Смекни!
smekni.com

Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех факультетов заочной формы обучения (стр. 6 из 8)

Обратите внимание на тот ключевой момент, что представители разных религий вкладывают в понятие «Библия» неодинаковое содержание.

Так, для представителей иудаизма Библия – это комплекс книг, написанных до нашей эры, отобранных как священные из прочей литературы древнееврейских ученых-богословов и сохранившихся на древнееврейском языке. Запомним: таких книг 39. Эти 39 книг и их древнееврейский текст иудаистами, а потом и христианами объ-являются каноническими (обратитесь к словарю терминов и выясните смысл этого понятия).

Важно подчеркнуть, что если для иудаизма этим и ограничивается вся Библия, то для христиан эти 39 книг составляют каноническую часть ветхозаветной (древнейшей) части Библии. Для них, кроме Ветхого завета, в Библии обязателен и наиболее важен еще и Новый завет – комплекс из 27 специфически христианских книг, написанных в І – ІІ вв. н.э., дошедших до нас на эллинистическом греческом языке. Новый завет категорически отвергается иудаистами.

Если 27 книг Нового завета абсолютно едины для всех христиан, то во взглядах на Ветхий завет у христиан есть разногласия. Поэтому

необходимо выяснить, обратившись к рекомендованной литературе, в чем состоят эти различные подходы. Что означает богодухновенность Библии и кто разделяет подобную точку зрения. Далее рассматриваем место и время действия в Библии, анализируем проблему авторства библейских текстов. Известно, что языками Библии являются древнееврейский, арамейский, греческий.

Так как Библия – это книги Священного писания Ветхого и Но-вого завета, то далее студенту предстоит прочитать о происхождении книг Ветхого завета, его авторах, структуре (Пятикнижие, книги

исторические, учительские и книги пророков).

Далее. Книги Нового завета – время создания, авторство, структу-ра. Обратившись к словарю терминов, выясняем, что означает слово «евангелие» (благая весть). Открыв Библию, видим, что евангелий четыре – отсюда термин: четвероевангелие. Запомним, что первые три: от Матфея, Марка, Луки называют синоптическими, в них дается описание земной жизни Иисуса Христа, четвертое – от Иоанна, отличается от них чем?

2-й вопрос. «Место Библии в мировой культуре. Эстетическая ценность Библии и ее роль в художественном творчестве».

Таким образом, получив необходимые знания по первому вопросу, рассматриваем:

1. Историческое содержание Библии. Сведения об исторических материалах – в книгах Иисуса Навина, Судей, книгах Царств и Паралипоменона, книгах пророков Исаии, Иеремии, Иезекшия, книгах Ездры, Неемии и малых пророков. Разумеется, следует помнить, что все эти книги не летописи, но при сравнительном изучении, привлекая разные материалы, Библия становится важным историческим документом.

2. Медицинские материалы (например, книги Левит).

3. Фрагменты древних сказок и мифов, а также древних литера- турных памятников, являющихся общечеловеческим культурным наследием.

4. Социально-политические документы (первые редакции записей кодексов Яхвиста и Элахиста, и апокалипсические размышления о судьбах мира и евреев, принадлежащие пророку Даниила, а также раз-мышления автора Апокалипсиса – о судьбах мира и народов и т.д.)

5. Библейские пророчества – книги пророков-судей (Девора и Са-муил), пророков-писателей (Амос, Исайя, Даниил), пророка-политика (Иеремия), пророчества Нового завета.

Необходимо отметить, что в глазах верующего человека чудеса и пророчества Библии всегда были свидетельством богодухновенности Священного писания.

Так, историки и этнографы выделяют в Библии серию чудес, кото-рые относят к странствующим сюжетам, присущим многим мифам, легендам и сказкам.

Второй, типичной для Библии категорией чудес, по их мнению, являются чудеса естественные, как их иногда называют. Считается, что чуда, по существу, не было, а было естественное явление, поразившее в свое время воображение людей.

Любопытные сведения дает нам и анализ библейских пророчеств. Что это: предзнание или миф? Очевидно, что ответ на этот вопрос не однозначен. (Студент имеет возможность более подробно ознакомиться с этим по рекомендуемой литературе).

Подробно изученный в школе предмет «Мировая художественная культура» дает необходимые фактологические данные для обосно-вания эстетической ценности Библии и ее роли в художественном творчестве. Целесообразно сформулировать самостоятельно вывод о вкладе Библии в мировую и национальные культуры (последнее

делаем на примере Беларуси).

3-й вопрос. «Нравственно-дидактическое содержание Библии. Нравственные задачи человека в христианской традиции».

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм, призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхоза-ветные заповеди, евангельские «заповеди блаженства» (см. Нагорную проповедь Иисуса Христа, Евангелие от Матфея, гл.5–7) и другие но-возаветные нравственные наставления. Отметим, что в своей совокуп-ности они составляют то, что можно назвать кодексом христианской морали. Христиане считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению.

Анализируя проблему, следует подчеркнуть, что заповеди ветхо-заветного десятисловия (см. кн. Исход, гл. 20) имеют запретительный характер. Они перечисляют то, чего человек не должен делать. Ново-заветная христианская мораль, сохранив ветхозаветный запрети-тельный кодекс, дополнила его рядом норм, которые составили то, что можно назвать положительным нравственным идеалом христианства. В наиболее концентрированном виде этот идеал обрисован в Нагорной проповеди Христа.

Завершить рассмотрение третьего вопроса необходимо размыш-

лениями о нравственных задачах человека в христианской традиции, о месте и роли Библии в мировой культуре и современности. Отправной точкой является евангельский призыв «возлюби ближнего твоего как самого себя», который выражает провозглашение всеобщей любви и всепрощения в христианстве. Обдумайте применимость данного прин-ципа в жизни современного человека, подберите аргументацию для обоснования своей точки зрения.

В основании всякого кодекса морали лежит определенный исход-ный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей.

Христианство, как видим (см. Нагорную проповедь), имеет свой критерий различения добра и зла. Характерно, что провозглашение всеобщей любви и всепрощения в христианстве сопровождается проповедью непротивления злу. Теория непротивления злу насилием считается одним из самых привлекательных составляющих христианс-кого духа. Проанализируйте, почему в современном обществе проповедь всеобщей любви остается нередко абстрактным благим пожеланием и осуществим ли принцип непротивления в практической жизни? Христианский идеал человека и добродетельной жизни нельзя недооценивать как фактор нравственного совершенствования на современном этапе религиозного возрождения в нашей стране.

Литература: [ 13,20,21,24,26,28,29,34,36,45,47,50,54,56].

Вопросы для самоконтроля

1. Время и место действия Библии.

2. Состав и структура Библии.

3. Языки Библии.

4. Что такое библейский канон?

5. Что такое апокрифы?

6. Какая книга является первой в Библии?

7. Сколько Евангелий входит в состав Нового завета?

8. Какая книга является завершающей Библию?

9. Кто первым перевел Библию на белорусский язык и когда?

10.Какие наиболее употребимые «библеизмы» вы можете назвать?

11.Какие известные литературные, живописные и музыкальные произведения, созданные на библейские сюжеты вы знаете?

12.В чем вы видите духовный потенциал нравственного содержа-ния Библии для современной молодежи?

Ключевые понятия и термины

Авраáм – библейский патриарх, чтимый в иудаизме, христианстве и исламе (в последнем под именем Ибрахим). С Авраамом связывают начало веры в единого бога и заключение договора (завета) с Богом.

Ад и Рай – согласно религиозным верованиям места, куда отправ-ляются души умерших людей; ад (греч. – подземное царство) – место посмертных мучений грешников; рай (древнеевр. «эдем») – пос-мертное местопребывание праведников.

Адáм (древнеевр. – человек) – согласно Библии, первый человек на земле, созданный Богом по своему образу и подобию из праха земного на 6-й день творения после создания всего сущего (Быт. 1: 26-27; 2: 7, 5; 5: 1-2 ).

Áнгелы (греч. и лат. – вестник) – по верованиям иудеев, христиан и мусульман – созданные Богом бесплотные сверхъестественные существа, обладающие свободной волей и возвещающие людям божью волю.

Апокáлипсис (греч. – откровение) – откровение святого Иоанна Богослова – одна из книг Нового завета, принадлежащая по христианской вере Иоанну Богослову, автору 4-го евангелия и 3-х посланий, вошедших в новозаветный канон. Откровения содержит пророчества о конце света, о борьбе между Христом и антихристом, страшном суде, тысячелетнем царстве божьем.

Антúхрист – по христианским представлениям, опирающимся на Откровение Иоанна Богослова, противник Христа, который должен появиться для последней борьбы против христиан перед концом света и вторым пришествием Христа; будет окончательно разбит и навсегда уничтожен.

Апóкрифы (греч. – тайный, секретный) – не вошедшие в канон и оставшиеся вне Библии рукописи и составляют апокрифическую лите-ратуру, сопутствующую Ветхому и Новому заветам, не признанную церковью. Существуют ветхозаветные апокрифы и новозаветные. Иудаисты называют их «посторонними книгами». У христиан слово «апокриф» первоначально относилось к произведениям одной группы христиан-гностиков, стремившихся сохранить учение в тайне. Позднее так стали называть раннехристианские писания, не признанные бого-вдохновенными. Новозаветные апокрифы делятся на «отреченные» (запрещенные) и дозволенные для чтения (но не для богослужения).