Смекни!
smekni.com

Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех факультетов заочной формы обучения (стр. 1 из 8)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра истории и культурологии

культурология

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Для студентов всех факультетов заочной формы обучения

Горки 2007

Рекомендовано методической комиссией при совете по гуманитаризации образования и воспитания 26.01.2007 (протокол № 5 ).

Составили: Э. Е. ГЕРАСИМОВИЧ, Г. А. ГУСАРОВА, С. В. ЗАРЯНКИНА, Т. Н. РЕШЕЦКАЯ, Г. Е. КАДАНЧИК.

Под общей редакцией Г. А. ГУСАРОВОЙ.

УДК: 008 (072)

Культурология: Методические указания /Белорусская государст-венная сельскохозяйственная академия; Сост. Э.Е. Герасимович, Г. А. Гусарова, С. В. Зарянкина, Т. Н. Решецкая, Г. Е. Ка-данчик,. Горки, 2007. 38 с.

Приведены планы семинарских занятий по культурологии и методические указания к ним, вопросы для самоконтроля, ключевые понятия и термины по каждой теме, а также тематика рефератов.

Для студентов всех факультетов заочной формы обучения.

Библиогр. 70.

Рецензенты:Н. А. ГЛУШАКОВА, В. А. СИДОРОВА, кандидаты ист. наук, доценты.

© Составление. Э. Е. Герасимович, Г. А. Гусарова, С. В. Зарянкина, Т. Н. Решецкая, Г. Е. Каданчик, 2007

© Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2007

ВВЕДЕНИЕ

Культура является одним из важнейших элементов человечес- кой жизнедеятельности. Она пронизывает все сферы человеческой жизни – от материального производства до тончайших проявле- ний человеческого духа. Культура воздействует на труд, быт, досуг, стиль мышления, т. е. на весь образ жизни общества и человека.

Происходящие в нашей республике глубокие преобразования в сфере политики, экономики, культуры требуют глубокого осмысления культурного наследия. Только всесторонне образованный человек с высоким уровнем общей культуры может найти новые, нетради-ционные решения различных проблем, что так необходимо в условиях рыночной экономики.

В настоящее время изучение курса «Культурология» является одним из важных элементов общеобразовательной подготовки студен-тов высших учебных заведений Республики Беларусь, в том числе и сельскохозяйственного профиля. Быстрота, нестандартность мышле-ния специалистов будут определяться не только объемом узкопрофес-сиональных знаний, но и эрудицией, широтой кругозора.

Изучение учебного материала по курсу «Культурология» в высшей школе должно обеспечить студенту:

знание:

· основных понятий культурологии;

· ключевых моделей культурологического знания (философии и теории культуры);

· персоналий культурологического знания;

· прикладных аспектов культурологии;

умение характеризовать:

· культуры прошлого и современности с позиций многомерности;

· культурные процессы в их конкретно-историческом своеобра-зии;

· культуру личности и межличностных отношений в условиях многообразия интересов и культурного плюрализма;

умение анализировать:

· роль культуры и религии в жизни человека и общества;

· основные культурные эпохи, стили и образцы;

· соотношение традиций и инноваций в культуре;

· национальное и общечеловеческое в культуре, проблемы

межкультурной коммуникации;

приобретение навыков и качеств:

· межкультурной коммуникации и диалога;

· культурной и религиозной толерантности, веротерпимости.

Настоящее издание подготовлено в соответствии с требованиями государственного стандарта и типовой программой по курсу «Куль-турология», а также с учетом опыта преподавания культурологии в БГСХА.

Методические указания предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей Белорусской государственной сельско-хозяйственной академии. Для рассмотрения на семинарских занятиях вынесены проблемы развития культуры, которые требуют особого внимания и всесторонннего осмысления. Свою главную задачу авторы видели не только в создании базы необходимых систематических знаний, но и в формировании представлений об особенностях переломных культурно-исторических эпох.

Используя данное пособие, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать имеющиеся знания по выделенным темам семинара, найти ответы на вопросы в имеющейся литературе, сосредоточить внимание на ключевых понятиях и терминах, сформу-лировать примерную структуру ответов на вопросы семинарских занятий, да и в целом по курсу «Культурология».

Тема 1. КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

1. Основные характеристики античной культуры.

2. Религиозные верования древних греков и римлян. Античная мифология.

3. Празднества и театр в культуре античности.

4. Античная архитектура. Градостроительство.

5. Древнегреческая скульптура. Римский скульптурный портрет.

Античная культура (культура Древней Греции и Рима) стала фунда-ментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят лите-ратурные жанры и философские системы, архитектурные и скульп-турные приемы, основы астрономии, математики, естествознания.

Античность в узком смысле слова – культура Древней Греции и Ри-ма, а в более широком – древнейший этап в истории любой культуры.

1-й вопрос. «Основные характеристики античной культуры».

Изучение первого вопроса следует начать с периодизации культуры античности. Хронологически история культуры Древней Греции делится на пять основных этапов:

- крито-микенская культура (IIIII тыс. до н.э.);

- гомеровский этап (XIIX вв. до н.э.);

- архаический период (VIIIVI вв. до н.э.);

- классическая Греция (V в. до н.э. до последней трети IV в. до н.э.);

- эллинизм (IVI в. до н.э.);

Римская цивилизация стала последней страницей в истории антич-ной культуры, просуществовав более двенадцати веков (VIII в. до н.э.– V в. н.э.), и в ней принято выделять:

- царский период (VIII –VI вв. до н.э.);

- республиканский период (V – I вв. до н.э.);

- императорский период (I – V вв. н.э.).

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание гово-рить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот.

Само слово «Рим» было синонимом величия, славы и военной доблести, богатства и высокой культуры. «Все дороги ведут в Рим», –

гласит известная поговорка, ибо со всего света устремлялись туда

многочисленные путешественники, купцы, любители приключений и искатели сокровищ.

Особое внимание при изучении названной темы нужно уделить

характеристике античной культуры, сопоставив Древнюю Грецию и Рим. Так, для Греции наиболее важными стали:

· разработка принципов гражданского общества, демократии, публичности и состязательности во всех сферах общественной жизни;

· формирование идеалов чести, достоинства и патриотического служения свободного гражданина, посвящения себя родине, испол-нению общественного долга;

· переход к рациональному пониманию мира;

· становление литературы как формы авторского художест-венного творчества (Софокл, Эсхил, Еврипид, Аристофан и т.д.) и науки как самостоятельной сферы культуры.

Рассматривая типологические черты древнеримской культуры, важно отметить:

· доминанту государственно-политического измерения, развитие общественно-политической мысли;

· значение моральных ценностей;

· интерес к истории, психологии, философии;

· создание классической литературы древнего мира (Вергилий, Овидий, Гораций);

· прагматизм римской жизни.

2-й вопрос. «Религиозные верования древних греков и римлян. Античная мифология».

Во втором вопросе можно условно выделить две части. Первая ориентирует на анализ религиозных верований греков и римлян. На примере Греции и Рима необходимо раскрыть пантеон богов и героев. Так, исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным. Затем утверждаются олимпийские боги, подчиненные власти одного бога, – Зевса. Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, ремесел; Гермес – бог торговли; Афродита – богиня любви и красоты и т.д. О богах рассказывается в греческих мифах. Древние мифы содержали и «ростки» реальных знаний о мире. Олицетворение сил природы в образах богов и героев, наделенных чертами живых людей, имело для греков притягательную силу. Для эллина боги были воплощением наиболее совершенных свойств человека.

В древнеримской мифологии почитались Юпитер, Юнона, Диана Виктория. Особой любовью пользовался Геракл, чьи 12 подвигов были очень популярны и стали сюжетами многих художественных произ-

ведений.

Римский пантеон не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, так как считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Следует обратить внимание на тот факт, что с І в. н. э. в восточных провинциях Римской империи начинается расп-ространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед Богом. В начале IV – VI вв. н.э. христианство стало официальной религией Римской империи.

Что касается античной мифологии, важно найти ответ на вопросы соотношения мифологии, религии и философии в античной культуре, привести примеры крылатых выражений, пришедших из античности. Целесообразно подумать над вопросом: почему же именно мифы небольшого греческого народа легли в основу общечеловеческой культуры и так глубоко проникли в представления современного человека?