Первое- получение рекомендации Художественно-технического совета. Второе - сертификация изделия. Для этого вместе с образцом изделия и конструкторской документацией необходимо также представить техническое описание изделия и технологический процесс его производства.
Третье - конструкторская, техническая, технологическая и организационная подготовка.
Конструкторская подготовка- разработка рабочей конструкторской документации на изделие.
Техническая подготовка: отработка конструкций изделий на технологичность; разработка технологической оснастки, нестандартного оборудования, приспособлений, режущего и измерительного инструмента; разработка технологических процессов изготовления изделий, расчет потребного количества материалов; разработка технологических планировок цехов и участков и выполнение необходимых расчетов (производственной мощности, длительности производственных циклов, внутризаводского транспорта, производственных и вспомогательных площадей и т. п.).
При уже сложившемся производстве решению подлежат лишь некоторые из этих задач.
Технологическая подготовка: разработка технологических процессов изготовления изделий с выбором наиболее рациональных способов изготовления деталей и сборочных единиц.
Организационная подготовка включает материально-техническое обеспечение производства по выпуску новых изделий.
После выполнения подготовительных работ выпускается небольшая партия новых изделий. По ней оценивают качество новых изделий, выявляют недостатки в подготовке производства и принимают меры к их устранению. На этом этапе дизайнеры, конструкторы и технологи осуществляют авторский надзор.
При единичном производстве изделий (это имеет место при изготовлении мебели по индивидуальным заказам) процесс проектирования значительно сокращается: все проектирование ограничивается эскизным проектом, который согласовывается только с заказчиком. Других согласований и утверждений проекта, а также сертификации изделия не требуется.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите стадии проектирования
2. Порядок постановки изделия на производство
3. Что включает в себя техническая и технологическая подготовка производства
Тема 4.2 Основы художественного проектирования конструирования изделий из древесины
Методика расчета и основные правила конструирования изделий. Системы автоматизированного проектирования изделий. Эргономические, конструктивные, технологические требования к мебельным и столярным изделиям. Эстетические аспекты проектирования изделий (форма и конструкция изделий, цвет в мебели и интерьере).
Методические указания
Для расширения разнообразия мебели используются приемы комбинаторики (из тех же унифицированных элементов), применяются различные облицовочные, отделочные материалы, варианты облицовки и отделки, цветового решения, декорирования, а также оригинальная фурнитура.
Под декорированием следует понимать целенаправленные действия (дизайнера в процессе проектирования, столяра в процессе изготовления мебели) для придания изделию определенного декоративного внешнего вида. Мебель, изготовленная с использованием тех или иных приемов декорирования- это мебель декорированная.
Один из старинных и наиболее известных способов декорирования изделий основан на художественной обработке древесины. При этом используются многие положительные качества этого материала — разнообразие текстуры и цвета, возможности его механической обработки, отделки, мозаика, резьба, точение, роспись и др. В одном изделии могут совмещаться несколько видов художественной обработки, например резьба и роспись, резьба и декоративное облицовывание, точение и декоративное облицовывание и др.
Художественная обработка и приемы декорирования на ее основе могут быть двух типов:
1) декорированию подвергаются элементы изделия, выполняющие конструктивную функцию;
2) специальные декоративные элементы выполняются отдельно и затем накладываются на конструктивные (так называемый «накладной декор»).
В практике проектирования и изготовления мебели используются оба приема декорирования.
Наиболее распространенными видами художественной обработки конструктивных элементов являются мозаичные наборы и резьба. Сюда можно отнести также роспись, токарную обработку и обработку пескоструйным или дробеструйными способами (стекла).
Мозаика - это орнаментальное или сюжетное изображение из однородных частиц или разных материалов (камня, стекла, дерева, кости и т. д.). Простейший вид мозаики
представляет собой фигурный набор облицовок, выполненный из шпона разных по цвету пород древесины. Из более художественных видов мозаики известны инкрустация, интарсия, маркетри, блочная мозаика.
Инкрустация - это украшение узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева и других материалов, которые врезаются в украшаемую поверхность заподлицо и отличаются от нее цветом или материалом.
Интарсия - инкрустация деревом по дереву.
Блочная мозаика получается в результате склеивания блоков из брусков различных пород древесины или окрашенных в разные цвета, распиливания их на тонкие пластинки и наклеивания этих пластинок на декорируемую поверхность в виде различных орнаментов.
Маркетри -составление рисунков из шпона различных пород. Маркетри используют при изготовлении сувениров, оформлении интерьеров, а иногда и в производстве мебели.
Одним из наиболее древних способов художественной обработки древесины является резьба.
Фоном для плосковыемчатой резьбы служит плоская поверхность, а рисунок образуют выемки различной формы. В зависимости от формы выемок и характера рисунка такая резьба подразделяется на геометрическую и контурную.
Геометрическая резьба выполняется в виде двух-, трех-, четырехгранных и скобчатых выемок. Такая резьба применяется для украшения предметов домашнего обихода.
Контурная резьба выполняется в виде тонких двугранных выемок различной формы и ширины по всему контуру рисунка (это могут быть цветы, фигурки людей, птицы, животные и т. п.). Такая резьба нередко употребляется в сочетании с другими ее видами, а также с росписью.
Рельефная резьба имеет более высокий рельеф, а фон при этом углубляется. Формы рисунка не имеют плоской поверхности. Рельефная резьба бывает барельефной и горельефной. Рельефная резьба очень выразительна, и декоративна, поэтому раньше она была широко распространена. В настоящее время ее применяют реже, например при оформлении общественных интерьеров (настенное панно), при изготовлении мебели. Рельефная резьба может выполняться отдельно от изделия (в том числе с применением копировально-фрезерных станков), а затем накладываться на него (накладная резьба).
Элементы токарной работы в изделиях мебели выполняют конструктивную функцию, но нередко их используют и в чисто декоративных целях. Точеные детали применяются для ножек различных изделий, спинок диванов, кресел, кроватей, ограждений двухъярусных детских кроватей и т. д., а также используются при изготовлении фурнитуры.
В практике производства мебели широко используют различные виды накладных декоративных элементов. Среди накладного декора широкое распространение имеют профильные планки и раскладки. Профильные планки накладывают на всю длину или ширину щитовых деталей (так называемый погонажный декор) или в вид рамок. С помощью профильных раскладок крепят стекла, филенки и оформляют кромки щитов (раскладки выполняют также и конструктивную функцию).
Одними из наиболее сложных, но и высокохудожественных видов накладного декора являются рельефные элементы, форма которых выработана длительной историей развития художественной обработки древесины..
Функцию декоративных элементов в мебели может выполнять лицевая фурнитура. В одних случаях она относительно нейтральна, в других - является сильным декоративным акцентом, особенно если выделяется формой, материалом, цветом.
Эффект декорирования может быть достигнут при умелом использовании таких облицовочных материалов, как натуральные и искусственные кожи, монолитно-пористые пленки, ткани. Они имеют хорошие внешний вид и драпируемость, приятны на ощупь и могут эффективно использоваться в наборах для спален, мягкой и детской мебели. Эти материалы технологичны, не требуют отделки, позволяют осуществлять декоративное тиснение и получать изделия разнообразных форм.