Смекни!
smekni.com

Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех факультетов (стр. 4 из 7)

Жизненная позиция – категория, характеризующая жизнедея-тельность личности и ее направленность в жизни, определяемая убеждениями, совестью, идеалами личности. Выражается в отношении к идеалам, целям, установкам, характеризуя последовательность, принципиальность, решительность в отстаивании личностью своих взглядов, убеждений, в реализации их на деле, в единстве слова и дела.

Заповедь – нравственная норма, выработанная и закрепленная в опыте человеческого поведения. Обозначает определенное требование общества, коллектива, обращенное к каждому члену коллектива.

Зло – категория этики, которая обозначает негативные стороны дея-тельности людей и отношений между ними; то, что противоречит требованиям морали и заслуживает осуждения, ибо вызывает разрушение тела или души человека. Формами проявления морального зла являются: глупость (как результат недостатка ума и личного нравственного опыта), слабость (как результат недостатка воли и самостоя­тельности), пороки (как следствие непосредственного аморализма личности).

Золотое правило нравственности – одно из древнейших норма-тивных требований, выражаю­щее общечеловеческое содержание нравствен­ности. Его наиболее распространенная форму­лировка: "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Императивность – понятие, фиксирующее пове­лительный, предпи-сательный характер нравственных требований.

Индивидуум – 1. Человек как единичное природное существо, представитель челове­ческого рода, носитель индивидуально своеобразных черт; 2. Отдель­ный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и деятель­ностью. Индивидуальность рассматривается как высший уровень само­развития личности.

Инновация – нововведение, новообразование; но­вая идея, которая отрицает прежние представления ли­бо существенным образом их изменяет.

Интериоризация – глубокое внутреннее усвоение субъектом каких-либо внешних явлений и воздейст­вий. В этике это понятие применяется, как правило, для обозначения процесса "присвоения" человеком нравственных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные (а не навязанные извне) цен­ностные ориентации.

Интуитивизм – философская и этическая пози­ция, утвержда-ющая идею приоритетности интуиции как внерационального и внеопытного способа постиже­ния действительности. В этике выражает идею "само­очевидности" высших нравственных ценностей.

Иррационализм – методологический принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании и отдающий предпочтение внерациональным формам ее постижения.

Искренность – качество, характеризующее личность и ее пос-тупки. Выражается в том, что личность делает и говорит, в верности самой себе.

Калокагатия – употреблявшийся еще в античной литературе тер-мин, обозначающий гармонию внутреннего и внешнего в человеке, единство добра и красоты.

Карма (в переводе "деяние") – понятие древнеиндийской этики, выражающее представление о зависимости человеческой жизни от совершенных ра­нее поступков. Карма связана с сансарой, т.е. каждое новое рождение предопределено предыдущим. Этический аспект понятия ярко выражен во всех вариантах его интерпретации: зло, в конечном счете, непременно приведет к несчастью, творение добра предопределяет счастье.

Конфликт нравственный – специфическая нравственная фор-ма проявления общественно-исторических противоречий; ситуация, возникающая при совершении выбора и принятии решения к действию, в которой сталкиваются противоположные позиции, убеждения и мотивы и возможны различные поступки, взаимно исключающие друг друга.

Конформизм – приспособленчество, отказ личности от самос-тоятельных решений.

Корректность – подчеркнуто официальная и несколько сухая вежливость, «игра» строго по правилам, умение человека в любых ситуациях оставаться самим собой.

Критерий – признак, удостоверяющий истинность или ложность явления, идеи, мерило оценки.

Культура речи – совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком; проявляется в

том, насколько правильно человек произносит слова, строит фразы, каким лексическим запасом он располагает.

Личность – субъект нравственной деятельности. Человек ста­новится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и зна­чение, способен ставить перед собой нравственные цели и выраба­тывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя (самовоспитание).

Любезность – стремление быть приятным и полезным другому человеку.

Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

Манеры – внешние формы поведения и обращения с другими людьми, совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация) и характерные для человека походка, жестикуляция, мимика.

Менталитет (ментальность) – определенный образ и тип мыш­ления; склад ума и характер чувств.

Мизантропия – нелюбовь к людям, человеконенавистничество.

Милосердие – сострадательная деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей и на все живое. В понятии милосердия соединяются два аспекта: духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи).

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительнос­ти и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убежде­ния, идеалы. Носитель мировоззрения – личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной сис­темы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Мораль – совокупность нравственных требований, выраженных в нормах, принципах и идеалах, на основе которых общество регулирует взаимоотношения между людьми, производит оценку человеческого поведения и явлений социальной и духовной жизни.

Моральное сознание личности – способность человека осознавать нравственные требования, предъявляемые к нему обществом,

контролировать свое поведение и руководствоваться нормами морали в своей практической деятельности.

Моральный выбор – акт моральной деятельности, заключаю-щийся в том, что человек самоопределяется в мире моральных ценностей и идеалов, а также способов их реализации, в линии поведения или в отдельных поступках.

Невербальное общение – язык жестов и мимики, включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Ненасилие – моральный принцип, форма общественного созна­ния, выражающая интеллектуальное, физическое и нравственное разви­тие людей, а также гуманизацию общественной жизни (в труде, в быту).

Нирвана (в переводе "угасание") – одно из главных понятий в философско-этическом мировоззрении Древней Индии. Не определяемое однозначно, оно описывается в широком диапазоне значений: как небытие, отрешенность от мира, высшее блаженство, экстаз. В буддийских текстах нирвана рассматривается как особое психологическое состояние, связанное с отсутствием желаний и достижением внутренней гармонии, устраняющей необходимость любого внешнего проявления. В джайнизме понимается как состояние души, позволяющее отрешиться от мира и испытать высшую степень удовлетворенности бытием. Достижение нирваны является результатом слияния человека с духовным абсолютом и обосновывается большинством философских школ в качестве смысложизненной цели.

Нонконформизм – несогласие, противостояние устоявшимся нра-вам и порядкам.

Норма моральная – форма нравственного требования, кото-рая выступает как нравственный закон для личности.

Нормативная этика – обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций должного определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни».

Нравственная культура – степень восприятия личностью куль-туры общества; показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках личности, в ее поведении. Вклю­чает освоенный личностью опыт человечества, который помогает

поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Нравственная ответственность – ответственность личности за свои поступки перед самим собой и перед другими людьми.

Нравственная свобода – категория этики, характеризующая возможность и способность человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою собственную, под­линно человеческую сущность. Представляет собой диалектическое единство моральной необ-ходимости и субъективной добровольности поведения, способность приобретения человеком власти над своими поступками.

Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали, впер-вые встречается в «Словаре Академии Российской» в 1793 году.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений или, наоборот, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности.