Важно подчеркнуть, что общим для них был отказ от принципа отражения реальной действительности посредством передачи формы, цвета, символов и знаков, либо передачи чувств, ощущений, так называемые иррациональные течения (не постигаемые разумом, мышлением, а основанные на чувствах, воле, ощущениях). Например, первым направлением модернизма принято считать кубизм. Кубисты исходили из того, что все предметы и явления могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Суть этого направления можно понять, изучив произведения художников-кубистов. Необходимо обратить внимание на то, что это авангардистское течение (П. Пикас-со, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пикабио, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже и др.) выдвинуло на первый план формальные эксперименты – констру-ирование объёмной формы на плоскости, выявление простых устойчи-вых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. В этом проявилось самое отличительное свойство кубизма: максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое ещё импрессионистами.
Абстракционизм наиболее полно олицетворял модернизм и был символом всего искусства ХХ в. в абстрактной живописи предмет-ности противопоставлена беспредметность: здесь нет ничего, кроме чистых элементов композиции и цвета, и это наиболее полно нашло отражение в супрематизме.
Творческие возможности абстракционизма не исчерпаны и до нашего времени. После второй мировой войны абстрактное искусство
распространилось по всему миру и определило характер всего современного искусства.
В рамках абстрактного искусства возникает такое направле- ние как супрематизм (франц. «превосходство», «господство»). Его теоретиком и первым автором стал Казимир Малевич. Поду- майте, почему «Черный квадрат» К. Малевича стал легендой в искусстве ХХ в.
4-й вопрос. «Иррациональные течения: дадаизм, сюрреализм и др».
Приступая к рассмотрению четвертого вопроса, следует иметь в виду, что на искусство ХХ в. большое влияние оказывали фи-лософия, психология, религия и другие формы общественного сознания. Поэтому, анализируя иррациональные течения, важно поинтересоваться биографией художника, его взглядами, отношением к известным теориям того времени. В частности, к учению Анри Бергсона об интуиции и теории Зигмунда Фрейда о бессознательном, которые считали, что суть явлений можно постичь не разумом, а только интуицией.
Особенно ярко это проявилось в таких направлениях, как сюр-реализм (от франц. – надреализм, сверхреализм), провозгласившего изображение сферы бессознательного главной целью искусства, и дадаизм, отрицание культуры которым было доведено до предела (С. Дали, П. Элюар, А. Бретон).
5-й вопрос. «Постмодернизм как изменение стиля. Основные пред-посылки формирования художественных стилей ХХ в.».
Рассмотрение пятого вопроса следует начать с тенденций культурного развития ХХ в., которые повлияли на формирование постмодернизма: глобализация, идеологизация, расширение куль-турного пространства, ускорение темпов культурных трансформаций, консьюмеризм, сближение высокой культуры и повседневной жизни.
Исходя из этих тенденций, важно выделить характерные черты постмодернизма: эклектизм, цитатность, коллажность, ироничность, антифундаментализм, деконструкция, неогедонизм и др.
Целесообразно показать их проявление в различных видах искусства многих стран (Италия – С. Киа, Ф. Клементе, Э. Кукки, М. Палладино; Германия – А. Пенн; Франция – Ж. Гаруст ; Россия – Б. Акунин и др.), подчеркнув при этом, что постмодернизм – один из новых этапов в цепи закономерно меняющих друг друга направлений культуры, сформировавшихся в 70-е годы ХХ в.
Литература: [2,6,7,10,11,16,30,35,36,40].
Вопросы для самоконтроля
1. С какими изменениями в культуре связаны особенности искус-ства ХХ в.?
2. В чем сущность реалистического и условного искусства?
3. Что такое постиндустриальное общество и каковы его куль-турные характеристики?
4. Каково содержание и социальные функции постмодернизма в культуре?
5. Как процесс дегуманизации в ХХ в. отразился в художест-венном творчестве?
6. Что представляют собой современные культурные войны?
7. Какие особенности имеет язык современной культуры?
Ключевые понятия и термины
Абстракционизм (лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве ХХ в., творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) искусства, прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма изложил В.В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910). Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний (ранний В. Кандинский) и создание геометрических абст-ракций (П. Сезан, кубисты, О. Розанова, А. Попова, К. Малевич и др.).
Авангардизм (франц. avant-garde – передовой отряд) – термин, обозначающий течения в искусстве XX в., которые, порывая с реа-листической традицией, усматривают в ломке устоявшихся эстети-ческих принципов, способов построения художественной формы основной путь к достижению искусством своего назначения. Твор-ческая природа авангардизма, как считают некоторые искус-ствоведы, во многом связана с динамикой научно-технического прог-ресса, решительно изменившего облик и ритм современного мира, с развитием отвлеченного мышления.
Глобализация – распространение действия определенного фактора
в ряде стран, за пределами какой-либо государственной территории, во всемирном масштабе.
Дадаизм («дада» – детский лепет, лошадка и т. п.) – течение в искусстве, связанное с отрицанием культуры: литература превратилась в хаос словесного мусора, изобразительное искусство, объемное или
приделанное к холсту, также включало обрывки фотографий и газет, мочалки, битое стекло и прочее. Музыка представляла собой органи-зованный из бутылок и консервных банок шум.
Деконструкция – тенденция в современной западной культуре,
эстетике, направленная на «смешение» традиционных ценностей и истин.
Консьюмеризм (лат. consumptio – потребление) – движение в защиту прав потребителей в их отношениях с продавцами; объеди-нение потребителей в союзы как на общественных началах, так и под эгидой государства.
Кубизм (термин «кубизм» был впервые использован в 1911 го- ду) – авангардистское течение (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пи-кабиа, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже) выдвинуло на первый план формальные эксперименты – конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма – максимально возможное разру-шение законов перспективы, начатое еще импрессионистами.
Модернизм (франц. mоdern – новейший) – общее условное обозначение направлений искусства ХХ века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Характерные черты стиля модерн: стремление к эстетизации окру-жающей человека среды, подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы, зрелищность и декоративность.
Постмодернизм – новый, последний сверхэтап в цепи зако- номерно меняющих друг друга на протяжении истории направле- ний культуры. Постмодернизм – общее направления развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е годы ХХ в. Постмодернизму свойственно: поиски универсального художест-венного языка, сближение и сращивание различных художественных направлений.
Сюрреализм (франц. surrealisme – буквально, сверхреализм) – мо-дернистское направление в искусстве ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененный субъективные ассоциации. Сюрреализм сложился в 20-х годах ХХ в., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 30-х годов ХХ в. (художники С. Дали, Х. Баум, И. Танги). Главными чертами стали погоня за сенсацией, пугающая противоестественность
сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.
Эклектизм (греч. eklektikos – выбирающий) в искусстве – отсутствие единства целостности, формальное, механическое соеди-нение разных стилей.
Тема 4. ТРАДЫЦЫЙНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛАРУСАЎ
1. Мастацкія рамёствы і промыслы.
2. Жыллё беларусау. Асноўныя тыпы беларускіх паселішчаў і за-будовы сядзіб.
3. Беларускі нацыянальны касцюм.
4. Беларускі народны каляндар: святы і абрады.
Пры разглядзе дадзенай тэмы студэнт павінен абапірацца на тыя веды, якія ён засвоіў пры вывучэнні школьных курсаў гісторыі Беларусі, беларускай літаратуры, сусветнай мастацкай культуры. Мэта, якую студэнт павінен рэалізаваць пры падрыхтоўцы да занятка, – усвядоміць культурныя традыцыі, зразумець асаблівасці культуры беларускага народа. Задачы: набыць необходны мінімум тэарэтычных ведаў па дадзенай тэме; развіваць навыкі аналізу і сістэматызацыі атрыманага матэрыялу, устанаўліваць прычынна-выніковыя сувязі; выхоўваць у сябе пачуццё павагі да нашай мінуўшчыны, да традыцый і гісторыі беларускага народа.
Неабходна памятаць, што народная культура базіруецца на глыбо-кіх традыцыях, якія адлюстроўваюць асаблівасці вытворчай дзейнасці, духоўны патэнцыял народа, яго “энергетычны рэсурс”. Да тыповых рыс беларускай культуры адносяцца: 1) этнаграфічнасць, якая захоў-ваецца ў народных фальклорных вытоках сучаснай культуры Беларусі; 2) адкрытасць, беларуская культура пастаянна адчувае ўплыў іншых культур; 3) складанасць, супярэчлівыя тэндэнцыі развіцця, якія знайш-лі адлюстраванне ў цыклічнасці этапаў пад’ёму і заняпаду нацыя-нальнай культуры; 4) поліэтнічнасць, ці поліканфесійнасць.