» – первый и «Ренессанс») – этап в развитии итальянского искусства (XIII – первой половины XIV вв.) – первая, ранняя стадия Возрождения. Проторенессанс составляют два периода соответственно итальянским названиям – дученте и треченте.

Реформация (лат. reformatic – преобразование) – широкое об-щественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви; религиозные преобразования, которые привели к возникновению протестантизма.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующий- ся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалис- тической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Неосхоластика – (перен.) оторванное от жизни бесплодное умст-вование.

Эзотерический (греч. esoterikos) – внутренний, тайный, скрытый, исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мис-тических учениях).

Тема 3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА

1. Основные предпосылки формирования художественных стилей

ХХ в.

2. Художественные стили и направления конца ХІХ – начала ХХ вв.

3. Основные модернистские направления: кубизм, супрематизм, абстракционизм.

4. Иррациональные течения: дадаизм, сюрреализм и др.

5. Постмодернизм как изменение стиля.

1-й вопрос. «Основные предпосылки формирования художест-венных стилей ХХ в.».

Искусство ХХ в. – это бесчисленное множество направлений, стилей, течений, школ. Существует даже общее мнение: сколько художников – столько и направлений.

Рассматривая предпосылки формирования художественных стилей ХХ в., следует обратить внимание на сложность положения худо-жественной культуры и искусства: искусство теряет внутренний импульс, оно все более чувствует себя невостребованным, так как пришедшая к экономической и политической власти буржуазия имела очень низкий культурный и эстетический уровень и ограниченные духовные потребности.

Отрицательное воздействие на искусство оказывала и складываю-щаяся капиталистическая действительность с ее острыми социальны-ми противоречиями и конфликтами, жесткой эксплуатацией. Эти процессы ставили перед искусством трудные проблемы, были далекими от эстетики прекрасного и возвышенного, не вдохновляли художников.

Необходимо отметить, что наука в ХІХ в. занимает центральное место в духовной жизни общества, оттесняя искусство, что приводит к отстаиванию последним своего права на чувственное понимание действительности, человека и общества. И поэтому язык искусства на протяжении конца ХІХ – ХХ вв. весьма трансформировался, культура становится все более техногенной, а художественные стили варь-ируются от натурализма до абстракционизма.

2-й вопрос. «Художественные стили и направления конца ХІХ – начала ХХ вв.».

Второй вопрос семинарского занятия предполагает знакомство с такими известными явлениями художественной культуры, как импрес-сионизм и экспрессионизм.

«Ключ» к пониманию искусства ХХ в. лежит в таком направлении 70-х годов ХІХ в. как импрессионизм. Импрессионизм порвал с тысячелетними традициями живописи. Он сделал первый шаг по пути к абстракционизму, отказавшись от воспроизведения реальных форм и красок, ограничившись передачей впечатления. Становится главным принцип: не «что», а «как» изображать. С одной стороны, этот принцип связан с реализмом: что я вижу, как я чувствую, это и есть реальность.

Импрессионизм положил начало полному отказу от предметного искусства. А поиски нового, современного искусства были связаны

с кризисом старых ценностей, поиском выхода из духовного тупика, страхом перед будущим, трагическим мировосприятием. Целесообразно на примерах творчества импрессионистов (К. Моне,

Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) проанализировать основные принципы импрессионизма и экспрессионизма.

3-й вопрос. «Основные модернистские направления: кубизм, супрематизм, абстракционизм».

Рассматривая третий вопрос, необходимо помнить, что модер- низм выступает как совокупность практически всех направлений в искусстве ХХ в. и проявляет себя через фовизм, кубизм, абстракционизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм.

Следует заметить, что расположить эти течения в общем потоке искусства ХХ в. можно либо в хронологическом порядке, т.е. по времени появления первых произведений художников-единомыш-ленников, либо квалифицируя их по направленности, творческим целям, обращая внимание на заложенный в названии смысл.