Такой подход, по моему мнению, неприемлем, так как семья П. стала повторно нуждающейся в жилом помещении в силу объективных причин, умышленного ухудшения жилищных условий допущено не было. Тем не менее сегодня семья П. лишена возможности получить даже ту часть социальной выплаты, которая финансируется из федерального бюджета, хотя нормы Подпрограммы… и Правил… не исключает возможность получения ею государственной помощи на улучшение жилищных условий.
Таким образом, анализ действующих в настоящее время нормативных актов, регулирующих предоставление социальной выплаты на приобретение жилья молодым семьям, а также практики их применения позволяет выявить следующие проблемы:
1) наличие противоречий между нормативными актами разного уровня с точки зрения установления условий участия молодых семей в программах по улучшению жилищных условий;
2) отсутствие положений, позволяющих молодым семьям, не имеющим право на получение помощи в улучшении жилищных условий в виде субсидии в соответствии с региональной или муниципальной программой по причине того, что ранее им оказывалась помощь из соответствующих бюджетов на улучшение жилищных условий в рамках иных программ, получить хотя бы ту часть социальной выплаты, которая должна была финансироваться за счет федерального бюджета;
3) неправильное толкование применяемых норм, когда семьям, ранее воспользовавшимся государственной помощью в улучшении жилищных условий, которая им предоставлялась не как молодым семьям, а по иным основаниям, отказывается в предоставлении помощи в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.
Устранение указанных недостатков требует внесения изменений в соответствующие нормативные акты, но в текущем году истекает срок реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. Однако в настоящее время разработан проект федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, в которой предусмотрена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». В связи с этим считаю необходимым направить настоящее заключение для сведения в Правительство Российской Федерации, Главе Администрации Волгоградской области и в соответствующие муниципальные образования с целью недопущения аналогичных ситуаций при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в случае ее утверждения.
Уполномоченный по правам человека
в Волгоградской области В.А. Ростовщиков
уполномоченный по правам человека в Волгоградской области | |
400131, г.Волгоград, ул.Пушкина, 14 тел./факс 38-83-62; тел. 38-83-60 e-mail: upl@volganet.ru | |
№ 11-06-012 | 28 июня 2010 года |
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
о нарушении социальных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях
К Уполномоченному по правам человека в Волгоградской области поступают обращения жителей г. Волгограда по вопросу обеспечения прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находившихся под опекой близких родственников. Проблема заключается в следующем. Иногда опекунами и попечителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, назначаются их бабушки и дедушки, которые не могут работать и полноценно обеспечивать все их потребности. Выполнять свои функции им позволяют получаемые от государства денежные средства на содержание таких детей. Однако предусмотренные законодательством выплаты на содержание подопечных прекращаются с достижением детьми 18-летнего возраста, даже если к этому моменту их обучение в общеобразовательном учреждении еще не окончено.
В результате материальное положение указанных граждан серьезно ухудшается. В то же время законодательство предусматривает нахождение на полном государственном обеспечении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае обучения их в профессиональных образовательных учреждениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации и Законом Волгоградской области «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью» №1450-ОД от 20 апреля 2007 года (в редакции от 17 июля 2009 года) дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, которое реализуется путем выплаты опекунам и попечителям определенных ежемесячных и единовременных денежных сумм. Но попечительство прекращается при достижении ребенком 18-летнего возраста, в связи с чем прекращается и выплата денежных сумм на его содержание.
В то же время достижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, 18-летнего возраста не всегда означает прекращение их права на получение содержания от государства. Причем право на получение содержания от государства тесно связано с правом указанных граждан на образование и направлено именно на обеспечение права на образование. Так пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в редакции от 17 декабря 2009 года) предусмотрено зачисление на полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период до окончания ими данного образовательного учреждения. Более того, в случае обучения по очной форме в указанных образовательных учреждениях, право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке сохраняется за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания образовательного учреждения даже после достижения ими 23 лет.
В развитие данных положений пункт 1 статьи 3 Закона Волгоградской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» №1147-ОД от 15 декабря 2005 года
(в редакции от 21 апреля 2010 года) определяет, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по очной форме во всех типах образовательных учреждений профессионального образования Волгоградской области, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими этих образовательных учреждений. А в случае обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего образования, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за указанными лицами право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке сохраняется и после достижения ими 23 лет.
В то же время ни федеральным законодательством, ни законодательством Волгоградской области не предусмотрено сохранение содержания за счет государства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае достижения ими 18-летнего возраста в период обучения в общеобразовательных учреждениях. Это и стало причиной указанных выше обращений к Уполномоченному.
Между тем, достижение в период обучения в общеобразовательном учреждении 18 лет нередко является результатом объективно складывающихся обстоятельств. Дети принимаются в общеобразовательные учреждения в возрасте от 6,5 до 8 лет[191], а срок обучения по программе среднего (полного) общего образования на сегодняшний день составляет 11 лет. Поэтому достижение 18-летнего возраста до окончания обучения по указанной программе не является исключительным случаем.
Таким образом складывается ситуация, при которой наличие у граждан, относящихся к одной и той же категории (лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), права на получение содержания от государства ставится в зависимость от того, в каком образовательном учреждении они обучаются – общеобразовательном или профессионального образования. Представляется, что такое различие необоснованно объективными причинами и нарушает равенство прав и свобод человека и гражданина, предусмотренное частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Считаю, что в целях обеспечения права на образование лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и достигших во время такого обучения
18-летнего возраста, за ними необходимо сохранять право на содержание до окончания ими общеобразовательного учреждения.
В настоящее время подпункт 2.1 пункта 1 статьи 4 Закона Волгоградской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям, и предоставлению им мер социальной поддержки» от 12 декабря 2005 года №1144-ОД предоставляет органам местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий право на принятие решения о выплате денежных средств на содержание обучающегося в общеобразовательном учреждении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения им 18 лет до окончания общеобразовательного учреждения. Однако соответствующие расходы не учитываются при расчете суммы субвенции, которую будет получать из областного бюджета муниципальные районы и городские округа при выполнении государственных полномочий по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, они должны будут финансироваться из местных бюджетов.