Новеллой законодательства об авторских правах является установление возможности правообладателя требовать вместо возмещения убытков или взыскания дохода, полученного нарушителем, выплаты по судебному решению компенсации в твердо установленной сумме. Это гораздо легче, чем доказывать размер убытков и дохода. Размер компенсации очень значителен и в большинстве случаев вполне может покрыть ущерб, причиненный правообладателю.
Еще одной новой особенностью системы мер защиты данных прав, является включение в нее мер оперативного воздействия, применяемых судом еще до рассмотрения иска правообладателя. Определение судьи о запрещении ответчику изготовления, воспроизведения, реализации, использования экземпляров произведений, в отношений которых только предполагается, что они являются контрафактными, должно, по нашему мнению, стать очень эффективной оперативной мерой пресекательного характера.
В отношении объектов промышленной собственности, ситуация коренным образом изменилось с обретением Республикой Казахстан государственной независимости. В целях скорейшей интеграции в мировое экономическое сообщество было принято решение о внедрении на территории нашей страны патентной формы охраны объектов промышленной собственности и создание национальной патентной системы.
Суть патентной формы охраны заключается в том, что автор изобретения, полезной модели, или промышленного образца, или иное управомоченное им лицо для закрепления авторства и права использования технического достижения подает в уполномоченный государством орган (организацию) - патентное ведомство - заявку на получение удостоверенного авторитетом государства охранного документа - патента.
Чтобы быть объектами патентной охраны, изобретение, полезная модель и промышленный образец должны отвечать критериям патентоспособности, изложенным в ст.991 ГК РК и раскрытым в ст.6-8 Патентного Закона.
В целях предотвращения нарушения норм права промышленной собственности и защиты прав заявителей и правообладателей в республике действует апелляционный совет.1
Его функции определены Патентным законом, Законом о товарных знаках и на сегодняшний день осуществляются Комитетом по защите прав интеллектуальной собственности в порядке, предусмотренном Правилами подачи и рассмотрения в апелляционным совете возражений, связанных с патентованием и регистрацией объектов промышленной собственности.
Важную роль в применении норм права интеллектуальной собственности занимает административная и судебная практика защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, особенно на средства индивидуализации юридических лиц, или их товаров и услуг, и решение проблем, вытекающих из этой практики.
Одной из проблем в области защиты прав на фирменное наименование можно отметить сложившуюся ситуацию, когда одним и тем же фирменным наименованием пользуются несколько юридических лиц.
Председатель Комитета по защите прав интеллектуальной собственности Сахипова Н. отмечает, что в Казахстане административная и судебная практика защиты фирменных наименований только складывается, но уже из имеющихся прецедентов и действующего законодательства возникает следующая система мер такой защиты:
а) меры оперативного характера, включая меры самозащиты правообладателем фирменного наименования;
б) административно-правовые меры защиты;
в) судебная защита прав.1
Имеющаяся небольшая судебная практика рассмотрения дел, касающихся споров по объектам интеллектуальной собственности, выявила некоторые проблемы в их разрешении. Одной из таких проблем является рассмотрение дел, связанных с нарушением прав зарубежных авторов, чьи права нарушаются пользователями.
Одним из наиболее важных международных актов в области защиты интеллектуальной собственности является соглашение ТРИПС (Соглашение о коммерческих аспектах права интеллектуальной собственности1994г.).Оно предполагает установление стандартов защиты всех видов интеллектуальной собственности и контроль за соблюдением этих стандартов как внутри страны. Так и на границах между ними.
В соответствии со ст.2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» понятие авторского права определено как комплекс имущественных и личных неимущественных прав автора (ст.2).
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, независимо от их назначения, содержания и достоинства. Произведение как результат творческой деятельности автора, становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не подлежат правовой охране, но, несмотря на это, могут выступать в качестве объекта сделки.
Статья 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» определяет следующие произведения, являющиеся объектами авторского права:
1) литературные произведения;
2) драматические и музыкально-драматические произведения;
3) сценарные произведения;
4) произведения хореографии и пантомимы;
5) музыкальные произведения с текстом или без текста;
6) аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
7) произведения скульптуры, живописи, графики и другие произведения изобразительного искусства;
8) произведения прикладного искусства;
9) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
10) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
11) карты, планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
12) программы для ЭВМ;
13) иные произведения.
К аудиовизуальным произведениям законодатель относит произведения, состоящие из зафиксированных серий связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения их звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии: теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдофильмы и тому подобные, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (ст.2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»).
Произведение декоративно-прикладного искусства - двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовленное промышленным способом.
В казахстанском законодательстве к объектам авторского права также относятся программы ЭВМ. Определение «программа ЭВМ», используемое в гражданском праве РК схоже с определением, принятым в Директиве ЕС о правовой охране программ ЭВМ от 14 мая 1991г. Программа для ЭВМ определена как набор инструкций или правил, выраженных словами, цифрами, кодами, символами, знаками, диаграммами или в какой-либо другой форме, которые могут быть использованы в электронной вычислительной машине (ЭВМ) или другим компьютерным устройством, с целью выполнения заданной функции или предписанного задания или с целью достижения желаемого результата, включая также подготовительные материалы, полученные в процессе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. База данных - совокупность данных (статей, расчетов, фактов и так далее), представляющих по подбору и (или) расположению материалов результат творческого труда и систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
В юридической литературе предложено немало определений произведения как объекта авторского права. Так, например, большое распространение получило определение, данное В.И. Серебровским: «Произведение- это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной формы, допускающей возможность воспроизведения»1.
В этом и во многих других определениях подчеркивается, что произведение есть прежде всего благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. От нематериальной сущности произведения принято отделять форму его воплощения, то есть ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения. При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной.
Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей, образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право сохраняется в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено.
Вместе с тем нужно отметить, что авторское право распространяется не на все произведения. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер и объективная форма его выражения.