Не секрет, что в настоящее время в мире вес, значимость страны определяет не мощь вооруженных сил и даже не объем бюджета, в том числе направляемого на финансирование армии, а глобальная конкурентоспособность национальной экономики.
Одним из важнейших путей к обеспечению глобальной конкурентоспособности страны является современная, эффективная финансово-банковская система. Понимая это, некоторые экономисты предлагают заставить нашу банковскую систему работать и развиваться быстрее остальных сегментов экономики, чтобы банковский сектор рос опережающими темпами по сравнению с другими секторами экономики, обеспечивая дополнительные стимулы для общего экономического подъема, то есть фактически предлагается сделать банковскую систему сверхприбыльной, для притока денежных, интеллектуальных и прочих инвестиций. Чтобы банковская система потянула за собой оставшиеся сегменты экономики [11;65-66].
Однако такая постановка вопроса представляется экономически и логически необоснованной. Более продуктивен, по нашему мнению, другой подход. Необходимо дать возможность банкам расти снизу, то есть определиться: сколько и каких банков нам нужно на местном, региональном уровне. А Правительство РФ и Центральный банк РФ должны помочь регионам и банкам создать действительно оптимальную, эффективную банковскую систему. Это – более сложный, трудный подход. Но именно он позволит России выйти из сложного экономического положения.
Ведь если не считать Москву, Петербург и несколько крупных промышленных центров, то банковское обслуживание в целом по стране развито неудовлетворительно. Это говорит о слабо развитой конкуренции в банковском деле (за исключением конкуренции банков-гигантов).
В ряде регионов существует проблема отсутствия банков, либо наличия их столь мизерного количества, что это свидетельствует о монополизации банковского рынка и отсутствии конкуренции.
Банк-монополист диктует условия для своих клиентов. Поэтому, видимо, целесообразно рассмотреть вопрос о развитии сети небанковских кредитных организаций (учитывая, что нередко в регионах нет ни капитала, ни бизнеса для банков или даже для филиалов крупных банков).
Отдаленность банка от клиентуры – другой важнейший вопрос. Мы говорим о необходимости привлечения средств населения для инвестиций. Но в результате того, что банки все более отдаляются от населения, решать эту проблему становится все труднее. Возможно, принятый 14.11.2002 г. Государственной Думой РФ Федеральный закон о гарантировании вкладов населения в банках позволит в определенной степени решить ее.
Эти вопросы должны быть в компетенции местных органов власти, которые сами определяют, какая структура банковской системы им необходима.
Понятно, что в силу особенностей экономического развития регионов, разного экономического потенциала, конъюнктуры местных финансовых рынков и т.д. для Калининградской области, Красноярского края или Брянской области структура банковской системы будет совершенно различная. Местные органы власти в регионах должны создать условия для ее формирования, оказывая прежде всего организационную и, возможно, материальную поддержку.
В настоящее время идет подготовка проекта Федерального закона «Об особых экономических зонах на территории Российской Федерации» и самостоятельного закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» (учитывая анклавное положение региона). Естественно, в этой связи, идет обсуждение вопросов функционирования финансово-кредитных институтов на территории Калининградской области. Очевидно, что в ОЭЗ следует предусмотреть определенные льготы для банков и других финансово-кредитных институтов (например, в части резервирования, налогообложения, сокращения числа обязательных нормативов и др.).
2.2 Дерегулирование банковского рынка.
Участники рынка банковских операций и услуг оказали влияние на правительства своих стран, и с конца 1960-х гг. в мире начался процесс законодательных реформ, охвативший большинство стран с развитой экономикой. Реформы были направлены на смягчение или полную отмену таких ограничений и запретов в области финансовой деятельности, как:
- территориальная экспансия банков (открытие новых учреждений, расширение филиальной сети, создание холдингов и т.п.),
- регулирование процентных ставок и тарифов на финансовые услуги (отмена предельных ставок по активным и пассивным операциям),
- введение в практику новых финансовых инструментов и новых видов обслуживания (например, открытие так называемых "гибридных" счетов, сочетающих характеристики текущего счета (счета до востребования) и срочного счета, предполагающего получение процентов владельцем счета);
- запрет на выполнение операций с корпоративными ценными бумагами для коммерческих банков, который был отменен, в частности, в США.
Принятие этих законодательных ограничений на разных исторических этапах имело целью оградить банковское дело от чрезмерного риска, разрушительной конкуренции, опасности лавинообразного развития банкротств, чреватых серьезными потерями для клиентов банков и для экономики в целом. Однако специфическое сочетание многих причин: резкое усиление конкуренции со стороны небанковских финансовых посредников и, как результат, падение прибыльности банков по сравнению с их соперниками; инфляция, сделавшая нетерпимой дальнейшую фиксацию цены банковских услуг, и, наконец, бурный рост финансовых инноваций в виде производных финансовых инструментов и услуг -диктовало необходимость отмены запретов и ослабления административного контроля над деятельностью банковских учреждений.
Развитие международной торговли, глобализация финансовых рынков также способствовали дерегулированию банковской деятельности. Достаточно сказать, что в 1965-1985 гг. общий объем кредитования в развитых странах Запада увеличился в 17 раз. Последствия этого процесса оказали как положительное, так и отрицательное воздействие на дальнейшее развитие банков и выражались прежде всего в ухудшении качества кредитных портфелей банков, принятии на себя значительных кредитных рисков.
В России процесс дерегулирования проходил в конце 1980-х гг. в форме резкого перехода от централизованной "монобанковской" системы к децентрализованной двухуровневой банковской системе, в которой четко разграничены функции центрального и коммерческих банков.
В этот период решение задачи построения эффективной и надежной банковской системы исполнительная и законодательная власти Российской Федерации в большей степени связывали с необходимостью установления экономических нормативов, принятых международным банковским сообществом. Поэтому были введены требования к достаточности банковского капитала, ликвидности, управлению рисками, усложнялся порядок регистрации банков, вводились повышенные требования к учредителям и другим участникам банков и т.д.
Все это действительно было необходимо. И принятые меры были абсолютно оправданы для обеспечения поступательного развития банковской системы страны. Однако такой подход охватывает лишь одну сторону проблемы. Простое увеличение количества экономических нормативов (с 5 в 1989-1991 до 18 в настоящее время), во многом формальный подход к процессу финансового анализа деятельности коммерческих банков не могут решить проблему повышения качества работы банков, их надежности. В системе оценки деятельности российских банков сегодня отсутствуют многие качественные характеристики банка, включая такой важный компонент, как качество его менеджмента. Известно, что можно иметь банковский капитал, но при низком качестве управления им его размещение окажется не на должном уровне, как и обеспечение сочетания интересов кредиторов, собственников и менеджмента банков.
2.3 Усиление конкуренции в банковском деле.
Дерегулирование и либерализация законодательства в мировой банковской практике способствовали накалу борьбы как внутри отдельных групп финансовых посредников, так и между ними. Например, “оптовые” банки, ориентировавшиеся на операции с корпоративными партнерами и состоятельными клиентами, начали преобразовываться в “розничные” институты с целью привлечения населения и мелких фирм, аккумулируя мелкие сбережения, предоставляя потребительские и ипотечные ссуды, а также предлагая частным клиентам широкий спектр банковских услуг.
В то же время резко обострилось соперничество банков и специализированных кредитных институтов, выполнявших различные банковские операции: денежные расчеты, краткосрочное кредитование, операции с пластиковыми карточками, ведение текущих счетов, прием средств во вклады и т.д. В России примером таких компаний до 1998 г. были финансовые и торговые фирмы «Гермес», «Тибет», «ОЛБИ» и другие. В настоящее время практически все ФПГ в России выполняют те или иные виды банковских операций и услуг. Проблема же заключается в том, что в настоящее время в России нет специального банковского (или иного финансового) законодательства, регулирующего деятельность ФПГ на рынке банковских операций и услуг. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах.
В мировой практике такие всемирно известные корпорации, как IBM, General Electric, Ford Motor Company, American Telephone and Telegraph и другие, проникали в сферу банковских услуг, создавая финансовые конгломераты, осваивая новые для себя кредитные и расчетные операции путем создания или покупки уже действующих финансовых учреждений, проводящих операции на денежном рынке и рынке ссудных капиталов. Их деятельность не подпадает под банковское законодательство, строго регламентирующее проведение операций, поскольку финансовые подразделения данных корпораций выполняют лишь некоторые банковские функции (например, выдают ссуды без привлечения средств в депозиты или выполняют расчеты, или только привлекают сбережения), за что получили название “небанковских банков” (nonbank banks). Например, один из старейших инвестиционных банков США Merill Linch, имеющий представительства на многих фондовых биржах и выполняющий разнообразные операции по размещению корпоративных ценных бумаг (что по закону Гласса-Стигала до 1999 г. Было запрещено коммерческим банкам США), ввел новую форму обслуживания клиентов – “счет управления наличностью” (management cash account). На данном счете с помощью новейших компьютерных технологий были объединены операции по обслуживанию пластиковых карт, купле-продаже ценных бумаг, приему вкладов, оплате чеков и т.д.